Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. У...

Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. У всех у нас позади школа, в которой нас пытались образовать, с тем или иным успехом запихнуть в наши головы некоторое количество нужной и не очень информации.

Одному Богу известно, зачем мы с горем пополам изучали какие-то котангенсы, твердили законы Ньютона (я твердо помню, что их явно больше одного), запоминали, что гипербола может быть не только в литературе, а также читали книжки, авторы которых никогда не предполагали, что пишут для 15-16 летних подростков.

Лишь закончив среднюю школу, можно безнаказанно признаться в том, что не испытываешь трепета от чтения некоторых «программных» произведений русской литературы. Да, я очень хорошо помню, как «вгрызалась» в книгу с одной мыслью: «Нужно прочитать за один раз, чтоб больше никогда к этому тексту не возвращаться».

Откровенно говоря, творчество Островского для меня тоже прошло именно с этим девизом. Безусловно, все было прочитано, образы Катерины и Ларисы Огудаловой изложены согласно канонам программы средней школы, но названия (да и содержание, чего уж там) пьес остались где-то в глубинах памяти вместе с мелодией школьного звонка и запахом булочек в столовой.

Третьего дня встретила я афишу пьесы «Лес» с Марией Ароновой в главной роли. Воскресенье, иной культурной программы как-то не нарисовалось, и я решила посетить этот спектакль - не столько Островского вспомнить, сколько Марию Валерьевну послушать.

Что я могу сказать, когда захлестывают впечатления? Практически только пищать… В спектакле, кроме Ароновой были заняты Вячеслав Гришечкин, Григорий Сиятвинда, Родион Вьюшкин, Анна Якунина и другие. Скромность декораций с лихвой компенсируется актерской игрой. Действие воспринимается на одном дыхании, каждый артист гармоничен в своей роли. Воистину, нужно обладать феноменальным талантом, чтобы настолько ярко представить далеко не новый сюжет. Зрительный зал хохотал, рыдал и повизгивал, дамы утирали остатки косметики, мужчины ослабили галстучные узлы.

Всего в моем архиве три спектакля с Марией Ароновой, каждый из них запомнился, нашел место в душе, каждый я с удовольствием бы рекомендовала всем друзьям и знакомым. Теперь я могу совершенно точно сказать, что Мария Аронова – это знак качества, и можно спокойно идти на любой спектакль с ней, она не подведет ????.
We all learned a little bit, something and somehow. We all behind us have a school in which we were trying to form, with some success or another, shoving a certain amount of necessary and not very much information into our heads.

God only knows why we studied some cotangents with grief in half, repeated Newton's laws (I firmly remember that they are obviously more than one), remembered that hyperbole can be not only in literature, but also read books, whose authors never suggested that they write for 15-16 year olds.

Only after finishing high school, one can admit with impunity that one does not experience the thrill of reading some “program” works of Russian literature. Yes, I remember very well how I “burst into bites” into the book with one thought: “It is necessary to read at once, so that I will never return to this text again”.

Frankly, the work of Ostrovsky for me, too, passed precisely with this motto. Of course, everything was read, the images of Katerina and Larisa Ogudalova are set out according to the canons of the secondary school program, but the titles (and the content, which is already there) of the plays remained somewhere in the depths of memory along with the melody of the school bell and the smell of buns in the dining room.

The third day I met the play bill “Forest” with Maria Aronova in the title role. Sunday, I didn’t see a different cultural program, and I decided to attend this performance - not so much Ostrovsky to remember, as Maria Valerievna to listen.

What can I say when impressions are overwhelming? Practically only squeaking ... In the performance, besides Aronova, Vyacheslav Grishechkin, Grigory Siyatvinda, Rodion Vyushkin, Anna Yakunina and others were busy. The modesty of the scenery is more than offset by the acting. The action is perceived in one breath, each artist is harmonious in his role. Truly, you need to have a phenomenal talent to so vividly present a far from new storyline. The auditorium laughed, sobbed and squealed, the ladies wiped off the remnants of cosmetics, the men loosened their tie knots.

A total of three performances with Maria Aronova in my archive, each of them was remembered, I found a place in the soul, I would gladly recommend everyone to my friends and acquaintances. Now I can definitely say that Maria Aronova is a quality mark, and you can safely go to any show with her, she will not let you down ????.
У записи 26 лайков,
1 репостов,
1292 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ульяна Воронина

Понравилось следующим людям