Как вы, может быть, уже слышали, под Хабаровском собираются построить огромный психоневрологический интернат только для женщин на 400 мест. Обойдется это в 1,2 млрд рублей. Сейчас много говорят и пишут о том, что ПНИ в нынешнем виде — это кошмар, что людей там лишают всего, чего только можно лишить, что за те деньги, которые выделяются на так называемую «реформу ПНИ», можно было бы сделать все совершенно иначе — так, чтобы у людей была жизнь, а не мука. По официальной статистике на 2016-й год, в ПНИ проживали 148,8 тысяч человек. Почти столько людей живет на Петроградке. Или в Подмосковных Мытищах. Или в Уссурийске. Представьте, что всех этих людей заперли на всю оставшуюся жизнь в нечеловеческих условиях.
Я прекрасно понимаю, что можно сколько угодно сыпать такими вот цифрами и буквами, а толку будет мало — все это звучит как абстракция и выглядит как абстракция. Одной публицистикой тут не обойтись. Мне прочувствовать и понять, насколько это страшно и неправильно, помогла одна очень классная книга. Называется она «Наверно я дурак», антропологический роман. Автор — Анна Клепикова. Несколько лет назад, чтобы написать магистерскую диссертацию по антропологии, Клепикова отправилась волонтером в дом-интернат для детей-инвалидов, затем, тоже в качестве волонтера, пришла во взрослый психоневрологический интернат. «Наверно я дурак» — исследование, которое неожиданно обрело документально-художественную форму, лаконичная проза безо всяких стилистических изысков, которая производит сильнейшее впечатление.
Как и другие волонтеры, Анна изо дня в день кормила, одевала, раздевала, мыла, высаживала на горшки, выводила гулять, обучала навыкам общения детей и подростков со множественными нарушениями, много работала и со взрослыми. Она пыталась подобрать ключ к тем, кто, кажется, навеки заперт в себе, не в силах подать даже простейший сигнал о своих потребностях; помогала обрести хотя бы небольшие повседневные радости людям, полностью отрезанным от окружающего мира и осознающим свое положение.
Сила книги — в сдержанном тоне исследователя, которым Клепикова описывает даже самые страшные, физиологичные подробности жизни в закрытых учреждениях. Не пытаясь выбить из читателя слезу, не давая однозначной оценки поступкам сотрудников интерната и волонтеров, Клепикова ведет летопись жизни, о которой большинство «обычных» людей ничего не знает.
Почти сухо пишет Анна о том, какие чувства будят в ней искалеченные тела и судьбы. Клепикова-антрополог ведет анализ, Клепикова-художник скупыми красками рисует пронзительную и завораживающую картину, в которой, несмотря на мрак, есть приглушенный внутренний свет. Источник его переменчив. Этот свет в какой-то момент может исходить даже от самой грубой санитарки. Может быть, вспыхнет он всего на миг, осветит мрачный, убогий мир интерната, и становится ясно, насколько этот мир уродлив. Уродливый мир делает черствыми людей, принимающих его как должное.
«Наверно, я дурак» — не манифест, не ответ на вопрос, что со всем этим делать. Это сильнейшее произведение на стыке документальной и художественной прозы, которое, как ни странно, читается на одном дыхании. Прочитать его стоит именно сейчас, когда определяется судьба ПНИ на ближайшие десятилетия, когда решается, получат ли десятки тысяч людей хоть какие-то права, или так и останутся угнетенными, отчужденными, невидимыми. Выпустило книгу издательство Европейского университета. Видела ее недавно в «Своих книгах». Я очень ее советую. Всем. Она прекрасна. Она делает ситуацию с ПНИ осязаемой и близкой. И новости про строительство новых-старых ПНИ раз и навсегда перестают быть абстракциями.
#стоппни #стоппнихабаровск #нет_пни_хабаровск
Я прекрасно понимаю, что можно сколько угодно сыпать такими вот цифрами и буквами, а толку будет мало — все это звучит как абстракция и выглядит как абстракция. Одной публицистикой тут не обойтись. Мне прочувствовать и понять, насколько это страшно и неправильно, помогла одна очень классная книга. Называется она «Наверно я дурак», антропологический роман. Автор — Анна Клепикова. Несколько лет назад, чтобы написать магистерскую диссертацию по антропологии, Клепикова отправилась волонтером в дом-интернат для детей-инвалидов, затем, тоже в качестве волонтера, пришла во взрослый психоневрологический интернат. «Наверно я дурак» — исследование, которое неожиданно обрело документально-художественную форму, лаконичная проза безо всяких стилистических изысков, которая производит сильнейшее впечатление.
Как и другие волонтеры, Анна изо дня в день кормила, одевала, раздевала, мыла, высаживала на горшки, выводила гулять, обучала навыкам общения детей и подростков со множественными нарушениями, много работала и со взрослыми. Она пыталась подобрать ключ к тем, кто, кажется, навеки заперт в себе, не в силах подать даже простейший сигнал о своих потребностях; помогала обрести хотя бы небольшие повседневные радости людям, полностью отрезанным от окружающего мира и осознающим свое положение.
Сила книги — в сдержанном тоне исследователя, которым Клепикова описывает даже самые страшные, физиологичные подробности жизни в закрытых учреждениях. Не пытаясь выбить из читателя слезу, не давая однозначной оценки поступкам сотрудников интерната и волонтеров, Клепикова ведет летопись жизни, о которой большинство «обычных» людей ничего не знает.
Почти сухо пишет Анна о том, какие чувства будят в ней искалеченные тела и судьбы. Клепикова-антрополог ведет анализ, Клепикова-художник скупыми красками рисует пронзительную и завораживающую картину, в которой, несмотря на мрак, есть приглушенный внутренний свет. Источник его переменчив. Этот свет в какой-то момент может исходить даже от самой грубой санитарки. Может быть, вспыхнет он всего на миг, осветит мрачный, убогий мир интерната, и становится ясно, насколько этот мир уродлив. Уродливый мир делает черствыми людей, принимающих его как должное.
«Наверно, я дурак» — не манифест, не ответ на вопрос, что со всем этим делать. Это сильнейшее произведение на стыке документальной и художественной прозы, которое, как ни странно, читается на одном дыхании. Прочитать его стоит именно сейчас, когда определяется судьба ПНИ на ближайшие десятилетия, когда решается, получат ли десятки тысяч людей хоть какие-то права, или так и останутся угнетенными, отчужденными, невидимыми. Выпустило книгу издательство Европейского университета. Видела ее недавно в «Своих книгах». Я очень ее советую. Всем. Она прекрасна. Она делает ситуацию с ПНИ осязаемой и близкой. И новости про строительство новых-старых ПНИ раз и навсегда перестают быть абстракциями.
#стоппни #стоппнихабаровск #нет_пни_хабаровск
0
У записи 34 лайков,
3 репостов,
1175 просмотров.
3 репостов,
1175 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Нина Фрейман