В общем-то, конечно, лучше быть любимым, чем ненавидимым. Это какое-то расширение взаимных шансов. Понимаете, когда вы сами любите другого человека, ваше отношение к нему — это его шанс быть тем, что вы в нём иллюзорно видите, — быть лучше. В этом случае жизнь не превращается в ад. Если бы все делалось каждый раз по ясности (а ясность — это сомнительно, но тем не менее мы всегда якобы ясно видим что-то), то жизнь была бы адом. Совершенно жутким адом. И там не было бы основного элемента — философского отношения к жизни.
Философское отношение к жизни простое — это отношение к жизни, в которой нет ни заслуги, ни вины. Нет заслуги в том смысле, что мир не устроен так, что если что-то у тебя случается, то потому, что ты это заработал или заслужил, и если случается что-то плохое, то это не потому, что ты что-то такое сделал и виноват, и есть какая-то инстанция, какой-то глаз, который за этим следит и тем самым по отношению к тебе злонамерен. У мира нет никакого отношения к нам, слава богу.
Большинство людей смотрит так: «пожалуйста, мир, оплати мне по счетам, если я сделал что-то». Скажем, вся теория классовой борьбы вырастает из такого представления, что есть какие-то добронамеренные или злонамеренные агенты в мире, некоторые маленькие дьяволята, которые к тебе все время как-то относятся. А вот решить, что к тебе никак не относятся и, в общем-то, миру это в действительности безразлично, всё складывается иначе, — это уже значит занимать философскую позицию по отношению к миру.
Мераб Мамардашвили
Философское отношение к жизни простое — это отношение к жизни, в которой нет ни заслуги, ни вины. Нет заслуги в том смысле, что мир не устроен так, что если что-то у тебя случается, то потому, что ты это заработал или заслужил, и если случается что-то плохое, то это не потому, что ты что-то такое сделал и виноват, и есть какая-то инстанция, какой-то глаз, который за этим следит и тем самым по отношению к тебе злонамерен. У мира нет никакого отношения к нам, слава богу.
Большинство людей смотрит так: «пожалуйста, мир, оплати мне по счетам, если я сделал что-то». Скажем, вся теория классовой борьбы вырастает из такого представления, что есть какие-то добронамеренные или злонамеренные агенты в мире, некоторые маленькие дьяволята, которые к тебе все время как-то относятся. А вот решить, что к тебе никак не относятся и, в общем-то, миру это в действительности безразлично, всё складывается иначе, — это уже значит занимать философскую позицию по отношению к миру.
Мераб Мамардашвили
0
У записи 78 лайков,
3 репостов,
2260 просмотров.
3 репостов,
2260 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Саша Гагарин