Хочу поделиться своими мыслительными процессами и познаниями, которые возникли у меня при посещении выставки «Византия сквозь века». Рассматривая древние скульптуры и иконы, особенно последнее, я отметила, что некоторых образов я просто не знаю, например «Богоматерь с Младенцем Хозовиотисса или Мавромата». Но суть не в этом. Там посчастливилось примкнуть к одной экскурсии, где экскурсовод достаточно подробно разбирала символику икон, в чем я совсем не сильна. Она водила группу от одной иконы Пантократора к другой, раскрывая тот или иной образ, где сохраняя общий канон, иконописцам удавалось передать разный «настрой» иконы. Я застала рассказ о каноническом писании одежды Христа Пантократора – пурпурный хитон и синий гиматий (плащ). Пока экскурсия продолжалась, я пошла дальше, встав у иконы «Ветхозаветная Троица». Буквально летом, обсуждая икону Рублева «Святая Троица» с [id15066247|Юлей] , мы задавали друг другу вопрос о том, Кто есть Кто из этих трех Ангелов? И, как-то традиционно определили для себя, что средний Ангел – есть Бог Отец. И тут, стоя у византийской иконы, меня вдруг осеняет – так ведь центральный Ангел одет как раз в пурпурный хитон и синий гиматий!!! Так что же получается, посередине Сын? Спросить было не у кого, экскурсовод был занят. В интернете прочитала несколько статей с анализом, который каждый имеет свою логическую основу. После чего, я сначала совсем запуталась, кто же в центре? Основные версии две: в центре Сын и в центре Отец.
Основное, что мне показалось важным в «защиту» версии о Сыне:
• Значение самой иконы – как будущей жертвенности Сына (символ голова теленка в чаше, также находится в центре), соответственно, по смысловой нагрузке вполне возможно, что Сын должен быть в центре
• Одежда, точно повторяющая одежду Христа Пантократора
• Нашла более древние иконы, которые в то время еще назывались «Гостеприимство Авраама», тогда еще было принято подписывать Ангела, который олицетворял Сына. Так вот, этот Ангел был в центре.
*** И как я поняла, до Рублева было принято на нимбе центрального Ангела указываться крест, что является символом Христа. Рублев же имел иную задачу, переведя "гостеприимство" в равенство и величие трех ипостасей Троицы.
Ну а в целом, конечно же, совершенно не важно, Кто есть Кто, ведь это ипостаси Одного! Но соприкоснуться с древней иконой, было крайне благодатно в прямом смысле, и в смысле ее значения. Спасибо выставке!)
Основное, что мне показалось важным в «защиту» версии о Сыне:
• Значение самой иконы – как будущей жертвенности Сына (символ голова теленка в чаше, также находится в центре), соответственно, по смысловой нагрузке вполне возможно, что Сын должен быть в центре
• Одежда, точно повторяющая одежду Христа Пантократора
• Нашла более древние иконы, которые в то время еще назывались «Гостеприимство Авраама», тогда еще было принято подписывать Ангела, который олицетворял Сына. Так вот, этот Ангел был в центре.
*** И как я поняла, до Рублева было принято на нимбе центрального Ангела указываться крест, что является символом Христа. Рублев же имел иную задачу, переведя "гостеприимство" в равенство и величие трех ипостасей Троицы.
Ну а в целом, конечно же, совершенно не важно, Кто есть Кто, ведь это ипостаси Одного! Но соприкоснуться с древней иконой, было крайне благодатно в прямом смысле, и в смысле ее значения. Спасибо выставке!)
0
У записи 7 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юлия Ким