Фернандо Ботеро (Fernando Botero), художник колумбийского происхождения. Он...

Фернандо Ботеро (Fernando Botero), художник колумбийского происхождения. Он не добился признания на родине, но стал национальным достоянием, когда его оценили в других странах. Нередко мелькает в интернете его “Мона Лиза”, самая известная из множества работ в сходном и легко узнаваемом стиле. По мне – что-то навроде шаржа. Кропотливо выписанного, целостного в своём облике – но шаржа. Никогда не воспринимал работы Ботеро как какую-то веху в искусстве, какую-то точку поворота, да простят меня истинные ценители. Впрочем, возможно, за то и полюбили кукольных пупсов, что они развенчали отстранённую загадочность классических полотен. Десакрализация возвышенного не оставляет равнодушным.

Я шёл по тюрьме в прошлом и по национальному музею Колумбии в настоящем. И в нём я увидел совсем иное полотно этого художника - "Las hamacas de Tolú". И это совсем другой мир. На этой фотографии (в интернете я нашёл только один снимок этой картины ужаснейшего качества) цвета переданы настолько плохо, что главным становятся вывернутые в страдании тела. Но в музее меня больше всего захватили сами гамаки из ниоткуда в никуда в перламутровом сиянии. Потрясающее чувство огромного пространства в отсутствии перспективы и проработанного пространства. По-японски аскетичное торжество простых линий и размытого фона. А тела… В соборе Люцерна, города на озере, на стене висит рыбацкая сеть. В ней запутаны маленькие рыбки с именами недавно крещёных детей. Маршаковские детки в клетке. Так и люди на полотне Ботеро – вокруг них бесконечное пространство, но они нашли гамаки, потому что в них легче корчиться в муках. Выбор людей, но не гамаков. Я стоял, не обращая внимания на страдальцев, заворожённый этой картиной, как когда-то меня затянула “Формула весны” Филонова.

Сейчас я закончил читать повесть Достоевского “Село Степанчиково и его обитатели”. Это произведение, которое писатель ценил едва ли не больше всех, современники почти не заметили; да и потом оно не заимело популярности. Отказы в публикации текста – хотя Достоевскому, как обычно, нужны были деньги, чтобы вылезти из долгов. И несколько случайных слов, комментарий Некрасова, что Достоевский закончен как писатель. “Братья Карамазовы”, “Преступление и наказание”, “Идиот” - всё это было ещё впереди, словно назло критику.

Мне эта повесть понравилась более всех прочих произведений писателя. Все последующие знаменитые романы и вся аура отношения к ним сразу затягивают читателя в обсуждение, в общем-то, глупых вопросов. В чём моральная драма Раскольникова? А нет там никакой моральной драмы. Есть попытка рационализации. Не потому он убил старушку, что хотел гипотезу проверить. А он гипотезу изобрёл, чтобы перед собой оправдаться – и не отдавать долг. Люди вообще часто делают это. Принимают решение, пусть и вопреки всему, вопреки здравому смыслу, а потом создают вокруг ореол логики. Жизнь так многогранна, что сознание найдёт сто причин, чтобы поддержать решение, принятое подсознанием. А идиот ли идиот? Сколько болезненной некромантии затаилось во всей этой истории сватовства Настасьи Филипповны? Вечеринка личей, с гордым бахвальством видных душевладельцев, не по заслугам, лишь по наследству, сжигающих в своём ритуальном танце поколения. Есть у меня ощущение XIX века как века прожигания накопленного.

“Село Степанчиково и его обитатели” отличается. Прекрасно выписаны все характеры, характеры обычных людей – мелочные, шебутные, замкнутые в четырёх стенах своего околотка. Паноптикум простых людей вдали от большого города, от потока новых людей. Ханжество без инструкции по выживанию. Типажи, которые можно найти в своём окружении. Простые маленькие люди, замкнувшиеся в своём мирке. Гораздо более живое – и гораздо более актуальное. Манипуляторы, простаки, лизоблюды – посмотри ты в это зеркало, не замечаешь ли себя? Замыкаешься ли ты в своём мирке, не сужается ли твой мир до четырёх стен и нескольких лиц? Очень хорошей обложкой к ней будут те гамаки Ботеро. Огромный яркий мир вокруг – и люди, добровольно залезшие в кружевные сети гамаков, чтобы скрючиться в них в страданиях.

"Мону Лизу" можно посмотреть тут: http://www.galleryintell.com/artex/mona-lisa-by-fernando-botero/ , а другие работы - например, тут: https://www.artsy.net/artist/fernando-botero
0
У записи 8 лайков,
0 репостов,
291 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Илья Фомин

Понравилось следующим людям