Для утверждения добродетели совершенно недостаточно нравственных проповедей, высокопарных...

Для утверждения добродетели совершенно недостаточно нравственных проповедей, высокопарных призывов вроде «любите ближнего», «жертвуйте собой ради общего блага». Конечно, всегда были и будут люди, способные к альтруизму и самопожертвованию, но это подвижники-одиночки. Большинство вовсе не таково.

Говоря о морали для большинства, необходимо найти для нее более надежное основание, чем альтруизм или чувство долга. Таким основанием был признан личный интерес.

Автором теории личного интереса стал Гельвеции, чья книг «Об уме» была сожжена по решению парижского парламента. Ему не обходимо было разрешить общую для всех этических учений проблему: каким образом может быть согласован интерес индивида с интересом общества.

Согласно Гельвецию человек — это эгоист, каждый любит себя и безразличен к другим. Любовь к себе естественна, как естественно чувство самосохранения, она проистекает из самой природы человеческого существа: обладая физической чувствительностью, то есть испытывая боль и удовольствие, мы, естественно, стремимся к удовольствию и сторонимся страданий. Себялюбие, которое обычно осу­ждается как нечто низкое и отвратительное, в действительности этически нейтральное явление, поскольку это явление природы. Все человеческие поступки и отношения строятся на этом фундаменте, каждый стремится к собственному удовольствию, пользе и выгоде, то есть преследует личный интерес. Ради собственного удовольствия мы любим и дружим. Вовсе не бескорыстна и честность, поскольку поступающий честно и справедливо рассчитывает на уважение окружающих, а уважение дает ему возможность влиять на людей, извлекая из этого выгоды и преимущества. Даже в обществе люди объединяются из-за любви к себе, понимая, что этот союз им выгоден. Здравый смысл подсказывает члену сообщества: целесообразнее поступиться частью своих интересов, чем добиваться своей выгоды любыми средствами, лучше ограничить себя в чем-то, чем потерять все. Так здравый смысл преобразует грубый эгоизм в эгоизм разумный.

Высшей нравственной задачей оказывается не воспитание альтруизма во имя призрачного общего блага, а воспитание разумного эгоизма во имя пользы каждого.

Гельвеции становится родоначальником утилитаризма, философского направления, которому суждена была громкая популярность в следующем столетии.
For the establishment of virtue there are absolutely not enough moral sermons, lofty calls like “love your neighbor”, “sacrifice yourself for the common good”. Of course, there have always been and will be people capable of altruism and self-sacrifice, but they are single devotees. Most are not like that.

Speaking of morality for the majority, it is necessary to find a more reliable basis for it than altruism or a sense of duty. Such a basis was recognized as a personal interest.

The author of the theory of personal interest was Helvetius, whose book "On the Mind" was burned by the decision of the Paris Parliament. He needed to solve a common problem for all ethical teachings: how the interest of the individual can be reconciled with the interest of society.

According to Helvetius, man is an egoist, everyone loves himself and is indifferent to others. Self-love is natural, as a natural sense of self-preservation, it stems from the very nature of the human being: having physical sensitivity, that is, experiencing pain and pleasure, we naturally seek pleasure and avoid suffering. Self-love, which is usually condemned as something low and disgusting, is in fact an ethically neutral phenomenon, since it is a natural phenomenon. All human actions and relationships are built on this foundation, each striving for their own pleasure, benefit and advantage, that is, pursuing a personal interest. For our own pleasure, we love and make friends. It is not disinterested and honesty at all, since the one who acts honestly and fairly relies on the respect of others, and respect gives him the opportunity to influence people, taking from this benefits and advantages. Even in society, people unite because of the love of themselves, realizing that this union benefits them. Common sense tells a member of the community: it is more expedient to sacrifice a part of one’s own interests than to achieve one’s profit by any means, it’s better to limit oneself to something than to lose everything. So common sense converts coarse egoism into reasonable egoism.

The highest moral task is not the education of altruism in the name of the illusive common good, but the education of rational egoism for the benefit of everyone.

Helvetia becomes the progenitor of utilitarianism, a philosophical trend that was destined for loud popularity in the next century.
У записи 47 лайков,
29 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Валерий Сопин

Понравилось следующим людям