Задания для развития скорости (быстроты) запоминания музыкального материала....

Задания для развития скорости (быстроты) запоминания музыкального материала.

Учащемуся предлагается несложная мелодия. Он внимательно играет ее с листа, затем ноты мелодии педагог убирает.

Задание:

сыграть данную мелодию по памяти,сыграть данную мелодию на октаву выше,сыграть данную мелодию от другого звука.Педагог исполняет на инструменте с пением знакомую для учащегося песню. Учащийся внимательно слушает. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на усвоение ритмической структуры:простучать ритмический рисунок мелодии;воспроизвести ритмический рисунок по фразам: педагог выстукивает – первую фразу, ученик – вторую фразу, педагог – третью фразу, педагог – четвертую фразу;воспроизвести ритмический рисунок следующим образом: первую фразу ученик простукивает по столу, вторую фразу «про себя», третью фразу по столу, четвертую фразу «про себя».Учащийся внимательно слушает мелодию, которую исполняет педагог. Педагог предлагает выполнить ряд заданий направленных на быстроту запоминания.Прослушай и определи количество тактов.Прослушай и напой повторяющиеся мелодические элементы.Прослушай и определи направление мелодии.Пропой начало и конец мелодии.Воспроизведи мелодию полностью.

4. Учащемуся предлагается зрительно изучить и сыграть мелодию, состоящую из 4 тактов. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на скорость запоминания:

Учащемуся предлагается спеть мелодию по памяти.Из 5 предложенных мелодий расположенных на карточках учащемуся необходимо выбрать нотное изображение услышанной мелодии.Учащемуся необходимо сыграть на инструменте услышанную мелодию.

5. Учащийся внимательно слушает несложную мелодию. Педагог предлагает выполнить ряд заданий направленных на скорость запоминания.

Учащемуся предлагается сыграть мелодию с листа.Педагог играет три мелодии, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика узнать мелодию.Педагог простукивает ритм четырех мелодий, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика узнать мелодию по ритмическому рисунку.

6. Педагог предлагает выполнить ряд заданий направленных на скорость запоминания с помощью метода фотографирования.

Учащемуся необходимо выполнить ряд заданий.

Внимательно изучив первые два такта мелодии, учащийся воспроизводит их на инструменте, без нот.Пока ученик играет первые два такта, он запоминает и воспроизводит без нот следующие два такта мелодии и т.д.В конце работы учащийся играет всю мелодию по памяти.

Задания для развития точности воспроизведения музыкального материала.

Учащемуся предлагается прослушать несложную мелодию. Для точного воспроизведения мелодии я использую следующие задания:пропевание данной мелодии учащимся с преподавателем а капельно;проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по нотам;пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на баяне;пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на баяне в другой октаве;простукивание ритмического рисунка мелодии;простукивание сильных долей мелодии с пением;пение мелодии с одновременным простукиванием всего ритма;пение мелодии под аккомпанемент преподавателя;проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по памяти.Учащемуся предлагается несложная мелодия, которую он играет по нотам.

Задание:

Графически («мозаика») при помощи фишек изобразить движение мелодии.Среди трёх «мозаик» найти ту, которая соответствует данной мелодии.Воспроизвести данную мелодию на инструменте по памяти.Учащемуся предлагается проиграть мелодию по нотам.

Задание: Ученику предлагается поиграть в «пазлы». В записанной мелодии пропущен такт. Задача учащегося найти пропущенный такт из предложенных 4-х вариантов.

Задания для развития прочности (длительности) сохранения музыкального материала.

Практика показывает, что при выучивании произведения, в основном участвует моторно-двигательная память, т.е. учащиеся запоминают как правило, движения рук, при этом заучивание происходит без осмысления. Учащиеся не в состоянии воспроизвести или пропеть нотный текст. Как правило, многие учащиеся пытаются запомнить произведение в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. Но такой способ решения проблемы, как справедливо отмечала знаменитая французская пианистка Маргарита Лонг, - «ленивое решение сомнительной верности и притом расточающее драгоценное время». Произведение, выученное таким образом, как правило, быстро забывается.

Для развития прочности (сохранения) музыкального материала в памяти учащихся предлагаются следующие задания:

Выучивание наизусть нотного текста мелодии:пропевание мелодии с одновременным проигрыванием на инструменте;простукивание ритмического рисунка;пропевание мелодии и одновременным простукиванием ритмического рисунка;с педагогом;пропевание мелодии без инструмента;графическое изображение мелодии;целостный анализ;пропевание под аккомпанемент педагога.Игра без инструмента и без нот на плоскости.

По мнению А. Стоянова, с которым нельзя не согласиться, музыканту любой специальности «лишь тогда можно быть убежденным, что действительно запомнил данное произведение, когда он, музыкант в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в себе ясно его мельчайшие составные элементы».

Это - наиболее трудный способ работы над произведением, и И. Гофман недаром говорил о его сложности и «утомительности» в умственном отношении. Тем не менее, чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой на инструменте, учащийся может добиться предельно прочного запоминания произведения.

Задание: Учащемуся предлагается проиграть выученное произведение без нот и без инструмента, т.е. пропевать нотный текст про себя или вслух, и проигрывать на воображаемом инструменте.Задание: Самодиктант. Учащемуся предлагается записать выученную мелодию по памяти, при этом, не прибегая к помощи инструмента.

Задания для расширения объема памяти.

Угадай мелодию

Педагог проигрывает на музыкальном инструменте несколько мелодий, различных по характеру: быстрых, медленных, лирических, грустных, изящных и т. п. Учащийся воспринимает на слух эти мелодии, запоминая характер исполнения.

Задание: при проигрывании музыкального фрагмента определить по эмоциональной окраске, характеру исполнения, из какого произведения этот фрагмент.

Учащемуся предлагается на уроке выучить и воспроизвести на инструменте музыкальный фрагмент, состоящий из 4-х тактов. На последующих уроках объем музыкального фрагмента (такты) увеличиваются до окончания музыкального фрагмента.Для увеличения объема памяти учащегося, можно использовать следующий метод:каждый урок учащийся выучивает небольшую понравившуюся пьесу, к концу четверти объем памяти учащегося увеличивается за счёт увеличения репертуара.

http://festival.1september.ru/articles/638896/
0
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Галина Щебетовская

Понравилось следующим людям