Ровно год назад, 12 мая, нелепо погиб, сверзнувшись...

Ровно год назад, 12 мая, нелепо погиб, сверзнувшись с лестницы у себя дома в Цюрихе, выдающийся мастер современной живописи Ганс Рудольф Гигер (Hans Rudolf "Rüdi" Giger). Было ему на тот момент семьдесят четыре года. Самое время вспомнить, чем же был (да и есть) славен этот человек.

Родился Ганс Рудольф в швейцарском городе Кур Граубюнден 5 февраля 1940 года в семье аптекаря. Впервые общественность смогла ознакомиться с плодами его творчества в 1959 году, когда в школьном журнале родного города, а также в ряде самиздатовских журналов был опубликован цикл его странных рисунков «Атомные дети». Десять лет спустя Гигер уже устраивал персональные выставки, в продаже появились плакаты с репродукциями его работ. Но настоящая громкая слава была впереди: в 1977 году вышла книга его рисунков «Некрономикон Г.Р. Гигера» — название, конечно же, отсылает нас к мифическому «Некрономикону», придуманному Говардом Филлипсом Лавкрафтом, литературное наследие которого дало Гигеру обильную пищу для ума.

Увлечение мистикой, причудливые фантомы из собственных ночных кошмаров — всё это вылилось в галерею удивительных гротескных образов: полулюди-полунасекомые-полумеханизмы, вписанные в странные интерьеры из едва завуалированных половых органов, пронизанных элементами агрегатов непонятного назначения, лоснящиеся мертвенно-бледные поверхности, болезненный эротизм и образы смерти… картины Гигера шокируют, но высочайшее мастерство исполнения неизменно притягивает внимание, заставляя вновь и вновь изучать хитро сконструированные образы и пейзажи. Кстати, Гигер один из первых при написании картин стал использовать аэрограф — устройство, напыляющее краску тоненькой струйкой.

Именно «Некрономикон Гигера» является чревом, породившим одного из самых известных киномонстров — инопланетную хищную тварь из фильма «Чужой». Приступая к работе над этой картиной, режиссёр Ридли Скотт долго не мог определиться с обликом монстра из чужих миров. Кто-то подсунул ему книгу Гигера… — «У меня глаза на лоб полезли!» — вспоминал Ридли Скотт. Так Гигер получил эту работу. Выбранный из книги образ был немного изменён (смягчены некоторые слишком уж эротичные детали), эскизы отправлены в Англию — но тамошние мастера показали неудовлетворительный результат, и тогда Гигер, весьма щепетильно относящийся к качеству воплощения своих идей в жизнь, взялся за дело сам. Пять месяцев он проработал в Англии, создавая не только костюм инопланетного чудища, но и все фазы развития монстра, от яйца до взрослой особи. Заодно придумав дизайн инопланетного звездолёта и его интерьеры, облик «космического жокея» и пейзажи далёкой мрачной планеты, где этот звездолёт был обнаружен землянами.

Впечатляющие результаты этого титанического труда известны всем. В 1980 году Гигер получил статуэтку «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Его наработки использовались во всех последующих продолжениях «Чужого». На этом фильме сотрудничество талантливого швейцарца с кинематографистами не закончилось: последовала работа над такими фантастическими картинами, как «Полтергейст-2», «Особь», «Дюна» (для этой картины Гигер придумал причудливую мебель и облик гигантского Песчаного Червя). И конечно же, без участия Гигера не обошлась работа над приквелом «Чужого» — «Прометеем» (2012 год).

Неудивительно, что вызывающий, бьющий по глазам стиль Ганса Гигера оказался востребован в таком экстравагантном направлении искусства, как рок-музыка. Художник часто и охотно оформлял обложки пластинок. Пожалуй, самые его известные работы в этой области — конверты альбомов E.L.P. “Brain Salad Surgery” (1973 год), Steve Stevens “Atomic Playboys” (1989 год), Дэби Херри (вокалистка группы Blondie) «Koo Koo” (1981 год). Влиятельным журналом «Rolling Stone” они включены в список 100 выдающихся обложек альбомов 20 века. Также известны созданные им необычные микрофонные стойки для вокалиста группы KOЯN Джонатана Дэвиса. А гитарная фирма IBANEZ купила права на использование гигеровских работ в оформлении серии электрогитар.

Ну, и нелишне также напомнить несомненное мощное влияние биомеханической эстетики Гигера на развитие компьютерных игр и тематику татуировок.

А закончу я эту статью часто цитируемым, провокационным по форме, но верным по смыслу высказыванием Тимоти Лири по поводу творчества Гигера: «Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдём. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки — за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше — в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Переверните страницу. Наши города похожи на гигантские муравейники, населённые колониями насекомых, безликих и уродливых. И это — мы».
0
У записи 8 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Петр Маркин

Понравилось следующим людям