"Сейчас я занимаюсь тем, что стою по колено...

"Сейчас я занимаюсь тем, что стою по колено в воде и рою болото. От плохого питания и тяжелого физического труда с каждым днем все более слабею. Здоровье чрезвычайно плохое..." - писал художник Борис Свешников из лагеря.
В 1946 году его, студента московского художественного училища, арестовали как члена террористической группы, готовившей покушение на Сталина. Обвинение разваливалось на глазах - Свешников не знал своих "сообщников", но никого это не смущало.
"Мрак, холод, снег и дождь. С самого утра ноги мокры, как губка. Если выжать портянки, то вода польется ручьем. К вечеру мороз крепчает, и ноги обледеневают. Ко всему этому прибавляются иные радости, вроде проливного дождя, идущего целый день. В такую погоду вы, вероятно, боитесь высунуть на улицу нос, а я работаю под небом. Чертовски надоело все это. Страшно надоело".
Каждую ночь на протяжении долгих лагерных лет он рисовал, и только эти рисунки его и спасали. "Я нахожусь в мире своей фантазии, и она отвращает меня от всего остального. В действительности я, как альбатрос на палубе корабля, становлюсь смешным и нелепым. Несмотря ни на что, я живу в своем мире, созданном мною или невесть кем. Однако мир этот так обширен и глубок, что по сравнению с ним все тяготы действительности кажутся мне ничтожными и переносимыми".
Лубянка, Лефортово, Ухтижемлаг. В письмах родным он просил прислать ему репродукции Босха, Гойи, Гейнсборо и Моне. "У рисунков Свешникова обратимый смысл. Кто не знает, что это про лагерь и в лагере нарисовано, так и не догадается. Пускай. Пусть так и будет. Пусть останется - неузнанным. Это лучше: искусство. Знающий (я чуть было не сказал - посвященный), присмотревшись, различит кое-где частокол, помойку, бараки, тюрьму: кто-то уже повесился, а кто-то просто сидит и ждет своего срока. Этих локальных (лагерных) ассоциаций до странности мало. Не зарисовки с натуры, а сновидения вечности, скользящие по стеклу природы или истории. Маленький лагерь, маленький этап. А мир громаден и беззащитен", - писал о его работах Андрей Синявский. Действительно, то тут, то там - намеки на старинные музейные картины, галантные сцены, фантасмагории, причудливый и странный, завораживающий мир.
Только в 1954 году Свешников вышел из лагеря. Потом иллюстрировал произведения Гофмана, Гёте, Андерссена, братьев Гримм, Метерлинка, Паустовского для Гослитиздата.
"Действительный мир только трамплин, чтобы лететь туда, в страну фантазий". "Единственное мое желание - порвать нити этой действительности и навсегда перевоплотиться в свою мечту", - писал он в лагере. С днем чекиста. С днем палача.
0
У записи 19 лайков,
0 репостов,
517 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Нина Фрейман

Понравилось следующим людям