Казнь. Глазеют зеваки: все приглашены на главную площадь. Кино. Распроданы билеты, будто не могут зрители посмотреть фильм дома. В кафе на стол ложится счёт, ведь не осталось ключей от кухонь. О дальних странах расскажет путешественник, встретившись с друзьями. Оживают игрушки у детей в песочнице, словно мало им самих себя. Нам нужны люди. Единение опытом, информацией, эмоциями. Нам нужна синхронизация.
Люди - род, племя и государство. Люди рождались и жили, но оказалась нужна кровная месть. Лучше убивать, чем жить без объединяющей идеи. Оказались нужны племенные союзы и вражда. Сложные па выдуманных рокировок — дружить налево, убивать направо.
Люди живут вместе, по одному укладу. Они синхронизируются. Чем лучше синхронизирована группа, тем дальше она от других групп. Людей из другой группы не поймёшь, ведь они говорят на другом языке. Такой эффективный для разговора с друзьями, он становится бесполезным в другой стране. Языковое пространство — стенки комнаты. Обряды служения богам и властям создают её пространство. Мы так и говорим — правовое пространство, культурное пространство. Церковь с росписью на стенах — гербы феодалов. Свой-чужой. Раз выдуманные паспорта определяют людей гораздо больше, чем люди — эти разноцветные книжечки. Стопка бумаги как гарантия прав. Римская империя умерла, но дело её живёт.
Яблоко раздора и все смешные предлоги для войн. Казалось бы, кому какое дело, чьего герцога где оскорбили, да и кто вообще себя назвал герцогом. Но людям важна структура власти, они синхронизируются через звёздочки, полоски и ромбики на погонах. Структура важнее жизни. Люди идут воевать, чтобы те тоже подчинялись этой же структуре. Воюют не люди — воюют идеи подчинения структуре. Религиозные войны как высшая степень борьбы идей, когда целью войны становится установление контроля персонифицированной сущности. И не важно, что это за сущности в мирное время, если в войну удобно обращаться к ней. Синхронизировать.
Синхронизация жестами, одеждой, талисманами. Футболка с музыкальной группой как сертификат соответствия. Униформа. Военные делают то, что никогда не сделают на «гражданке». Индульгенция кокардами. Извинение шевронами. Обезличивает? Синхронизирует. Закон как акт синхронизации. Для нас это уже столь естественно, что мы даже говорим «несправедливость», когда законы оказываются разными для разных людей, когда люди оказались не синхронизированными. Коррупция — когда те, кто пишут законы или следят за их исполнением, не синхронизированы с теми, к кому эти законы относятся.
В основе всех систем, которые мы назовём сегодня этикой, лежит принцип «поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Постулат настолько базовый, что, вроде как, есть и в поведении животных. Предустановленный стандарт поведения. Существа, генетически заражённые этикой. Но нам мало вести себя так самим. Мы хотим этого и от других. Нам нужна синхронизация, нам нужно быть окружёнными людьми с той же системой ценностей.
Мы не хотим, чтобы умирали близкие. Их не остаётся — а мы остаёмся. Одни. Разлука страшна. В ней не остаётся контакта с человеком. Разговора. Объятий. Чего-то ещё. Синхронизации. Мы заботимся о старших — но и не только потому, что они важны нам, а чтобы потом позаботились о нас. Теория бабушек — старшее поколение помогает сообществу выживать через заботу и передачу опыта. Так было не всегда, древние племена убивали стариков, чтобы те не были обузой. Экономическое развитие общества как двигатель морали. Этика перечисляет тех, кому мы даём право на кусок хлеба — функция того, сколько кусков хлеба у нас есть. Забота о правах животных. Потому что еды стало достаточно, чтобы расширить границы этики.
Государство замещает этические механизмы. Обязательное медстрахование. Пособия по безработице, по инвалидности, по возрасту — пенсии. Нужные не только тем, кому их платят. Ещё и тем, кто на них рассчитывает. Ценность государства как вложения в будущее. Так было всегда. Государство защищало от стихии — помощь погорельцам, от набегов — армия. Налог на землю как гарантия сохранности имущества, налог на доходы как плата за создание инфраструктуры.
Школа когда-то была для избранных, потом — по желанию, теперь — обязательная. Человека необходимо научить быть в обществе. Плата за жизнь в обществе — следование правилам. Контракт об отказе от свобод в обмен на социальные гарантии. Общественный договор Руссо каждому из нас. Каждому сдать вседозволенность в обмен на гарантию завтрашнего дня. Общество — гарантия наличия времени на реализацию своих планов и стремлений.
От традиционной семьи, где власть главы рода была нередко выше государственной, переход к модели с главенством общества. Ведь вдруг глава рода — самодур? В немецкий язык взято слово Nadryw для обозначения этого триумфа личной боли и личной воли над общественным и объективным, занимающего столь центральное место в творчестве Достоевского. Тварь я дрожащая или право имею? Тест на зрелость общества как уместность дискуссии на тему, имеет ли кто-то право отнимать у другого жизнь.
Люди шагают дальше. И уже оказывается, что личность как детерминант общества — это плохо, грубо, неэффективно. От принятия человека таким, какой он есть, со всей его истеричностью, шизофреничностью переходят к правке человека. Эпоха Возрождения. Психоанализ. Больше внимания к человеку, больше внимания к крайним случаям — и меньше крайностей. Скальпель психотерапии отсечёт то, что мешает экономической эффективности — а как ещё определяется психическое отклонение, кроме как то, что мешает жить, а, значит, мешает зарабатывать? Внимание к проблемам человека в обмен на отказ от самоуправства. А кто-то скажет, обезличивание для повышение продуктивности.
Стандартизация человеческого прошлого для обеспечения его жизни в будущем. Ювенальная юстиция как переход от модели «ребёнок определяется семьёй» к «государство разрешает временную опеку над несовершеннолетним гражданином». Государство хочет гарантий вырастания человека сознательным членом общества — и вводится уголовная ответственность за прогул школы. Субъективное вменение как основа личной ответственности. Надо успеть принудить к пониманию законов несовершеннолетнего, пока он не вырос без их понимания.
И снова — две противоположные стороны. Больше прав, больше личной ответственности, больше ограничения свобод. Лицензии на оружие, усложнение получения водительских прав — государство уделяет больше внимания к личным проблемам, освобождая от уголовной ответственности за убийство в состоянии аффекта, но усложняя получение прав. Перед тем, как мочь что-то — усвой ответственность. Мягче наказания, комфортнее тюрьмы — но и государство должно знать, что все члены общества понимают свою ответственность. Синхронизация. Принудительная синхронизация.
Самый простой метод синхронизации — не оставить ничего другого. Люди сносили памятники прошлых эпох и иных цивилизаций. Войны XX века — это не войны с настоящим. Это войны с прошлым, попытка его забыть, попытка обнулить опыт. Амнезии ковровыми бомбардировками. Геноцид как транквилизатор, таблетка от волнений и восстаний. Стремительность индустриализации требовала очистить ментальное пространство, синхронизировать людей. Война — сброс туда, где можно строить единое общество. Не воюют те, у кого одинаковые ценности. Воюют те, кому надо очиститься от разночтений. Кому нужна синхронизация.
Пост. ссылка: http://chl-fomin.blogspot.com/2018/02/sync.html
Люди - род, племя и государство. Люди рождались и жили, но оказалась нужна кровная месть. Лучше убивать, чем жить без объединяющей идеи. Оказались нужны племенные союзы и вражда. Сложные па выдуманных рокировок — дружить налево, убивать направо.
Люди живут вместе, по одному укладу. Они синхронизируются. Чем лучше синхронизирована группа, тем дальше она от других групп. Людей из другой группы не поймёшь, ведь они говорят на другом языке. Такой эффективный для разговора с друзьями, он становится бесполезным в другой стране. Языковое пространство — стенки комнаты. Обряды служения богам и властям создают её пространство. Мы так и говорим — правовое пространство, культурное пространство. Церковь с росписью на стенах — гербы феодалов. Свой-чужой. Раз выдуманные паспорта определяют людей гораздо больше, чем люди — эти разноцветные книжечки. Стопка бумаги как гарантия прав. Римская империя умерла, но дело её живёт.
Яблоко раздора и все смешные предлоги для войн. Казалось бы, кому какое дело, чьего герцога где оскорбили, да и кто вообще себя назвал герцогом. Но людям важна структура власти, они синхронизируются через звёздочки, полоски и ромбики на погонах. Структура важнее жизни. Люди идут воевать, чтобы те тоже подчинялись этой же структуре. Воюют не люди — воюют идеи подчинения структуре. Религиозные войны как высшая степень борьбы идей, когда целью войны становится установление контроля персонифицированной сущности. И не важно, что это за сущности в мирное время, если в войну удобно обращаться к ней. Синхронизировать.
Синхронизация жестами, одеждой, талисманами. Футболка с музыкальной группой как сертификат соответствия. Униформа. Военные делают то, что никогда не сделают на «гражданке». Индульгенция кокардами. Извинение шевронами. Обезличивает? Синхронизирует. Закон как акт синхронизации. Для нас это уже столь естественно, что мы даже говорим «несправедливость», когда законы оказываются разными для разных людей, когда люди оказались не синхронизированными. Коррупция — когда те, кто пишут законы или следят за их исполнением, не синхронизированы с теми, к кому эти законы относятся.
В основе всех систем, которые мы назовём сегодня этикой, лежит принцип «поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Постулат настолько базовый, что, вроде как, есть и в поведении животных. Предустановленный стандарт поведения. Существа, генетически заражённые этикой. Но нам мало вести себя так самим. Мы хотим этого и от других. Нам нужна синхронизация, нам нужно быть окружёнными людьми с той же системой ценностей.
Мы не хотим, чтобы умирали близкие. Их не остаётся — а мы остаёмся. Одни. Разлука страшна. В ней не остаётся контакта с человеком. Разговора. Объятий. Чего-то ещё. Синхронизации. Мы заботимся о старших — но и не только потому, что они важны нам, а чтобы потом позаботились о нас. Теория бабушек — старшее поколение помогает сообществу выживать через заботу и передачу опыта. Так было не всегда, древние племена убивали стариков, чтобы те не были обузой. Экономическое развитие общества как двигатель морали. Этика перечисляет тех, кому мы даём право на кусок хлеба — функция того, сколько кусков хлеба у нас есть. Забота о правах животных. Потому что еды стало достаточно, чтобы расширить границы этики.
Государство замещает этические механизмы. Обязательное медстрахование. Пособия по безработице, по инвалидности, по возрасту — пенсии. Нужные не только тем, кому их платят. Ещё и тем, кто на них рассчитывает. Ценность государства как вложения в будущее. Так было всегда. Государство защищало от стихии — помощь погорельцам, от набегов — армия. Налог на землю как гарантия сохранности имущества, налог на доходы как плата за создание инфраструктуры.
Школа когда-то была для избранных, потом — по желанию, теперь — обязательная. Человека необходимо научить быть в обществе. Плата за жизнь в обществе — следование правилам. Контракт об отказе от свобод в обмен на социальные гарантии. Общественный договор Руссо каждому из нас. Каждому сдать вседозволенность в обмен на гарантию завтрашнего дня. Общество — гарантия наличия времени на реализацию своих планов и стремлений.
От традиционной семьи, где власть главы рода была нередко выше государственной, переход к модели с главенством общества. Ведь вдруг глава рода — самодур? В немецкий язык взято слово Nadryw для обозначения этого триумфа личной боли и личной воли над общественным и объективным, занимающего столь центральное место в творчестве Достоевского. Тварь я дрожащая или право имею? Тест на зрелость общества как уместность дискуссии на тему, имеет ли кто-то право отнимать у другого жизнь.
Люди шагают дальше. И уже оказывается, что личность как детерминант общества — это плохо, грубо, неэффективно. От принятия человека таким, какой он есть, со всей его истеричностью, шизофреничностью переходят к правке человека. Эпоха Возрождения. Психоанализ. Больше внимания к человеку, больше внимания к крайним случаям — и меньше крайностей. Скальпель психотерапии отсечёт то, что мешает экономической эффективности — а как ещё определяется психическое отклонение, кроме как то, что мешает жить, а, значит, мешает зарабатывать? Внимание к проблемам человека в обмен на отказ от самоуправства. А кто-то скажет, обезличивание для повышение продуктивности.
Стандартизация человеческого прошлого для обеспечения его жизни в будущем. Ювенальная юстиция как переход от модели «ребёнок определяется семьёй» к «государство разрешает временную опеку над несовершеннолетним гражданином». Государство хочет гарантий вырастания человека сознательным членом общества — и вводится уголовная ответственность за прогул школы. Субъективное вменение как основа личной ответственности. Надо успеть принудить к пониманию законов несовершеннолетнего, пока он не вырос без их понимания.
И снова — две противоположные стороны. Больше прав, больше личной ответственности, больше ограничения свобод. Лицензии на оружие, усложнение получения водительских прав — государство уделяет больше внимания к личным проблемам, освобождая от уголовной ответственности за убийство в состоянии аффекта, но усложняя получение прав. Перед тем, как мочь что-то — усвой ответственность. Мягче наказания, комфортнее тюрьмы — но и государство должно знать, что все члены общества понимают свою ответственность. Синхронизация. Принудительная синхронизация.
Самый простой метод синхронизации — не оставить ничего другого. Люди сносили памятники прошлых эпох и иных цивилизаций. Войны XX века — это не войны с настоящим. Это войны с прошлым, попытка его забыть, попытка обнулить опыт. Амнезии ковровыми бомбардировками. Геноцид как транквилизатор, таблетка от волнений и восстаний. Стремительность индустриализации требовала очистить ментальное пространство, синхронизировать людей. Война — сброс туда, где можно строить единое общество. Не воюют те, у кого одинаковые ценности. Воюют те, кому надо очиститься от разночтений. Кому нужна синхронизация.
Пост. ссылка: http://chl-fomin.blogspot.com/2018/02/sync.html
0
У записи 7 лайков,
0 репостов,
388 просмотров.
0 репостов,
388 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Илья Фомин