Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, становится создателем. Ребенок, который учится работать руками, головой и сердцем, становится творцом.
Руки, голова, сердце
Малыш, который совсем недавно казался крошечным, теперь уже не держится за мамину юбку и даже говорит: "Я сам". Он любит по двадцать раз в день рассказывать наизусть стишок "Милый котик сел на плотик, моет ротик и животик". Он подружился с соседским карапузом. У него уже есть любимые сказки и игры. В песочнице он подрался из-за синего совочка. Он взрослеет.
Мамочки малышей-ровесников с детской площадки вовсю обсуждают, в каком детсаду ребенку будет лучше: в одном - каждый день кормят ананасами, в другом - учат английскому, в третьем - как раз набирает группу самая добрая в мире воспитательница. Куда же податься?
В поисках ответа на этот вопрос я набрела на вальдорфскую педагогику, которая не спешит нагружать малое дитя иностранными языками и математикой, а предлагает сначала научить кроху осознавать себя в мире, воспитать его яркой, свободной личностью.
А начинают вальдорфцы с заботы о трех человеческих сущностях: теле, душе и духе. Иными словами, педагоги рассматривают ребенка как целостного, гармоничного человека во всех его проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Рудольф Штайнер, австриец по происхождению, ученый, художник и философ, основал первую вальдорфскую школу в1919 году в немецком городе Штутгарте. В ее основе - глубокое понимание внутреннего мира ребенка: кто он, как развивается, как откликается на воздействие окружающего мира. Задача такого образования - разностороннее развитие малыша. Обучение, в которое включены и руки, и голова, и сердце. Обучение, которое не загружает детскую память, требуя от дошкольника механического запоминания стихотворения, алфавита, порядка чисел. Может быть, поэтому вальдорфским педагогам удается сохранить и приумножить в каждом ребенке искреннюю любовь к учению?
Ребенок копирует и подражает
Согласно вальдорфской концепции, развитие ребенка идет семилетними циклами. И первое семилетие - самое важное. Оно является фундаментом для дальнейшей жизни, в нем закладывается основа для здоровой сильной воли в чувствах, мыслях, поступках и стремлениях. В ребенке формируются самые глубокие пласты и уровни личности. Именно поэтому на первый план выступают не формальные требования к знаниям, а человеческие отношения с воспитателем, общее самочувствие малыша в детском саду, атмосфера в группе. Развитее ребенка начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Так приобретается жизненный опыт, потом на его основе делаются выводы и строятся теории.
Малыш в этом возрасте - единый орган чувств, он открыт окружающему миру, впитывает его, словно губка. Все хорошие и плохие поступки, радость и гнев, мимика и интонации взрослых - все это ребенок воспринимает, и, подражая, обучается.
Малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу, наиболее близкому к естественным законам природы, свойственно подражание, то есть неосознанное копирование поведения. Поэтому в вальдорфских детских садах нет деления на группы: младшую, среднюю, старшую. Есть разновозрастная группа, в которой дети от 3,5 до 6 лет живут, как в большой семье. Маленький ребенок стремится подражать старшим, участвовать во всем, что они делают, и обучаться. А дети постарше подражают воспитателю и закрепляют свои навыки, помогая малышам.
Ритмы жизни
В детском саду дети живут в ритме дня, недели, года. Причем эта ритмичность не является каким-то надуманным педагогическим изобретением, а соответствует великой мудрости наших предков: жить в согласии с тем, что нас окружает, что было и будет всегда, независимо от нас и наших желаний, - явлениями природы, сменой времен года.
Ритм является носителем здоровья, с ритмом связаны все жизненные процессы. И если создать для ребенка определенный ритм, дать возможность проживать неизменную последовательность событий своей жизни, то он обретет уверенность и спокойствие. Ритм недели связан с повторяющимися по одним и тем же дням занятиями.
Годовой ритм связан со сменами времен года - зимой, весной, летом и осенью. Каждый сезон приносит с собой особенные чувства, которые воспитатель передает детям в игре, хороводе, стихах, песнях, занятиях рукоделием и живописью. Например, зимой дети лепят из теплого воска, который передает малышам чувство защищенности и уют. Летом ребята рисуют акварельными красками, которые несут с собой свежесть и прохладу. Весной, когда природа пробуждается, воспитатель рассказывает о том, что пришло время обработки земли, и малыши на детской площадке делают свои грядочки и сажают пшеницу, мастерят изделия из дерева, лозы, шерсти, ткани. Так дети переживают настроение сезона, и из этого сопереживания рождается чувство близости с природой. Завершение каждого сезона, целой эпохи для ребенка, всегда отмечают особенным праздником, который не готовят заранее и не репетируют изо дня в день. Он как бы рождается сам собою и становится кульминацией всех чувств. И самое лучшее угощение на нем - это пироги, выпеченные детскими ручонками из муки, которую они сами смололи из пшеницы, которую они сами вырастили!
Жизнь в сказке
Ну а самый главный праздник для каждого ребенка - это, конечно же, его День Рождения. Малыш принимает поздравления, сидя на троне. А воспитатель рассказывает сказочную историю о появлении на свет именинника - о появлении не как случайном событии, а как о долгожданном подарке любящим родителям от Ангела-хранителя, который будет сопровождать ребенка всю жизнь и помогать ему в самые трудные минуты...
"Вдох" и "выдох"
Режим дня в вальдорфском садике связан с "вдохом" и "выдохом". "Вдох" - это время, когда воспитатель занимает внимание детей: хоровод, сказка, живопись, лепка, пальчиковые и жестовые игры. "Выдох" - это свободное время малышей, которое связано с игрой или деятельностью взрослых. Например, воспитатель делает игрушки, шьет, вяжет или рисует, а ребятишки, заинтересовываясь его занятием и подражая ему, тоже втягиваются в работу. Это может быть подготовка к празднику, рукоделие, плетение корзин, рисование мелками, выпекание булочек. Детям не задают определенной темы, и нет никакого давления извне. Стимул - только интерес ребенка, его фантазия, всячески поддерживаемые и развиваемые взрослыми.
Как же строится вальдорфский день? Первый "вдох" - это утренний круг, ритмическая игра-действие, в которой дети вместе с воспитателем проговаривают и поют какой-нибудь игровой сюжет. Такой способ занятий позволяет малышам, непоседам и егозам, соединить свои возрастные особенности с занимательными речевыми упражнениями в виде игры. Дети копируют определенные движения-жесты воспитателя, ритмически двигаются. Повторяя эти игры каждый день в ненавязчивой форме, ребята запоминают стихи и песни. У них развивается память, а движения день ото дня становятся более четкими и скоординированными. Каждую неделю малыши узнают новую сказку, которую воспитатель рассказывает или показывает в виде театрального мини-представления. Дети, подражая взрослому, не только сами начинают рассказывать эти сказки, но и придумывают новые. Развиваются и музыкальные способности малышей, слух и чувство ритма - ведь в группе много поют. А пение воспитатель сопровождает игрой на флейте, ксилофоне, лире или другом народном инструменте. Так, благодаря игре, сказкам и музыке, решается одна из главных задач воспитания маленького человечка - созвучие души и тела.
Пальчиковые и жестовые игры, которыми малыши занимаются после дневного сна (это второй "вдох"), развивают мелкую моторику рук и речи. Ведь каждый пальчик, как и все человеческое тело, имеет свое представительство в коре больших полушарий мозга, которые расположены очень близко к центрам речи. Так, благодаря интересным занятиям, у малышей развивается речь.
За "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, координирующие движения и чувство равновесия, и игры-ожидания… Что это такое? Представьте: воспитатель в один тканевой мешочек насыпает, например, кофейные зерна, в другой - каштаны, в третий - соль (вариантов очень много). А детишки по внешнему виду мешочков, ощупывая их, и запуская ручонки во внутрь, стараются угадать, что же там спрятано. Такие игры развивают интуицию, осязание и внимание.
Детское искусство
Один раз в неделю в группе проводят занятия различными видами искусства. Это и живопись акварельными красками, и рисование цветными восковыми мелками, и лепка из пчелиного воска или воскового пластилина. Сначала малыши разогревают воск в своих ручках, а когда он становится теплым и более пластичным, то сам начинает согревать маленькие пальчики. Лепка развивает моторику и чувствительность кистей и пальцев.
Во время рисования или, правильнее, "игры с красками", детям не задают общей темы, их воображение не привязывается к заданному шаблону. Воспитатель лишь побуждает малышей к творческому фантазированию. И если рисунки малышей обычного детсада впоследствии мало чем отличаются друг от друга (и ничего удивительного - там хвалят за похожесть, приводя в пример "правильные", "хорошие" рисунки), то в вальдорфской группе все дети рисуют так интересно и своеобразно, что удивляют даже специалистов. Ведь каждый ребенок одарен врожденным талантом не просто слышать звуки или видеть цвета, но и душой откликаться на их воздействие.
Очень важно, что детское творчество воспитатель не оценивает как хорошее или плохое. Собственное произведение всегда нравится ребенку, и это дает ему желание продолжать творить, не оглядываясь на то, похож его результат на образец или нет.
Игра в камушки
Игрушки в вальдофских садиках рукотворны или природны. Это камушки, нитки, желуди, деревянные кубики, вязанные или шитые самодельные куклы и фигурки животных. Они позволяют малышу пофантазировать, додумать что-то свое, сочинить новую сказку, в отличие от детально прорисованных пластмассовых игрушек, не оставляющих шанса для детских "придумок". Но не только самоделки у
Руки, голова, сердце
Малыш, который совсем недавно казался крошечным, теперь уже не держится за мамину юбку и даже говорит: "Я сам". Он любит по двадцать раз в день рассказывать наизусть стишок "Милый котик сел на плотик, моет ротик и животик". Он подружился с соседским карапузом. У него уже есть любимые сказки и игры. В песочнице он подрался из-за синего совочка. Он взрослеет.
Мамочки малышей-ровесников с детской площадки вовсю обсуждают, в каком детсаду ребенку будет лучше: в одном - каждый день кормят ананасами, в другом - учат английскому, в третьем - как раз набирает группу самая добрая в мире воспитательница. Куда же податься?
В поисках ответа на этот вопрос я набрела на вальдорфскую педагогику, которая не спешит нагружать малое дитя иностранными языками и математикой, а предлагает сначала научить кроху осознавать себя в мире, воспитать его яркой, свободной личностью.
А начинают вальдорфцы с заботы о трех человеческих сущностях: теле, душе и духе. Иными словами, педагоги рассматривают ребенка как целостного, гармоничного человека во всех его проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Рудольф Штайнер, австриец по происхождению, ученый, художник и философ, основал первую вальдорфскую школу в1919 году в немецком городе Штутгарте. В ее основе - глубокое понимание внутреннего мира ребенка: кто он, как развивается, как откликается на воздействие окружающего мира. Задача такого образования - разностороннее развитие малыша. Обучение, в которое включены и руки, и голова, и сердце. Обучение, которое не загружает детскую память, требуя от дошкольника механического запоминания стихотворения, алфавита, порядка чисел. Может быть, поэтому вальдорфским педагогам удается сохранить и приумножить в каждом ребенке искреннюю любовь к учению?
Ребенок копирует и подражает
Согласно вальдорфской концепции, развитие ребенка идет семилетними циклами. И первое семилетие - самое важное. Оно является фундаментом для дальнейшей жизни, в нем закладывается основа для здоровой сильной воли в чувствах, мыслях, поступках и стремлениях. В ребенке формируются самые глубокие пласты и уровни личности. Именно поэтому на первый план выступают не формальные требования к знаниям, а человеческие отношения с воспитателем, общее самочувствие малыша в детском саду, атмосфера в группе. Развитее ребенка начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Так приобретается жизненный опыт, потом на его основе делаются выводы и строятся теории.
Малыш в этом возрасте - единый орган чувств, он открыт окружающему миру, впитывает его, словно губка. Все хорошие и плохие поступки, радость и гнев, мимика и интонации взрослых - все это ребенок воспринимает, и, подражая, обучается.
Малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу, наиболее близкому к естественным законам природы, свойственно подражание, то есть неосознанное копирование поведения. Поэтому в вальдорфских детских садах нет деления на группы: младшую, среднюю, старшую. Есть разновозрастная группа, в которой дети от 3,5 до 6 лет живут, как в большой семье. Маленький ребенок стремится подражать старшим, участвовать во всем, что они делают, и обучаться. А дети постарше подражают воспитателю и закрепляют свои навыки, помогая малышам.
Ритмы жизни
В детском саду дети живут в ритме дня, недели, года. Причем эта ритмичность не является каким-то надуманным педагогическим изобретением, а соответствует великой мудрости наших предков: жить в согласии с тем, что нас окружает, что было и будет всегда, независимо от нас и наших желаний, - явлениями природы, сменой времен года.
Ритм является носителем здоровья, с ритмом связаны все жизненные процессы. И если создать для ребенка определенный ритм, дать возможность проживать неизменную последовательность событий своей жизни, то он обретет уверенность и спокойствие. Ритм недели связан с повторяющимися по одним и тем же дням занятиями.
Годовой ритм связан со сменами времен года - зимой, весной, летом и осенью. Каждый сезон приносит с собой особенные чувства, которые воспитатель передает детям в игре, хороводе, стихах, песнях, занятиях рукоделием и живописью. Например, зимой дети лепят из теплого воска, который передает малышам чувство защищенности и уют. Летом ребята рисуют акварельными красками, которые несут с собой свежесть и прохладу. Весной, когда природа пробуждается, воспитатель рассказывает о том, что пришло время обработки земли, и малыши на детской площадке делают свои грядочки и сажают пшеницу, мастерят изделия из дерева, лозы, шерсти, ткани. Так дети переживают настроение сезона, и из этого сопереживания рождается чувство близости с природой. Завершение каждого сезона, целой эпохи для ребенка, всегда отмечают особенным праздником, который не готовят заранее и не репетируют изо дня в день. Он как бы рождается сам собою и становится кульминацией всех чувств. И самое лучшее угощение на нем - это пироги, выпеченные детскими ручонками из муки, которую они сами смололи из пшеницы, которую они сами вырастили!
Жизнь в сказке
Ну а самый главный праздник для каждого ребенка - это, конечно же, его День Рождения. Малыш принимает поздравления, сидя на троне. А воспитатель рассказывает сказочную историю о появлении на свет именинника - о появлении не как случайном событии, а как о долгожданном подарке любящим родителям от Ангела-хранителя, который будет сопровождать ребенка всю жизнь и помогать ему в самые трудные минуты...
"Вдох" и "выдох"
Режим дня в вальдорфском садике связан с "вдохом" и "выдохом". "Вдох" - это время, когда воспитатель занимает внимание детей: хоровод, сказка, живопись, лепка, пальчиковые и жестовые игры. "Выдох" - это свободное время малышей, которое связано с игрой или деятельностью взрослых. Например, воспитатель делает игрушки, шьет, вяжет или рисует, а ребятишки, заинтересовываясь его занятием и подражая ему, тоже втягиваются в работу. Это может быть подготовка к празднику, рукоделие, плетение корзин, рисование мелками, выпекание булочек. Детям не задают определенной темы, и нет никакого давления извне. Стимул - только интерес ребенка, его фантазия, всячески поддерживаемые и развиваемые взрослыми.
Как же строится вальдорфский день? Первый "вдох" - это утренний круг, ритмическая игра-действие, в которой дети вместе с воспитателем проговаривают и поют какой-нибудь игровой сюжет. Такой способ занятий позволяет малышам, непоседам и егозам, соединить свои возрастные особенности с занимательными речевыми упражнениями в виде игры. Дети копируют определенные движения-жесты воспитателя, ритмически двигаются. Повторяя эти игры каждый день в ненавязчивой форме, ребята запоминают стихи и песни. У них развивается память, а движения день ото дня становятся более четкими и скоординированными. Каждую неделю малыши узнают новую сказку, которую воспитатель рассказывает или показывает в виде театрального мини-представления. Дети, подражая взрослому, не только сами начинают рассказывать эти сказки, но и придумывают новые. Развиваются и музыкальные способности малышей, слух и чувство ритма - ведь в группе много поют. А пение воспитатель сопровождает игрой на флейте, ксилофоне, лире или другом народном инструменте. Так, благодаря игре, сказкам и музыке, решается одна из главных задач воспитания маленького человечка - созвучие души и тела.
Пальчиковые и жестовые игры, которыми малыши занимаются после дневного сна (это второй "вдох"), развивают мелкую моторику рук и речи. Ведь каждый пальчик, как и все человеческое тело, имеет свое представительство в коре больших полушарий мозга, которые расположены очень близко к центрам речи. Так, благодаря интересным занятиям, у малышей развивается речь.
За "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, координирующие движения и чувство равновесия, и игры-ожидания… Что это такое? Представьте: воспитатель в один тканевой мешочек насыпает, например, кофейные зерна, в другой - каштаны, в третий - соль (вариантов очень много). А детишки по внешнему виду мешочков, ощупывая их, и запуская ручонки во внутрь, стараются угадать, что же там спрятано. Такие игры развивают интуицию, осязание и внимание.
Детское искусство
Один раз в неделю в группе проводят занятия различными видами искусства. Это и живопись акварельными красками, и рисование цветными восковыми мелками, и лепка из пчелиного воска или воскового пластилина. Сначала малыши разогревают воск в своих ручках, а когда он становится теплым и более пластичным, то сам начинает согревать маленькие пальчики. Лепка развивает моторику и чувствительность кистей и пальцев.
Во время рисования или, правильнее, "игры с красками", детям не задают общей темы, их воображение не привязывается к заданному шаблону. Воспитатель лишь побуждает малышей к творческому фантазированию. И если рисунки малышей обычного детсада впоследствии мало чем отличаются друг от друга (и ничего удивительного - там хвалят за похожесть, приводя в пример "правильные", "хорошие" рисунки), то в вальдорфской группе все дети рисуют так интересно и своеобразно, что удивляют даже специалистов. Ведь каждый ребенок одарен врожденным талантом не просто слышать звуки или видеть цвета, но и душой откликаться на их воздействие.
Очень важно, что детское творчество воспитатель не оценивает как хорошее или плохое. Собственное произведение всегда нравится ребенку, и это дает ему желание продолжать творить, не оглядываясь на то, похож его результат на образец или нет.
Игра в камушки
Игрушки в вальдофских садиках рукотворны или природны. Это камушки, нитки, желуди, деревянные кубики, вязанные или шитые самодельные куклы и фигурки животных. Они позволяют малышу пофантазировать, додумать что-то свое, сочинить новую сказку, в отличие от детально прорисованных пластмассовых игрушек, не оставляющих шанса для детских "придумок". Но не только самоделки у
0
У записи 2 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анна Денисова-Кошурина