«Осень» Али Смит (шорт-лист прошлогоднего «Букера») издатели называют не иначе как «роман-коллаж». Определение расплывчатое и удобное — под него можно подогнать целую кучу книг. Многие литературные произведения состоят из разрозненных кусочков и, еще по пушкинскому определению, являют собой «собранье пестрых глав». «Осень» далеко не самый яркий пример литературной обрывистости и коллажности. Меня больше поразило, что это роман ПРО коллаж и, отчасти, про коллажистку по имени Полин Боти. Она сама и ее работы сильнейшим образом повлияли на главных героев книги, очень, кстати, нетипичную парочку — старика и девочку, которые стали лучшими друзьями на всю жизнь.
« — Вы путаете слова, мистер Глюк, — сказала Элизавет. — Коллаж — это когда вырезают картинки вещей или цветные фигурки и наклеивают их на бумагу.
- Не согласен, — сказал Дэниел. — Коллаж — это учебное заведение, в котором все правила можно подбросить в воздух, а размер, пространство, время, передний и задний планы становятся относительными, и благодаря этим навыкам все твои мнимые знания превращаются во что-то новое и необычное».
Вот такие они ведут разговоры. И Элизавет поступает и в колледж, и в коллаж, потому что через всю жизнь проносит образы, созданные в ее сознании мистером Глюком.
Старик-сосед в подробностях описывал ей работы Полин Боти – так он учил ее смотреть на мир, не отгораживаясь от него рамками приличия и вообще какими бы то ни было рамками. Почему, собственно, женщина не может быть больше луны? Почему к картине не могут быть приклеены розовые кружева? Почему на голове у Бельмондо не может вырасти гигантский цветок? Все это может быть, все это так и есть — где-то. И вот, повзрослев и став искусствоведом, девочка наконец увидела коллажи и картины Боти своими глазами.
Тут в фантазийное повествование врывается реальность. Полин Боти — не выдуманный персонаж, а реальный человек, одна из зачинательниц британского поп-арта, автор коллажей, витражей и картин. В 60-е ее художественные работы наделали много шума, сама она много снималась для журналов, играла в кино. Но ее жизнь оборвалась в 28 лет. Когда Полин забеременела, у нее обнаружили рак. От лечения она отказалась, боясь навредить ребенку, и умерла через несколько месяцев после родов. Ее работы на долгое время были преданы забвению — пылились на чердаке у отца и в сарае у брата. Лишь недавно ее заново открыли, обратили внимание на то, что Полин во многом была новатором, на то, каким ярким, сочным было ее искусство, на то, как она воспевала женскую сексуальность.
Али Смит пишет о самой Полин Боти, о героинях ее картин, о том, как созданные ей образы продолжают жить и поддерживают жизнь в других людях. Есть в «Осени» и интересная, местами очень смешная линия взаимоотношений матери и дочери, и рефлексия по поводу Брекзита. Роман легкий, как осенний лист, который хочется спрятать между книжных страниц, чтобы он подольше сохранился. Впрочем, для засушенного листа он слишком сочный. Вроде как это первая часть некого Сезонного квартета. Так что, надеюсь, будет продолжение.
Иллюстрации: работы Полин Боти, она сама и обложка книги.
« — Вы путаете слова, мистер Глюк, — сказала Элизавет. — Коллаж — это когда вырезают картинки вещей или цветные фигурки и наклеивают их на бумагу.
- Не согласен, — сказал Дэниел. — Коллаж — это учебное заведение, в котором все правила можно подбросить в воздух, а размер, пространство, время, передний и задний планы становятся относительными, и благодаря этим навыкам все твои мнимые знания превращаются во что-то новое и необычное».
Вот такие они ведут разговоры. И Элизавет поступает и в колледж, и в коллаж, потому что через всю жизнь проносит образы, созданные в ее сознании мистером Глюком.
Старик-сосед в подробностях описывал ей работы Полин Боти – так он учил ее смотреть на мир, не отгораживаясь от него рамками приличия и вообще какими бы то ни было рамками. Почему, собственно, женщина не может быть больше луны? Почему к картине не могут быть приклеены розовые кружева? Почему на голове у Бельмондо не может вырасти гигантский цветок? Все это может быть, все это так и есть — где-то. И вот, повзрослев и став искусствоведом, девочка наконец увидела коллажи и картины Боти своими глазами.
Тут в фантазийное повествование врывается реальность. Полин Боти — не выдуманный персонаж, а реальный человек, одна из зачинательниц британского поп-арта, автор коллажей, витражей и картин. В 60-е ее художественные работы наделали много шума, сама она много снималась для журналов, играла в кино. Но ее жизнь оборвалась в 28 лет. Когда Полин забеременела, у нее обнаружили рак. От лечения она отказалась, боясь навредить ребенку, и умерла через несколько месяцев после родов. Ее работы на долгое время были преданы забвению — пылились на чердаке у отца и в сарае у брата. Лишь недавно ее заново открыли, обратили внимание на то, что Полин во многом была новатором, на то, каким ярким, сочным было ее искусство, на то, как она воспевала женскую сексуальность.
Али Смит пишет о самой Полин Боти, о героинях ее картин, о том, как созданные ей образы продолжают жить и поддерживают жизнь в других людях. Есть в «Осени» и интересная, местами очень смешная линия взаимоотношений матери и дочери, и рефлексия по поводу Брекзита. Роман легкий, как осенний лист, который хочется спрятать между книжных страниц, чтобы он подольше сохранился. Впрочем, для засушенного листа он слишком сочный. Вроде как это первая часть некого Сезонного квартета. Так что, надеюсь, будет продолжение.
Иллюстрации: работы Полин Боти, она сама и обложка книги.
0
У записи 17 лайков,
0 репостов,
569 просмотров.
0 репостов,
569 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Нина Фрейман