Аджан Буддадасa и тюрьма жизни Разговор о классической...

Аджан Буддадасa и тюрьма жизни

Разговор о классической буддийской доктрине, а точнее, о ее существовании в двадцатом столетии невозможен без обращения к личности и проповеди величайшего тайского монаха Аджана Буддадаса (аджан – тайск. произношение санскр. слова «ачарья» – учитель), теоретика и практика медитации дыхания (випассаны), основателя крупнейшего монастыря в Таиланде Суан Мок, религиозного лидера, чей духовный авторитет признается представителями разных конфессий. К сожалению, на сегодняшний день наследие Аджана Буддадаса не так хорошо известно в России, как работы тибетских учителей или рассказы об индийских святых, но для настоящего практикующего это наследие истинная драгоценность. Собственно, мировоззрение и учение Буддадаса Бхикку – это традиционный взгляд тхеравады, и именно поэтому они достойны внимания настоящих буддистов, да и всех искателей истины. Аджан постоянно читал лекции – и для монахов, и для саманеров (послушников), и для иностранцев, традиционно приезжавших для изучения практики медитации. Он любил повторять, что синонимом слова «жизнь» является слово «тюрьма». Почему? В тюрьме человек несвободен. Он попадает в нее, встав на неправильный путь, имея заблуждения и негативные действия. Жизнь, как учил Будда, состоит из страданий (пали: дукха), к которым приводят те же самые неблагие поступки, мысли и слова. Однако основой несвободы являются не нарушения моральных принципов, а привязанность (пали: упадана). Во «Фрагменте о воспитании беспристрастности» (его декламация входит в утреннюю церемонию тхеравады) говорится: «Услышав Дхамму, мы знаем следующее: рождение – страдание, старость – страдание, смерть – страдание, плач, стенания, боль, скорбь и отчаяние – страдание, связь с неприятным – страдание, разлучение с приятным – страдание, неполучение желаемого – страдание, короче говоря, пять совокупностей объектов привязанности – страдание. Эти пять совокупностей таковы: совокупность объектов тела, совокупность объектов чувства, совокупность объектов восприятия, совокупность объектов сознания, совокупность объектов умственного конструирования». Таким образом, одно из основных положений Дхаммы заключается в том, что привязанность к чему-либо порождает страдания, избавление от которых – цель практики. Аджан Буддадас говорит: «Везде, где есть упадана, – там же есть и неволя. Эта неволя может быть положительной или отрицательной; и то, и другое – одинаковая неволя. Восприятие вещей как «я» или «моё» и соответствующая привязанность к ним – условия возникновения неволи. Когда мы к чему-то привязаны, мы застреваем в этом – так же, как если бы мы застряли в тюрьме.» Привязанность выражается в отношении к вещам и людям как к «моим», «нашим», в отделении «Я» от других, от природы. Изучение Дхаммы и практика – это способ разрушения тюрьмы, путь к истинному счастью, когда человеческий ум становится свободен от разделения явлений на «мои» и «чужие», да и вообще – свободен от всех разделений, потому что мир – един, а настоящее понимание единства – суть просветления, о чем говорят индийские гуру. Бхикку (монах) замечает: «Сердце буддизма – всего лишь в том, чтобы вырвать с корнем или вырезать эту упадану. Тогда дуккха будет закончена. Пожалуйста, поймите, что это сердце всего буддизма» Устранение привязанностей – это основа буддийской практики, несмотря на то, как эта практика оформлена внешне: обращением к сонму божеств (Тибет), благородной випассаной (Южный буддизм), декламацией сложных гатх (буддийских стихов) или начитыванием кругов мантр, длительной медитацией и осмыслением коанов – все равно, главное – это убить в себе привязанность, очистить свой ум. Практику по устранению упаданы Аджан Буддадас считает гораздо более важной, чем изучение языков, заучивание текстов, следование ритуалам. В «Катха Упанишаде» сказано: «Одни действия рождают благо, другие – удовольствия». Удовольствия и благо – это прямо противоположные вещи. Одни люди относятся к жизни как к постоянной вечной радости, но радости чувственной, а не Божественной. Они тратят жизнь на достижение материальных благ и поиск наслаждений. Другие – те, кто
0
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Павел Хон

Понравилось следующим людям