Рождество и кристмас
Вот я только что посмотрела диснеевский мультик из своего детства (видео прилагается; впрочем, для иллюстрации того, о чем я говорю, можно приложить любое детище американского кинематографа на рождественскую тему), меня немного передернуло и я стала упорно размышлять. Леля когда-то акцентировала (не знаю, возможно, ссылаясь на наблюдение еще кого-то) мое внимание на том, что в Гарри Поттере, поелику он такой весь из себя языческий, при описании празднования Рождества ни разу не был упомянут виновник, собственно, торжества. Сейчас, посмотрев приложенную картину от начала до конца (а Рождество здесь--центральная тема), я в равной степени ни единого намека на И.Х. не зафиксировала. Вообще, давайте пораскинем чем-нибудь и попытаемся припомнить, снабжается ли в западной культуре мотив Рождества хотя бы тенью религиозного смысла,--если язычество и всякие рождественские-поленья-загадай-исполнится не относить к религии? И, коли будем честны с собой, то признаем, что праздник сей теперь стал совершенно светским. Это тысячу раз уже говорили даже в новостях, я знаю, потому попытаюсь кратко.
Собственно, данный мультик меня заинтересовал именно выразительностью и прямолинейностью своего антиклерикального пафоса (пусть и вслух не изреченного, поскольку в детстве, кажется, я его не осознавала). Все метафоры очень толсты и не вызывают сомнений относительно своей трактовки. Вот, к примеру, главный агрессор здесь орган-человек, бывший придворный композитор. Он не любит Рождество за его веселость и беззаботность. И он не хочет снова становиться человеком в полном смысле этого слова, поскольку во образе органа видит в себе больше потенций. Однако же, разве не всем очевидно, что сей инструмент автоматически и безапелляционно должен проассоциироваться в наших седых головах со Святою Католической церковью (ранние протестантские конфессии не в счет, да-да, я знаю, что там тоже органчики), везде пихающей свою скорбную тяжеловесную музыку и беспощадно гасящей наше бодрое и праздничное расположение духа призывами к молитве, посту и прочим ретроградствам? Герой органа, разумеется, как и Католическая церковь (по крайней мере, все святое, что в ней когда-то было) наказывается и гибнет от рук веселых и положительных персонажей. Собственно, убивают его в Рождественскую же ночь, а потом как ни в чем не бывало приступают к торжеству. Даже Сатурналии, пожалуй, выглядели бы более одухотворенно.
Сими затянувшимися излияниями я пытаюсь провести мысль о том, что религия, начавшая заигрывать с явлениями, не склоняющимися в ее парадигме, рано или поздно обрушивается, как наш злополучный орган и как Св. Католическая церковь (не троллите меня баснями о том, что она стоит). Священное торжество, некогда украсившее себя чуть-чуть сверх меры мишурой искусства,-- а делалось это, как мне представляется, только-то для вящей сакральности,--в итоге оказалось погребенным под бессмысленными побрякушками. Превратилось даже не в языческий праздник -- вообще в какой-то симулякр.
Все вокруг превращается, нечего себе воображать, будто существуют нетронутые островки истинных ценностей. Ну, по крайней мере, никак не нетронутые.
Впрочем, все же поддержу второго умного человека, Вову, который выражал радость в связи с тем фактом, что в нашей замечательной стране праздник Нового года превалирует над Рождеством по массовости празднующих, капитализированности и освещаемости в СМИ. Те, кто хотят буйного веселья, содома и прочего ололо, свалятся под елку 1-го, те же, для кого важен Великий церковный праздник, пойдут молиться в храм 7-го.
Вселяет ли в меня что-нибудь надежду? Да нет же, помилуйте. Но хотелось бы.
Вот я только что посмотрела диснеевский мультик из своего детства (видео прилагается; впрочем, для иллюстрации того, о чем я говорю, можно приложить любое детище американского кинематографа на рождественскую тему), меня немного передернуло и я стала упорно размышлять. Леля когда-то акцентировала (не знаю, возможно, ссылаясь на наблюдение еще кого-то) мое внимание на том, что в Гарри Поттере, поелику он такой весь из себя языческий, при описании празднования Рождества ни разу не был упомянут виновник, собственно, торжества. Сейчас, посмотрев приложенную картину от начала до конца (а Рождество здесь--центральная тема), я в равной степени ни единого намека на И.Х. не зафиксировала. Вообще, давайте пораскинем чем-нибудь и попытаемся припомнить, снабжается ли в западной культуре мотив Рождества хотя бы тенью религиозного смысла,--если язычество и всякие рождественские-поленья-загадай-исполнится не относить к религии? И, коли будем честны с собой, то признаем, что праздник сей теперь стал совершенно светским. Это тысячу раз уже говорили даже в новостях, я знаю, потому попытаюсь кратко.
Собственно, данный мультик меня заинтересовал именно выразительностью и прямолинейностью своего антиклерикального пафоса (пусть и вслух не изреченного, поскольку в детстве, кажется, я его не осознавала). Все метафоры очень толсты и не вызывают сомнений относительно своей трактовки. Вот, к примеру, главный агрессор здесь орган-человек, бывший придворный композитор. Он не любит Рождество за его веселость и беззаботность. И он не хочет снова становиться человеком в полном смысле этого слова, поскольку во образе органа видит в себе больше потенций. Однако же, разве не всем очевидно, что сей инструмент автоматически и безапелляционно должен проассоциироваться в наших седых головах со Святою Католической церковью (ранние протестантские конфессии не в счет, да-да, я знаю, что там тоже органчики), везде пихающей свою скорбную тяжеловесную музыку и беспощадно гасящей наше бодрое и праздничное расположение духа призывами к молитве, посту и прочим ретроградствам? Герой органа, разумеется, как и Католическая церковь (по крайней мере, все святое, что в ней когда-то было) наказывается и гибнет от рук веселых и положительных персонажей. Собственно, убивают его в Рождественскую же ночь, а потом как ни в чем не бывало приступают к торжеству. Даже Сатурналии, пожалуй, выглядели бы более одухотворенно.
Сими затянувшимися излияниями я пытаюсь провести мысль о том, что религия, начавшая заигрывать с явлениями, не склоняющимися в ее парадигме, рано или поздно обрушивается, как наш злополучный орган и как Св. Католическая церковь (не троллите меня баснями о том, что она стоит). Священное торжество, некогда украсившее себя чуть-чуть сверх меры мишурой искусства,-- а делалось это, как мне представляется, только-то для вящей сакральности,--в итоге оказалось погребенным под бессмысленными побрякушками. Превратилось даже не в языческий праздник -- вообще в какой-то симулякр.
Все вокруг превращается, нечего себе воображать, будто существуют нетронутые островки истинных ценностей. Ну, по крайней мере, никак не нетронутые.
Впрочем, все же поддержу второго умного человека, Вову, который выражал радость в связи с тем фактом, что в нашей замечательной стране праздник Нового года превалирует над Рождеством по массовости празднующих, капитализированности и освещаемости в СМИ. Те, кто хотят буйного веселья, содома и прочего ололо, свалятся под елку 1-го, те же, для кого важен Великий церковный праздник, пойдут молиться в храм 7-го.
Вселяет ли в меня что-нибудь надежду? Да нет же, помилуйте. Но хотелось бы.
0
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Елена Стрельникова