"Замужем за Церковью"
автор: матушка Лилия Малахова
Вопрос «на какие деньги живут священнические семьи?» – всегда волновал головы обывателей. Сразу все вспоминают отца Фёдора из ильфо-петровского романа с его мечтой о свечном заводике. Ходят слухи о сказочных богатствах поповских семей – и едят на серебре, и пьют на золоте, а в каждом углу – шкатулки с «брульянтами» и мешки с деньгами. Некоторым рисуются баснословные зарплаты духовенства в несколько тысяч долларов. А поповские «Мерседесы» стали уже притчей во языцех. Но, как сказал бы Марк Твен, – слухи о богатстве сильно преувеличены.
Сейчас большинство священнических семей живут скромно, а многие просто скудно. Дело в том, что у священников нет никаких касс, зарплат, окладов, пособий и прочего, спускаемого «сверху». Доход священника определяется как часть из общего дохода храма. Если приход богатый – народа много – то и доходы священника будут нормальными. А если приход в каком-нибудь Чемодурове, где три дома, то и доход у священника будет такой же убогий. Если учесть, что семьи духовенства, как правило, многодетные, то представьте себе, какое это бедствие жить на полторы тысячи в месяц.
А еще надо восстанавливать храм, платить за электричество, телефон, воду, отопление… Одним словом – крутись, как хочешь. Хорошо бабушки по доброте душевной то яичек десяток подбросят, то молочка баночку… Естественно, при таких доходах не то что «Мерседес» - велосипед не купишь. Один знакомый батюшка из первого выпуска семинарии как-то делился со мной своими нехитрыми радостями: «Матушка даже в уныние впадать стала – так, говорит, яичка хочется или маслица! И представляете – на следующий день на канун кто-то три яичка принес!»
Представляете себе уровень обеспеченности этой семьи? Года три они питались одной вермишелью с постным маслом. И были счастливы, когда кто-то из прихожан приносил им три яичка или баночку молока. Обычно такой необеспеченный священник или ищет себе более доходного места, или берет настоятельство еще в двух-трех приходах. В совсем уж крайних случаях священник с благословения духовного начальства может устроиться на мирскую работу.
Знаю батюшку, получившего приход в глухой деревне. Жить вообще не на что, и вокруг – такие же глухие деревни. То есть взять еще приход не реально. И он устроился в колхоз трактористом. В будни пашет-возит, а по субботам и воскресеньям служит. А что делать? Еще один ездит в Москву на стройку – до рукоположения он был хорошим столяром. Устроился по прежней профессии. О другом священнике, получившем приход в какой-то дальневосточной деревеньке где-то на побережье Амура, рассказывали, что у него вообще нет никакого прихода, потому что местные жители все до одного – язычники. Раз в неделю батюшка, как может, совершает литургию, а питается рыбой, которую сам же и ловит в реке. Иногда ему удается несколько рыбин продать на городском рынке и тогда он покупает хлеба и крупы.
И все-таки, если мы видим священника на хорошей машине, живущего в хорошем доме – все-таки, откуда? Обычно у благосостояния священника два корня. Один – у батюшки или у матушки, как у любого нормального человека есть родственники – бабушки, дедушки, мамы-папы, которые оставляют им свои машины, дачи, квартиры. Превращение этого имущества в денежные средства как раз и дает возможность приобрести автомобиль или дом. А иногда - и то, и другое.
Мы, например, продали квартиру, в которой жила моя мама, купили на эти деньги дом и маму взяли к себе жить. Второй корень – личные состоятельные друзья священника, окормляемые им люди, которые в благодарность, а иногда просто из желания помочь дарят лично священнику деньги, машины, порой и квартиры, и дома. Представьте себе, бывает и так. А на «народные деньги», как бы ни был богат приход, мало шансов что-то построить или купить – реставрация съедает все.
Еще один вид дохода священника – так называемые требы – это когда его приглашают отпеть усопшего, освятить дом, машину или квартиру, послужить панихиду на кладбище. Обычно просители «благодарят» священника конвертиком или сумкой с продуктами. И, надо сказать, что если бы не требы, то очень и очень многим священническим семьям жилось бы туго. Но и требы зависят от прихода. Есть такие деревни, где треба может быть одна в полгода.
Часто, видя таких обеспеченных священников, злопыхатели не преминут попрекнуть их стяжательством и сребролюбием. Мол, Христос ходил босой и нищий, а эти «слуги божьи»… Во-первых, состоятельность и стяжательство – разные вещи. Можно быть очень богатым человеком, но при этом не быть ни стяжателем, ни сребролюбцем. А можно быть нищим, и быть и сребролюбивым, и стяжателем. Во-вторых, Господь наш Иисус Христос не был нищим в понимании того времени, в которое Он жил на земле. Тогда очень многие люди вели такой образ жизни, особенно это касалось философов – ходили из города в город, ничем не обремененные, проповедовали, слушали, спорили, жили, где придется.
Кроссовки тогда шить еще не научились, да и при местном климате обувь была вообще лишней. Даже состоятельные люди могли ходить босиком, в лучшем случае в сандалиях, состоявших из кожаной подошвы и пары шнуров. Мало того, Иисус Христос был ИМУЩИМ. Тот, кто читал Евангелие, вероятно, запомнили такой момент – после казни Христа солдаты, стерегшие кресты, стали делить одежду казненных - по обычаю того времени и места все имущество казненного отдавалось тем, кто осуществлял казнь. Обычно они просто разрывали одежду на части, чтобы «всем хватило». Но вот хитон Христа они не стали делить – они тянули о нем жребий – кому достанется. Потому что этот хитон был не сшитый, дешевый, а дорогим, сотканным цельным, без швов. Рвать такую одежду было жалко, вот солдаты и стали разыгрывать хитон по жребию.
Сейчас автомобиль уже давно перестал быть роскошью. Сейчас это средство везде успеть, не отстать от бешеных ритмов современной жизни. И если до революции практически каждый священник имел для передвижения лошадь, и это не вызывало болезненного скрежета зубами, то почему ему сейчас нельзя иметь автомобиль? Увы, как правило, за обвинениями в стяжательстве стоит банальная зависть неимущих к имущему. Ну не умеем мы радоваться чужому достатку! Сами живем плохо – и хотим, чтобы все вокруг жили бы так же плохо. А нет, чтобы и самим тянуться к лучшей жизни.
И, конечно, совсем глупо выглядят попреки сотовыми телефонами. Часто мне приходилось слышать такие высказывания: «Поп идет, а из кармана сотовый торчит!». Ну, торчит, и что? Кто сказал, что священнику нельзя пользоваться достижениями научно-технического прогресса? Более того – священников правящие архиереи просто обязывают иметь не только сотовый телефон, но и компьютер, которым батюшка должен владеть, и даже сайт храма в Интернете! Времена, когда в понимании верующих паровоз был «машиной, которая грешников прямо в ад везет» давно прошли.
автор: матушка Лилия Малахова
Вопрос «на какие деньги живут священнические семьи?» – всегда волновал головы обывателей. Сразу все вспоминают отца Фёдора из ильфо-петровского романа с его мечтой о свечном заводике. Ходят слухи о сказочных богатствах поповских семей – и едят на серебре, и пьют на золоте, а в каждом углу – шкатулки с «брульянтами» и мешки с деньгами. Некоторым рисуются баснословные зарплаты духовенства в несколько тысяч долларов. А поповские «Мерседесы» стали уже притчей во языцех. Но, как сказал бы Марк Твен, – слухи о богатстве сильно преувеличены.
Сейчас большинство священнических семей живут скромно, а многие просто скудно. Дело в том, что у священников нет никаких касс, зарплат, окладов, пособий и прочего, спускаемого «сверху». Доход священника определяется как часть из общего дохода храма. Если приход богатый – народа много – то и доходы священника будут нормальными. А если приход в каком-нибудь Чемодурове, где три дома, то и доход у священника будет такой же убогий. Если учесть, что семьи духовенства, как правило, многодетные, то представьте себе, какое это бедствие жить на полторы тысячи в месяц.
А еще надо восстанавливать храм, платить за электричество, телефон, воду, отопление… Одним словом – крутись, как хочешь. Хорошо бабушки по доброте душевной то яичек десяток подбросят, то молочка баночку… Естественно, при таких доходах не то что «Мерседес» - велосипед не купишь. Один знакомый батюшка из первого выпуска семинарии как-то делился со мной своими нехитрыми радостями: «Матушка даже в уныние впадать стала – так, говорит, яичка хочется или маслица! И представляете – на следующий день на канун кто-то три яичка принес!»
Представляете себе уровень обеспеченности этой семьи? Года три они питались одной вермишелью с постным маслом. И были счастливы, когда кто-то из прихожан приносил им три яичка или баночку молока. Обычно такой необеспеченный священник или ищет себе более доходного места, или берет настоятельство еще в двух-трех приходах. В совсем уж крайних случаях священник с благословения духовного начальства может устроиться на мирскую работу.
Знаю батюшку, получившего приход в глухой деревне. Жить вообще не на что, и вокруг – такие же глухие деревни. То есть взять еще приход не реально. И он устроился в колхоз трактористом. В будни пашет-возит, а по субботам и воскресеньям служит. А что делать? Еще один ездит в Москву на стройку – до рукоположения он был хорошим столяром. Устроился по прежней профессии. О другом священнике, получившем приход в какой-то дальневосточной деревеньке где-то на побережье Амура, рассказывали, что у него вообще нет никакого прихода, потому что местные жители все до одного – язычники. Раз в неделю батюшка, как может, совершает литургию, а питается рыбой, которую сам же и ловит в реке. Иногда ему удается несколько рыбин продать на городском рынке и тогда он покупает хлеба и крупы.
И все-таки, если мы видим священника на хорошей машине, живущего в хорошем доме – все-таки, откуда? Обычно у благосостояния священника два корня. Один – у батюшки или у матушки, как у любого нормального человека есть родственники – бабушки, дедушки, мамы-папы, которые оставляют им свои машины, дачи, квартиры. Превращение этого имущества в денежные средства как раз и дает возможность приобрести автомобиль или дом. А иногда - и то, и другое.
Мы, например, продали квартиру, в которой жила моя мама, купили на эти деньги дом и маму взяли к себе жить. Второй корень – личные состоятельные друзья священника, окормляемые им люди, которые в благодарность, а иногда просто из желания помочь дарят лично священнику деньги, машины, порой и квартиры, и дома. Представьте себе, бывает и так. А на «народные деньги», как бы ни был богат приход, мало шансов что-то построить или купить – реставрация съедает все.
Еще один вид дохода священника – так называемые требы – это когда его приглашают отпеть усопшего, освятить дом, машину или квартиру, послужить панихиду на кладбище. Обычно просители «благодарят» священника конвертиком или сумкой с продуктами. И, надо сказать, что если бы не требы, то очень и очень многим священническим семьям жилось бы туго. Но и требы зависят от прихода. Есть такие деревни, где треба может быть одна в полгода.
Часто, видя таких обеспеченных священников, злопыхатели не преминут попрекнуть их стяжательством и сребролюбием. Мол, Христос ходил босой и нищий, а эти «слуги божьи»… Во-первых, состоятельность и стяжательство – разные вещи. Можно быть очень богатым человеком, но при этом не быть ни стяжателем, ни сребролюбцем. А можно быть нищим, и быть и сребролюбивым, и стяжателем. Во-вторых, Господь наш Иисус Христос не был нищим в понимании того времени, в которое Он жил на земле. Тогда очень многие люди вели такой образ жизни, особенно это касалось философов – ходили из города в город, ничем не обремененные, проповедовали, слушали, спорили, жили, где придется.
Кроссовки тогда шить еще не научились, да и при местном климате обувь была вообще лишней. Даже состоятельные люди могли ходить босиком, в лучшем случае в сандалиях, состоявших из кожаной подошвы и пары шнуров. Мало того, Иисус Христос был ИМУЩИМ. Тот, кто читал Евангелие, вероятно, запомнили такой момент – после казни Христа солдаты, стерегшие кресты, стали делить одежду казненных - по обычаю того времени и места все имущество казненного отдавалось тем, кто осуществлял казнь. Обычно они просто разрывали одежду на части, чтобы «всем хватило». Но вот хитон Христа они не стали делить – они тянули о нем жребий – кому достанется. Потому что этот хитон был не сшитый, дешевый, а дорогим, сотканным цельным, без швов. Рвать такую одежду было жалко, вот солдаты и стали разыгрывать хитон по жребию.
Сейчас автомобиль уже давно перестал быть роскошью. Сейчас это средство везде успеть, не отстать от бешеных ритмов современной жизни. И если до революции практически каждый священник имел для передвижения лошадь, и это не вызывало болезненного скрежета зубами, то почему ему сейчас нельзя иметь автомобиль? Увы, как правило, за обвинениями в стяжательстве стоит банальная зависть неимущих к имущему. Ну не умеем мы радоваться чужому достатку! Сами живем плохо – и хотим, чтобы все вокруг жили бы так же плохо. А нет, чтобы и самим тянуться к лучшей жизни.
И, конечно, совсем глупо выглядят попреки сотовыми телефонами. Часто мне приходилось слышать такие высказывания: «Поп идет, а из кармана сотовый торчит!». Ну, торчит, и что? Кто сказал, что священнику нельзя пользоваться достижениями научно-технического прогресса? Более того – священников правящие архиереи просто обязывают иметь не только сотовый телефон, но и компьютер, которым батюшка должен владеть, и даже сайт храма в Интернете! Времена, когда в понимании верующих паровоз был «машиной, которая грешников прямо в ад везет» давно прошли.
"Married to the Church"
author: mother Lilia Malakhova
The question “how much money do priestly families live?” - always worried the heads of the inhabitants. Immediately everyone remembers Fyodor's father from the Ilfo-Petrovsky novel with his dream of a candle factory. There are rumors about the fabulous riches of the priests' families — they eat silver and drink gold, and in every corner there are boxes with “brulyants” and bags of money. Some draw fabulous salaries of the clergy in a few thousand dollars. A priest's "Mercedes" has become the talk of the town. But, as Mark Twain would say, the rumors of wealth are greatly exaggerated.
Now, most priestly families live modestly, and many are simply poor. The fact is that the priests do not have any cash desks, salaries, salaries, allowances and other things that come down "from above". Priest income is determined as part of the total temple income. If the parish is rich — there are many people — then the priest’s income will be normal. And if the parish in some Chemodurove, where there are three houses, then the income of the priest will be just as poor. If we consider that the families of the clergy, as a rule, have many children, then imagine what a disaster it is to live on a thousand and a half per month.
And still it is necessary to restore the temple, pay for electricity, telephone, water, heating ... In a word - spin around as you wish. Well, the grandmothers, by the kindness of their soul, will throw up a dozen testicles, then a jar of a jar ... Naturally, with such incomes, it’s not like Mercedes that you can’t buy a bicycle. One acquaintance priest from the first issue of the seminary somehow shared with me his uncomplicated joys: “Mother even began to fall into despondency — so, he says, you want eggs or butter! And imagine - the next day on the eve someone brought three eggs! "
Imagine the level of security of this family? For three years they ate one vermicelli with vegetable oil. And they were happy when someone from the parishioners brought them three eggs or a jar of milk. Usually such an unsecured priest either looks for a more profitable place for himself, or takes the superior in another two or three parishes. In very extreme cases, the priest with the blessing of the spiritual authorities can get a secular job.
I know the priest who received the parish in a remote village. There is nothing to live at all, and around - the same deaf villages. That is, it is not realistic to take a parish. And he got a job in a collective farm as a tractor driver. On weekdays, he plows and carries, and on Saturdays and Sundays he serves. So what to do? Another one goes to a construction site in Moscow - before being ordained, he was a good carpenter. He settled on the same profession. About another priest who received a parish in some far-eastern village somewhere on the Amur coast, it was said that he had no parish at all, because the locals are all pagans. Once a week, the priest, as he can, performs a liturgy, and eats fish, which he himself catches in the river. Sometimes he manages to sell several fish in the city market and then he buys bread and cereals.
And nevertheless, if we see a priest in a good car, living in a good house - after all, from where? Usually, the welfare of the priest has two roots. One - the father or the mother, like any normal person has relatives - grandmothers, grandfathers, mothers, fathers, who leave them their cars, cottages, apartments. The transformation of this property into cash gives you the opportunity to purchase a car or a house. And sometimes - both.
We, for example, sold the apartment in which my mother lived, bought with this money a house and took my mother to live with us. The second root is the personal wealthy friends of the priest, the people he feeds, who, in gratitude, and sometimes simply out of a desire to help, personally give the priest money, cars, sometimes apartments and houses. Imagine, it happens. And on the "people's money", no matter how rich the parish is, there is little chance of building or buying something - the restoration eats up everything.
Another type of income of the priest - the so-called tremby - is when he is invited to abduct the deceased, to consecrate a house, car or apartment, to serve a memorial service at the cemetery. Usually, applicants "thank" the priest with an envelope or a bag of groceries. And, it must be said that if it were not for the demands, then very, very many priestly families would have lived hard. But also requirements depend on arrival. There are villages where the demand may be one in half a year.
Often, seeing such wealthy priests, spiteful critics will not fail to reproach them with greed and love for money. They say that Christ walked barefoot and beggar, and these "servants of God" ... First, consistency and greed are different things. You can be a very rich person, but at the same time be neither a money-giver nor a silverloof. And you can be a beggar, and to be and avid, and a possessor. Secondly, our Lord Jesus Christ was not a beggar in the understanding of the time in which He lived on earth. At that time, many people led this way of life, especially when it came to philosophers - they walked from town to town, unburdened, preaching, listening, arguing, living where they had to.
Sneakers had not yet learned how to sew, and in the local climate, shoes were
author: mother Lilia Malakhova
The question “how much money do priestly families live?” - always worried the heads of the inhabitants. Immediately everyone remembers Fyodor's father from the Ilfo-Petrovsky novel with his dream of a candle factory. There are rumors about the fabulous riches of the priests' families — they eat silver and drink gold, and in every corner there are boxes with “brulyants” and bags of money. Some draw fabulous salaries of the clergy in a few thousand dollars. A priest's "Mercedes" has become the talk of the town. But, as Mark Twain would say, the rumors of wealth are greatly exaggerated.
Now, most priestly families live modestly, and many are simply poor. The fact is that the priests do not have any cash desks, salaries, salaries, allowances and other things that come down "from above". Priest income is determined as part of the total temple income. If the parish is rich — there are many people — then the priest’s income will be normal. And if the parish in some Chemodurove, where there are three houses, then the income of the priest will be just as poor. If we consider that the families of the clergy, as a rule, have many children, then imagine what a disaster it is to live on a thousand and a half per month.
And still it is necessary to restore the temple, pay for electricity, telephone, water, heating ... In a word - spin around as you wish. Well, the grandmothers, by the kindness of their soul, will throw up a dozen testicles, then a jar of a jar ... Naturally, with such incomes, it’s not like Mercedes that you can’t buy a bicycle. One acquaintance priest from the first issue of the seminary somehow shared with me his uncomplicated joys: “Mother even began to fall into despondency — so, he says, you want eggs or butter! And imagine - the next day on the eve someone brought three eggs! "
Imagine the level of security of this family? For three years they ate one vermicelli with vegetable oil. And they were happy when someone from the parishioners brought them three eggs or a jar of milk. Usually such an unsecured priest either looks for a more profitable place for himself, or takes the superior in another two or three parishes. In very extreme cases, the priest with the blessing of the spiritual authorities can get a secular job.
I know the priest who received the parish in a remote village. There is nothing to live at all, and around - the same deaf villages. That is, it is not realistic to take a parish. And he got a job in a collective farm as a tractor driver. On weekdays, he plows and carries, and on Saturdays and Sundays he serves. So what to do? Another one goes to a construction site in Moscow - before being ordained, he was a good carpenter. He settled on the same profession. About another priest who received a parish in some far-eastern village somewhere on the Amur coast, it was said that he had no parish at all, because the locals are all pagans. Once a week, the priest, as he can, performs a liturgy, and eats fish, which he himself catches in the river. Sometimes he manages to sell several fish in the city market and then he buys bread and cereals.
And nevertheless, if we see a priest in a good car, living in a good house - after all, from where? Usually, the welfare of the priest has two roots. One - the father or the mother, like any normal person has relatives - grandmothers, grandfathers, mothers, fathers, who leave them their cars, cottages, apartments. The transformation of this property into cash gives you the opportunity to purchase a car or a house. And sometimes - both.
We, for example, sold the apartment in which my mother lived, bought with this money a house and took my mother to live with us. The second root is the personal wealthy friends of the priest, the people he feeds, who, in gratitude, and sometimes simply out of a desire to help, personally give the priest money, cars, sometimes apartments and houses. Imagine, it happens. And on the "people's money", no matter how rich the parish is, there is little chance of building or buying something - the restoration eats up everything.
Another type of income of the priest - the so-called tremby - is when he is invited to abduct the deceased, to consecrate a house, car or apartment, to serve a memorial service at the cemetery. Usually, applicants "thank" the priest with an envelope or a bag of groceries. And, it must be said that if it were not for the demands, then very, very many priestly families would have lived hard. But also requirements depend on arrival. There are villages where the demand may be one in half a year.
Often, seeing such wealthy priests, spiteful critics will not fail to reproach them with greed and love for money. They say that Christ walked barefoot and beggar, and these "servants of God" ... First, consistency and greed are different things. You can be a very rich person, but at the same time be neither a money-giver nor a silverloof. And you can be a beggar, and to be and avid, and a possessor. Secondly, our Lord Jesus Christ was not a beggar in the understanding of the time in which He lived on earth. At that time, many people led this way of life, especially when it came to philosophers - they walked from town to town, unburdened, preaching, listening, arguing, living where they had to.
Sneakers had not yet learned how to sew, and in the local climate, shoes were
У записи 44 лайков,
3 репостов,
1085 просмотров.
3 репостов,
1085 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Владимир Панарин