Фиаско или «Что сделать, чтобы не снять фотопроект...

Фиаско
или
«Что сделать, чтобы не снять фотопроект в экспедиции?».

На майские праздники я отправился в Ярославль, чтобы впервые снять фотопроект на выезде и потерпел категорическое фиаско, но вынес несколько ценных выводов, которые, в принципе, известны каждому, обсуждались на лекциях, но я всё равно хочу их описать.

Сама поездка проходила в рамках экспедиции школы документальной фотографии ДокДокДок и подразумевала подготовительную работу по поиску интересных тем, налаживание контактов и согласование проведения фотосъемок. Из-за ограниченного времени перед выездом, я не провёл эту подготовку достаточно качественно, лишь очертил обобщенный круг интересных мне тем, нашёл местные организации в этом круге и написал им по письму на электронную почту. Мне никто не ответил и я решил разбираться со всем на месте.

Начало майских праздников. Я уже в Ярославле, полон идей, сил и надежд. А вот руководство всех организаций - на дачах, поэтому первые три дня я трачу на проведение дополнительного поиска тем, ожидая возвращения начальства на рабочие места. В процессе поиска я обнаружил еще одну интересную организацию, помимо выбранных заранее хосписа и зоопарка — местный дельфинарий и решил попробовать договориться и с ним о съемках. Каждое из этих мест находилось в разных уголках Ярославля, поэтому свой транспорт в таких мытарствах по адресам, порой отдаленным и забытым общественным транспортом, — просто спасение, экономия массы времени и сил. Денег, скорее всего, тоже.

Наконец, я дождался возвращение начальства с дач и повторил тур по организациям, чтобы согласовать съемки. Переходим к трагедии в четырёх частях.

Часть 1: Недоверие.
На окраине Ярославля, у керамического завода, стоит старинный флигель красного кирпича, а в нём обустроено паллиативное отделение (он же хоспис); как только заведующая освободилась, она по-доброму меня приняла, но не в её полномочиях было дать разрешение на съемку, поэтому я отправился в другое мед.учреждение к следующему заведующему, но согласование было и не в его полномочиях, поэтому я поехал уже к боссу уровня - главврачу. Последний оказался на месте и никуда меня не посылал, просто отказал. Потому что:
- вы не от какого-то издания снимаете, а сами-по-себе (а-ля «вы кто такой вообще и почему я должен вам верить на слово?»);
- хоспис не лучшая тема, там люди тяжело умирают и незачем это снимать;
- многие пациенты в хосписе недееспособны, а их родные не разрешат снимать;
- здание старое, условия спартанские, если-вдруг-что-не-так-покажите-у-меня-будут-проблемы-скажут-мол-людей-больных-до-смерти-замучивают;
- я никому не могу верить, даже себе.
Я настаивал, объяснял, рассказывал… О возможных вариантах реализации проекта, о его важности, о сакральном смысле и в итоге он предложил компромисс: предоставить ему юридический документ, в котором бы я полностью выразил смысл и цель съемки, а также всевозможные нюансы её проведения и последующего использования материалов. Абсолютно разумное с его стороны поведение, чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий. В дальнейшем мне удалось заполучить лишь рекомендательное письмо от фотошколы и я уже не стал повторно с ним соваться — этого явно не хватило бы для успеха.

Часть 2: Предубеждения.
В зоопарке всё случилось предельно быстро: сотрудница PR отдела, выслушав мой монолог про желание снять в зоопарке фотоисторию, спросила от какого я издания. Узнав, что я сам по себе, она поинтересовалась количеством проведенных выставок моих работ (мой ответ: #нисколько), а после (взглянув, как на старую сосиску) вежливо послала меня, ну, то есть предложила описать всё в письме и отправить им на почту для рассмотрения.

Часть 3: Тлен.
В дельфинарии меня не отшили сразу же, а даже позитивно отреагировали на желание снимать, только попросили выслать на почту какое-нибудь подтверждение моего статуса (отправил рекомендацию от фотошколы). В итоге наше общение затянулось на четыре бестолковых дня, в течении которых проводились некие безуспешные согласования с начальством этой частной(!) организации, согласования со службой безопасности, согласования с посетителями, которые были бы в кадре во время сеанса съемки... Я уже не выдержал и снова поехал к ним, чтобы лично всё еще раз обсудить и попытаться убедить ускорить процесс, но – тщетно, практически наступил дедлайн экспедиции, а съемки всё ещё не согласовали.

Часть 4: Иллюзии.
Меня могла спасти краткосрочная поездка в еб... в отдаленную сельскую местность и дружественная вселенная даже подкинула прекрасную идею и историю, завязанную на греческой мифологии, метафоричности русской провинции и образа жизни определенных профессий, но в результате поездки и эта прекрасная иллюзия того, что я рассчитывал увидеть — рухнула. В жизни всё оказалось плоско и пошло. Тогда крякнула последняя моя надежда на снятую историю. Вечером (на седьмой день экспедиции) прошло официальное закрытие мероприятия с подведением жиденьких итогов (аналогичные моим проблемы были почти у всех участников) и в ту же ночь я отправился восвояси.

Итоги.
Какие выводы можно сделать (из злоключений моих и товарищей по экспедиции):
1) не тупить на этапе подготовки, не надеяться всё разрулить на месте, а заранее запускать нудный и зачастую долгий процесс поиска и согласования съемок; если на е-мейл не отвечают — не скупердяйничать и звонить в другой город, а после звонка на тот же самый е-мейл скорее всего ответят и дело тронется так или иначе;
2) по прибытии на место сразу купить местную симку (либо у мобильного оператора подключить опции дешевой связи вне своего региона), т.к. дешевле позвонить и договориться, нежели ездить несколько раз ради пары фраз;
3) писать на почту — отстой, звонить — хорошо, общаться лично — отлично; но эффективнее всего начинать именно со звонка, а потом либо писать, либо приезжать на встречу;
4) своя машина — суперкруто и гиперудобно: транспорт, ночлежка и хранилище в одном кузове;
5) отдельный человек может согласиться на съемку моментально, у небольших организаций придётся в любом случае ещё достучаться до босса для получения разрешения, а в больших пройдёшь все круги ада ожидания и обивания порогов – важно иметь это в виду на этапе подготовки;
6) без бумажки — ты букашка; формальная причастность к какому-либо изданию, сми, информационному порталу, пусть даже самому задрипанному и никому не известному, даёт статус «профессионала» и снижает недоверие к собственной персоне; об этом пункте меня спрашивали ВСЕ, с кем я пытался договориться, так что обязательно нужно обзавестись некоей корочкой или аккредитацией для упрощения и ускорения взаимодействий; также ценность обретает участие в выставках, формальные статусы, членства в союзах и даже рекомендательные письма, которые можно заранее самостоятельно написать дома;
7) заводить повсюду знакомых, пусть даже мимолётных; когда есть на кого сослаться (из общих знакомых) при первом контакте с новым лицом, сразу получаешь больше доверия;
8) иметь про запас несколько тем в отдаленных местах и, если в городе в первые дни ничего не складывается – не терять времени и немедленно выезжать по сёлам и весям — там само по себе уже есть нечто;
9) ожидать, что реальность будет разительно отличаться от ожиданий и представлений (касательно всего: доступа к теме, её визуальной интересности, насыщенности и тд) и кардинально менять приоритеты в пользу того, что «клеится», вместо долгих попыток достучаться в закрытые двери (если, конечно, нет чёткой цели, которую нужно выполнить любой ценой);
10) не замахиваться на слишком монументальные темы в качестве первых и не пытаться энтузиазмом штурмовать бюрократию - лучше снять несколько более простых и ясных историй с хорошим доступом, постепенно затрагивая всё более острые и неоднозначные темы, нежели ворваться без должного чувства такта и умения в большую тему и впасть в уныние от того, что тебя в итоге так и не допустили поснимать или допустили, а тебе не хватило умения и опыта в тонком деле.

Все эти выводы субъективны и довольно очевидны, но, не смотря на это, в следующий раз я буду придерживаться иной тактики в подготовке и проведении съемок на выезде.
И мне не обидно, что я так ничего не снял, но если бы я получил этот опыт и всё же что-то снял — было бы гораздо лучше.
Собственно, чтобы «не снять проект в экспедиции», нужно сделать всё ровно обратно написанному выше. Проверено, работает.

#docdocdoc #ярославненько
0
У записи 22 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Слава Замыслов

Понравилось следующим людям