Нарциссическое расстройство личности [МНОГАБУКАФФ] Нарцисси́ческое расстро́йство ли́чности —...

Нарциссическое расстройство личности [МНОГАБУКАФФ]

Нарцисси́ческое расстро́йство ли́чности — расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми, грандиозностью; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют. Нарциссические личности постоянно пытаются контролировать мнение окружающих о себе. Они склонны обесценивать практически всё окружающее их на свете, идеализируя при этом то, с чем ассоциируют самих себя.

Происхождение названия[править | править код]
Название произошло от героя греческой мифологии Нарцисса, который, согласно легенде, увидел в воде своё отражение, в которое влюбился, и не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер. После смерти был превращён богами в цветок нарцисс.
Описания[править | править код]
По Мак-Вильямс[править | править код]
Ненси Мак-Вильямс описывает личность с нарциссическим расстройством как «организованную вокруг поддержания самоуважения путём получения подтверждения со стороны», уточняя, что речь идёт о людях, для которых эта задача затмевает все остальные, а не о просто чувствительных к критике или похвалам. «Озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарциссические люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы». Также обращается внимание на то, что нарциссическая патология — это не сохранившееся до взрослого возраста нормальное детское чувство собственной грандиозности, а скорее компенсация ранних, и потому глобальных разочарований во взаимоотношениях. «Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд». В отличие от чувства вины, которое связано с ощущением, что ты поступил или поступал плохо, стыд — это чувство, что ты воспринимаешься плохим, что причина твоей «плохости» не в том, как ты поступаешь, а в том, как к тебе относятся другие. То есть для нарцисса локус контроля за его самоуважением находится где-то вне его, что и заставляет его постоянно пытаться контролировать мнение окружающих о себе. Нарциссические личности склонны обесценивать практически всё на свете, идеализируя при этом то, с чем ассоциируют самих себя. Всё неидеальное кажется им ничтожным, и наоборот, всё важное кажется им идеальным. Причём восприятие объектов может в любой момент резко диаметрально поменяться, так как грань между идеальным и ничтожным для нарцисса очень тонка. В связи с тем, что для нарциссической личности чрезвычайно важна способность людей поддерживать его, нарцисса, собственное чувство значимости, все остальные аспекты взаимоотношений меркнут для такого человека, и он испытывает большие сложности в том, чтобы уметь любить кого-либо. «Их потребность в других велика, но любовь к ним поверхностна»[3].

Большинство аналитиков считает, что люди становятся на этот путь, потому что другие используют их в качестве собственного нарциссического придатка… …Нарциссические пациенты могут оказаться чрезвычайно важными для родителей или других заботящихся о них лиц не благодаря тому, кем они в действительности являются, а потому, что выполняют некую функцию. Противоречивое послание о том, что его ценят (но только за ту особую роль, которую он играет), заставляет ребёнка чувствовать: если его настоящие чувства — в особенности враждебные и эгоистические — обнаружатся, за этим последует отвержение или унижение. Это способствует развитию «ложного Я» — представления другим только того приемлемого, чему он научился.
— Нэнси Мак-Вильямс[3]
По Кернбергу[править | править код]
Согласно Кернбергу, нарциссические черты характера сильно пересекаются с истероидными, и, в случае тяжёлых личностных расстройств истерической группы, те и другие черты встречаются в комплексе.
Сверх-Я нарциссической личности не развито, также не развито Я-идеальное, и главной личностной целью может становиться достижение статусных атрибутов, характерных для данного общества.
Нарцисс с трудом способен к межличностной близости, он не способен любить, как и ревновать — нарциссическая ревность возникает только постфактум, когда вторая сторона объявляет о разрыве отношений. Партнёр нужен нарциссу как зеркало для отражения себя.
Согласно Кернбергу, мужской промискуитет, как правило, имеет нарциссическую природу, женский же — встречается практически при любом расстройстве личности[4].
Нарциссическая мать как правило не способна удовлетворять эмоциональные потребности своего ребёнка и способствует передаче нарциссической патологии из поколения в поколение.

Нарциссическая травма (патогенез)[править | править код]
Основная статья: Нарциссическая травма
Личности тех, кто воспитывался нарциссическими людьми или просто имел слишком много травматического опыта взаимодействия с ними, во многих случаях несут на себе специфический след, называемый «нарциссической травмой», и представляющий собой повышенную чувствительность к стыду (настолько сильный стыд внутри, что он блокируется и его нет, он не существует для окружающих), а также трудность в поддержании «границ» между собой и окружающими людьми. Большинство людей с нарциссической травмой либо так же, как нарциссические личности, вкладывают много сил в поддержание ощущения своей сверхзначимости, либо склонны безропотно выполнять прихоти окружающих, боясь сталкиваться с их гневом.
Между тем, в отличие от настоящих нарциссических личностей, нарциссически травмированные люди сохраняют достаточный уровень рефлексии, чтобы иметь возможность осознавать собственные зависть, стыд и вину.
Сторонники психодинамического направления более, чем остальные теоретизируют в отношении нарциссического расстройства личности, опять же постулируя, что это расстройство начинается с холодных, отвергающих ребёнка родителей. По их мнению, некоторые люди с подобной предысторией проводят свою жизнь, постоянно защищаясь от чувства неудовлетворённости, неприятия окружающими, несостоятельности и страха перед миром (Wink, 1996), раз за разом убеждая себя, что они действительно совершенны (хотя в действительности они могут оказываться скорее с задержанным развитием, в силу того, что не принимают критики в свой адрес и отказываются совершенствоваться, так как и так считают себя уже совершенными) и желанны, и стремятся вызвать восхищение у окружающих (Vaillant, 1994). Последователи теории объектных отношений, кроме того, полагают, что эти индивидуумы формируют собственный величественный образ с целью убедить себя в том, что они полностью самодостаточны и не нуждаются в тёплых отношениях со своими родителями или с кем бы то ни было ещё (Kernberg, 1989; Siomopoulos, 1988). В подтверждение психодинамических теорий исследователи обнаружили, что дети, с которыми плохо обращаются, и дети, родители которых находятся в разводе, чаще становятся жертвами нарциссического расстройства личности. То же самое относится и к детям, которых воспитывали приёмные родители или чьи мать или отец умерли (Kernberg, 1989).
Некоторые теоретики поведенческого и когнитивного направлений предполагают, что нарциссическое расстройство личности может возникать у людей в результате того, что в детстве с ними обращались слишком хорошо, а не слишком плохо. Они утверждают, что некоторые индивидуумы начинают верить в своё превосходство и величие, когда их «восхищающиеся и ослеплённые любовью родители» потакают им и раз за разом приучают детей «переоценивать собственные достоинства» (Millon, 1987). Эти идеи подтверждает следующий факт: первенцы и единственные дети, которых их родители действительно часто считают исключительно талантливыми или умными, в тестах, оценивающих нарциссические качества, набирают больше баллов, чем их сверстники (Curtis & Cowell, 1993).

Нарциссизм может приводить к социальной изоляции. Причин этому несколько: невозможность глубокой эмоциональной увлечённости другим человеком, а также убеждение в своей исключительности и чрезвычайной ценности, что затрудняет межперсональные контакты[2]:301. Убеждение в собственной исключительной ценности страдающего нарциссизмом рассматривается другими как кичливость и ничтожность, и является фактором, который препятствует глубоким эмоциональным связям и затрудняет контакты[2]:301. Когда над нарциссом насмехаются, пренебрежительно высказываются, то он относится к таковым действиям чрезмерно мстительно[1].

Эхо́ (др.-греч. Ἠχώ) — персонаж древнегреческой мифологии. Горная нимфа ореада, с именем которой в древнегреческой мифологии связывали природное явление эхо — отражение звука, например при крике в горах. С Эхо связаны несколько отличных друг от друга вариантов мифа.
Согласно наиболее распространённому, нашедшему в том числе отображение в литературной обработке Овидия, нимфа отвлекала Геру именно в те моменты, когда та собиралась поймать Зевса во время измены. Верховная богиня возмутилась. Эхо была лишена способности вести беседу, однако ей оставили возможность повторять слова за другими. Позже Эхо полюбила Нарцисса, однако была им отвергнута. Она начала чахнуть и истаяла, оставив лишь голос. Нарцисс был покаран за высокомерие и то, как поступил с Эхо и другими девушками. Он полюбил своё отражение в воде, причём так сильно, что не мог отойти от него ни на шаг и умер от голода и страданий.

В древнегреческой мифологии существует несколько противоречащих друг другу мифов относительно Эхо. Её называли горной нимфой, матерью Ямбы, в честь которой назван стихотворный размер ямб, а также Йинкс от Пана. Подругой Пана «болтливую деву» и «эфира и голоса чадо» Эхо называли Феокрит[1], Лукиан,[2], а также в одном из орфических гимнов[3][4][5][6]. По другой версии мифа Эхо предпочла Пану сатира[7].
Она упомянута у Пиндара за способность передавать вести из мира живых в царство мёртвых Аид[8].
0
У записи 1 лайков,
1 репостов,
46 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Григорий Неделько

Понравилось следующим людям