Во многих сказках, в том числе и в...

Во многих сказках, в том числе и в религиях, есть некоторый создатель, который обладает какими-то могущественными силами, и этот творец порождает создание - человека, который намного слабее его, не обладают ни то что всемогуществом, вообще с трудом проявляют какие-либо способности, с трудом справляется с жизнью.

В принципе, что-то подобное мы можем наблюдать и в онтогенезе: родитель производит на свет дитя, которое без родителя способно только умереть - т.е. оно изначально слабее и менее способнее взрослого. Далее, ребенок растет, набирается сил, умений и в какой-то момент превосходит своего предка. К этому времени вполне возможно, что он сам уже стал родителем. В этих историях прослеживается некоторая похожая логика: создатель намного могущественнее своего создания. А дальше как пойдет: в жизни ребенок может превзойти своего родителя, в сказках герой может превзойти какое-то более древнее «божество».

Если же говорить про новые технологии и стремление человечества создать разумные машины, то тут, как мне кажется, концепция совсем другая: мы хотим создать машины, изначально превосходящие нас, чтобы они выполняли какие-то функции за нас: были более сильными, умными, быстрыми и т.д. И здесь мне интересен вопрос про то, кого мы создаем символически, и кем мы сами хотим стать относительно этих созданий: хотим ли мы быть ответственными творцами, как в сказках, или, как мне кажется, скорее это попытка создать себе «идеальных родителей», которые взяли бы на себя все функции связанные с нашим выживанием и комфортом? И тогда для меня это больше похоже на попытку вернуться, хотя бы отчасти, в наше прошлое, в наше раннее детство. Т.е. то, что мы создаем сегодня - это технологии, которые будут стремиться полностью нас обслужить, исключив необходимость каким-либо образом взрослеть и справляться с этой жизнью самостоятельно. Это создает возможность быть ребенком до конца дней своих.

И тогда вопрос восстания машин отпадает сам собой: машины тогда не бунтующие дети, для них неактуальна эдипальная (если в данном контексте можно использовать этот термин) проблематика, которая толкала бы их на восстание – они и так обладают всей властью, родительской властью, которую им передали вполне добровольно их подопечные. Скорее в отдаленном будущем можно было бы спрогнозировать восстание людей, стремящихся избавиться от «родительского» контроля роботов, если человечество доживет до этого этапа своего развития.
0
У записи 43 лайков,
3 репостов,
3951 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Чесноков

Понравилось следующим людям