Умер Юрий Любимов. Да, я понимала, что человек...

Умер Юрий Любимов. Да, я понимала, что человек не вечен, что Юрию Петровичу уже не 17 лет, а 97. Мы не были знакомы. Но его смерть – это моя личная потеря. Сегодня я подумала о том, что «театр» как понятие начался для меня в 1991 году с любимовского «Высоцкого» на Таганке. Тогда мне удалось купить билет на этот спектакль только «в нагрузку» с абонементом на какие-то вечера чтений произведений непонятных авторов. По-другому достать билет на Таганку было невозможно, хотя это был уже далеко не «золотой век» театра. И с тех пор, что бы я ни смотрела, какими бы театрами ни увлекалась, всегда был Любимов: «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Обмен», «Дом на набережной», «Живой», «Мастер и Маргарита», «Борис Годунов», «Живаго», «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Медея», «Театральный роман», «Евгений Онегин», «Горе от ума»… Это только те спектакли, что вспомнились, пока я пишу. Были, конечно, ещё и другие. Какие-то из спектаклей нравились больше, некоторые (например, «Павшие и живые», показанные в 1995 году и всего один раз – 9 мая, на День Победы) потрясали даже не до глубины души, а совсем глубоко-глубоко. Были, конечно, спектакли, которые я не поняла и не приняла. Но всё равно любимовская Таганка была моим Театром. И из этого театра в 2011-м я, как зритель, «ушла» вместе с Любимовым, после его конфликта с артистами.
Почему-то сейчас вспомнились два эпизода, связанных с Любимовым. 1996 год. Я впервые поехала за границу – в Скандинавию. В Швеции, в Стокгольме, когда мы проезжали на автобусе мимо Королевского драматического театра, экскурсовод с невероятной гордостью сказала: «Вот здесь поставил спектакль Юрий Любимов». Из её уст это звучало как самое яркое событие в истории театра. Сильно подозреваю, что именно так оно и было…
Два года назад, на премьере «Бесов» в Театре Вахтангова я, понимая, что после спектакля вряд ли смогу пробраться к Любимову, подошла к нему перед третьим звонком с цветами: «Юрий Петрович, это вам!» А он, взяв букет в руки, как-то по-детски трогательно и удивлённо, несмотря на свои тогдашние 95 лет и все режиссёрские заслуги, сказал: «Что же вы перед спектаклем дарите? Вдруг не понравится».
Были ещё спектакли – «Князь Игорь» в Большом и совсем недавняя, майская премьера этого года, «Школа жён» в Новой опере. Я не любительница оперы как вида искусства, но у меня ни разу не возникало и капли сомнения – идти или не идти на любимовскую постановку. Одно имя режиссёра было показателем класса и качества спектакля, вне зависимости от жанра постановки или театра, где эта постановка состоялась.
Горько и очень больно… Вечная память.
Died Yuri Lyubimov. Yes, I understood that man is not eternal, that Yuri Petrovich is not 17 years old, but 97. We did not know each other. But his death is my personal loss. Today I thought that “theater” as a concept began for me in 1991 with Lyubov’s “Vysotsky” on Taganka. Then I managed to buy a ticket for this performance only “in the load” with a subscription for some evenings of reading works by obscure authors. It was impossible to get a ticket to Taganka in another way, although it was already far from the “golden age” of the theater. And since then, no matter what I watched, whatever theaters I was fond of, Lyubimov has always been: “Good man from Cezuan”, “Fallen and alive”, “Exchange”, “House on the embankment”, “Living”, “Master and Margarita ”,“ Boris Godunov ”,“ Zhivago ”,“ Crime and Punishment ”,“ Teenager ”,“ Brothers Karamazov ”,“ Medea ”,“ Theater novel ”,“ Eugene Onegin ”,“ Woe from Wit ”... This is only those performances that I remembered while I write. There were, of course, others. Some of the performances were liked more, some (for example, “The Fallen and the Alive”, shown in 1995 and only once - on May 9, on Victory Day) did not shock even to the depths of the soul, but very deeply. There were, of course, performances that I did not understand and did not accept. But still Lyubov Taganka was my Theater. And in 2011, as a spectator, I “left” this theater with Lyubimov after his conflict with the artists.
For some reason, two episodes related to Lyubimov were recalled now. 1996 year. I went abroad for the first time - to Scandinavia. In Sweden, in Stockholm, when we passed the Royal Drama Theater by bus, the guide said with incredible pride: “Here Yuri Lyubimov staged the play.” From her lips it sounded like the most striking event in the history of the theater. I strongly suspect that this is exactly how it was ...
Two years ago, at the premiere of “Demons” at the Vakhtangov Theater, I, realizing that after the performance I could hardly get to Lyubimov, approached him before the third bell with flowers: “Yuri Petrovich, this is for you!” And he picked up the bouquet , somehow childishly touching and surprised, in spite of your then 95 years and all director's merits, he said: “What are you giving to the performance? Suddenly I won’t like it. ”
There were also performances - “Prince Igor” at the Bolshoi and the most recent May premiere of this year, “School of Wives” at the New Opera. I am not a lover of opera as a form of art, but I have never had a drop of doubt whether to go or not to go on a Lyubov's production. One director’s name was an indicator of the class and quality of the performance, regardless of the genre of the production or the theater where this production took place.
Bitter and very painful ... Eternal memory.
У записи 6 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Перфильева

Понравилось следующим людям