НУЖНО ЛИ ОБЛИЧАТЬ БЛИЖНИХ?
Епископ Пантелеимон (ШАТОВ): ...Видя из опыта, как люди немощны, я бы не советовал заниматься обличением. Боюсь, что исполнение правила — искренне говорить ближнему, что тебя в нем смущает, — может спровоцировать этого ближнего не на исправление, а на гнев. Я знаю семьи, где, если муж попытается как-то усовестить жену, в ответ получает обвинения или обиды. Знаю семьи, где даже родители не могут обличить своих детей в чем-либо, потому что дети в ответ начинают обижаться или злиться.
Я много раз цитировал слова отца преподобного Силуана, который после того, как его сын, тогда еще Семен, совершил страшный грех, утром кротко сказал ему: «Сынок, где ты был вчера, болело о тебе сердце мое». Вот такая форма обличения, наверное, допустима.
Я бы советовал не обличать, а молиться за других людей, являть пример кротости, воздержания. И если что-то смущает — потерпеть. Я помню, как навещал в больнице одного батюшку, приехавшего из какого-то далекого села. Он лежал в палате с мужчинами, которые курили, смотрели телевизор, выражались бранными словами. Батюшке было с ними очень трудно — они смущали его своим поведением. Но он, как он мне рассказывал, подумал так: «Я все-таки могу потерпеть, а они же не могут без телевизора, не могут не курить, не могут не выражаться — такой у них язык. Потерплю лучше я, не буду им ничего говорить».
Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:
— Ответ на вопрос, как обличать с пользой, дал один из отцов «Добротолюбия». Он сказал совершенно замечательно: если у тебя вызывает недовольство и раздражение грех ближнего твоего, отбрось всякую ложную стыдливость и деликатность, подойди к нему и скажи: «Брат, меня смущает то, что ты делаешь. Прости, пожалуйста, что я это сказал тебе, но меня это смущает».
Но обычно бывает не так. Обычно человек, видя грех ближнего своего, молча терпит. Терпит, терпит, наконец, дело прготоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВдоходит до того, что он взрывается. И так нападает на ближнего своего, что уже не остается никакого места для сожаления. И он оскорбляет человека.
Мораль: не надо стесняться ближнего своего в простых вещах. И говорить о них надо без всяких эмоций, без всякого раздражения, не доводя до взрыва. Вот это нам с большим трудом удается. Мы, наоборот, чаще впадаем в это взрывоопасное состояние.
Пророки, обличая грехи царей и народов, иногда говорили резко. Но ведь они не от себя говорили. Вот пророк Исайя говорит: «Слушай, Израиль!» — он открывает свои уста и обличает, когда есть такая необходимость. Пророк, если он смотрит на политические моменты — скажем, царь будет недоволен, — он не выполняет своего пророческого призвания. Ему Бог сказал. Вот когда тебе Бог скажет — тогда ты будешь так говорить.
А нам как обличать? С тактом и с любовью. Не помню, в какой книге — «Патерик» ли или «Луг духовный», — есть такая история: один монах имел обыкновение закидывать ногу на ногу и так сидеть, не стесняясь. А в монашестве это не принято. И чтобы сделать ему замечание, старец сказал другому брату: слушай, я стесняюсь сказать ему об этом открыто, давай ты садись нога на ногу, а я в присутствии того брата тебе сделаю замечание, а ты не обижайся. И когда пришел тот брат и сел нога на ногу, и старец сделал ему выговор, и другой не обиделся. Вот какая удивительная деликатность. А обличать просто так — это бесполезно.
Иной раз люди говорят ближним: вот у тебя ребенок инвалид, это тебе за грехи. Такое обличение совершенно неправомочно. В Евангелии мы читаем такие слова: «Ни он не согрешил, ни родители его» — поэтому делать такие выводы ни в коем случае нельзя.
Современные психологи иногда советуют, делая другим замечания, говорить о себе и своих чувствах: мне тяжело, мне обидно, меня смущает то-то и то-то. Здесь прослеживается важный принцип неосуждения. Вот у монахов есть такое представление: если тебя что-то раздражает в другом — так, может быть, он уже достиг такого духовного уровня, что ему это не вредит. И если чье-то поведение смущает, то подходят к человеку и говорят: «Брат, ты уж прости, но я этого понести не смогу». Это аскетическое выражение «не могу понести» — хорошие слова: я не могу этого вынести, ты опытный человек, а я слабый и не могу. И здесь нет никакого ложного смирения и самоумаления, а есть всегда доброжелательное отношение к любому человеку, и это вполне православно.
ИСТОЧНИК: журнал "Нескучный сад"
Рисунок Александра Меня
Епископ Пантелеимон (ШАТОВ): ...Видя из опыта, как люди немощны, я бы не советовал заниматься обличением. Боюсь, что исполнение правила — искренне говорить ближнему, что тебя в нем смущает, — может спровоцировать этого ближнего не на исправление, а на гнев. Я знаю семьи, где, если муж попытается как-то усовестить жену, в ответ получает обвинения или обиды. Знаю семьи, где даже родители не могут обличить своих детей в чем-либо, потому что дети в ответ начинают обижаться или злиться.
Я много раз цитировал слова отца преподобного Силуана, который после того, как его сын, тогда еще Семен, совершил страшный грех, утром кротко сказал ему: «Сынок, где ты был вчера, болело о тебе сердце мое». Вот такая форма обличения, наверное, допустима.
Я бы советовал не обличать, а молиться за других людей, являть пример кротости, воздержания. И если что-то смущает — потерпеть. Я помню, как навещал в больнице одного батюшку, приехавшего из какого-то далекого села. Он лежал в палате с мужчинами, которые курили, смотрели телевизор, выражались бранными словами. Батюшке было с ними очень трудно — они смущали его своим поведением. Но он, как он мне рассказывал, подумал так: «Я все-таки могу потерпеть, а они же не могут без телевизора, не могут не курить, не могут не выражаться — такой у них язык. Потерплю лучше я, не буду им ничего говорить».
Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:
— Ответ на вопрос, как обличать с пользой, дал один из отцов «Добротолюбия». Он сказал совершенно замечательно: если у тебя вызывает недовольство и раздражение грех ближнего твоего, отбрось всякую ложную стыдливость и деликатность, подойди к нему и скажи: «Брат, меня смущает то, что ты делаешь. Прости, пожалуйста, что я это сказал тебе, но меня это смущает».
Но обычно бывает не так. Обычно человек, видя грех ближнего своего, молча терпит. Терпит, терпит, наконец, дело прготоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВдоходит до того, что он взрывается. И так нападает на ближнего своего, что уже не остается никакого места для сожаления. И он оскорбляет человека.
Мораль: не надо стесняться ближнего своего в простых вещах. И говорить о них надо без всяких эмоций, без всякого раздражения, не доводя до взрыва. Вот это нам с большим трудом удается. Мы, наоборот, чаще впадаем в это взрывоопасное состояние.
Пророки, обличая грехи царей и народов, иногда говорили резко. Но ведь они не от себя говорили. Вот пророк Исайя говорит: «Слушай, Израиль!» — он открывает свои уста и обличает, когда есть такая необходимость. Пророк, если он смотрит на политические моменты — скажем, царь будет недоволен, — он не выполняет своего пророческого призвания. Ему Бог сказал. Вот когда тебе Бог скажет — тогда ты будешь так говорить.
А нам как обличать? С тактом и с любовью. Не помню, в какой книге — «Патерик» ли или «Луг духовный», — есть такая история: один монах имел обыкновение закидывать ногу на ногу и так сидеть, не стесняясь. А в монашестве это не принято. И чтобы сделать ему замечание, старец сказал другому брату: слушай, я стесняюсь сказать ему об этом открыто, давай ты садись нога на ногу, а я в присутствии того брата тебе сделаю замечание, а ты не обижайся. И когда пришел тот брат и сел нога на ногу, и старец сделал ему выговор, и другой не обиделся. Вот какая удивительная деликатность. А обличать просто так — это бесполезно.
Иной раз люди говорят ближним: вот у тебя ребенок инвалид, это тебе за грехи. Такое обличение совершенно неправомочно. В Евангелии мы читаем такие слова: «Ни он не согрешил, ни родители его» — поэтому делать такие выводы ни в коем случае нельзя.
Современные психологи иногда советуют, делая другим замечания, говорить о себе и своих чувствах: мне тяжело, мне обидно, меня смущает то-то и то-то. Здесь прослеживается важный принцип неосуждения. Вот у монахов есть такое представление: если тебя что-то раздражает в другом — так, может быть, он уже достиг такого духовного уровня, что ему это не вредит. И если чье-то поведение смущает, то подходят к человеку и говорят: «Брат, ты уж прости, но я этого понести не смогу». Это аскетическое выражение «не могу понести» — хорошие слова: я не могу этого вынести, ты опытный человек, а я слабый и не могу. И здесь нет никакого ложного смирения и самоумаления, а есть всегда доброжелательное отношение к любому человеку, и это вполне православно.
ИСТОЧНИК: журнал "Нескучный сад"
Рисунок Александра Меня
0
У записи 10 лайков,
1 репостов,
190 просмотров.
1 репостов,
190 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ирина Борисова