Размышление О.А.Седаковой про фильм Левиафан и про возможность...

Размышление О.А.Седаковой про фильм Левиафан и про возможность возрождения: "Тут мне придется попросить прощения у просвещенной публики: от исторических рассуждений мы перейдем к мистическим. А это разговор, в хорошем обществе запрещенный. Но ничего не поделаешь. Проект построить Храм и Дорогу к нему не принял во внимание одного: прежде всего, необходимо было отречься от сатаны. Как в таинстве Крещения отречение от сатаны предшествует обручению со Христом. Иначе пространство жизни не может быть открыто для Другого. А герметически закрытое от Другого пространство, как известно, – ад. То, что прошлое, из которого начинался наш “Исход”, было не просто “тоталитаризмом” или как-то еще социологически определяемым устройством, а реальным союзом с нечистой силой, наглядно дает увидеть Абуладзе. Его Варлам, воюющий с солнцем, — не гротеск, не художественный троп. Это прозрение. Власть сатаны — вот из-под чего необходимо было выйти. Полностью из нее выходят, как известно, святые. Но вектор этого движения необходимо держать в уме и нам, невеликим душам. Этому учит Церковь: этому, а не борьбе за какие-то скрепы и устои. Я помню удивительное послание Патриарха Алексия II после августовских событий 1991 года. Он сравнивал нашу страну с гадаринским бесноватым, из которого вышли бесы. И, помню, говорилось там о том, что бывший бесноватый перестал пугать окружающие народы… Было это в воздухе: ощущение освобождения и очищения от чего-то совсем не “политического” в расхожем смысле слова. Но, как известно, в ту же очищенную горницу, если она остается пустой, могут войти злейшие бесы. Нашу горницу быстро заполнили всяческой пустотой и беспорядочной деловитостью, ремонтными работами, не размышляя, не совершая душевного труда, не произнеся решительного слова отречения. Не произнесли его те, на ком этот долг лежал в первую очередь. Поэтому героям Звягинцева в новом храме нечего делать. Там им не ответят. Варлам остался в своей могиле и окружен новым почетом. Жрецы Варлама без тени смущения меняют собственные богоборческие слова гимна на “благочестивые”. Преступление вновь называется успехом. Младшие герои Абуладзе помалкивали о нем, но несомненно помнили. Герои Звягинцева, кажется, просто ничего об этом не знают. Им уже нечего скрывать; современность, которую они застали, как будто оторвана от истории. Они не знают собственной связи ни с ее палачами, ни с ее жертвами. Они знают одно: что все состоит из неправды, и уже не спрашивают, почему и с каких пор. Они как будто обречены никогда не быть открытыми".
http://gefter.ru/archive/14108
Reflection of OA Sedakova about the film Leviathan and about the possibility of revival: “Here I have to ask forgiveness from the enlightened public: from historical reasoning we will move on to mystical. And this is a conversation that is forbidden in a good society. But nothing can be done. The road to him did not take into account one thing: first of all, it was necessary to renounce Satan. As in the sacrament of Baptism, renunciation of Satan precedes betrothal to Christ. Otherwise, the space of life cannot be open to the Other. And the space hermetically closed from the Other is known to be - hell. The fact that the past from which our “Exodus” began was not just “totalitarianism” or some other sociologically determined device, but a real alliance with evil spirits, clearly shows Abuladze. His Varlam, at war with the sun, - not a grotesque, not an artistic trope. This is an epiphany. The power of Satan is what it was necessary to get out of. As you know, the saints come out of it completely. But the vector of this movements must be kept in mind for us, small souls. The Church teaches this: this, and not the struggle for some kind of clamps and foundations. I remember the amazing message from Patriarch Alexy II after the August 1991 events. He compared our country to the demoniac in Gadarene, from which devils came out. And, I remember, it was said there that the former demoniac ceased to frighten the surrounding peoples ... It was in the air: a feeling of liberation and cleansing from something that was not at all “political” in the conventional sense of the word. But, as you know, in the same cleared room, if it remains empty, evil demons can enter. Our room was quickly filled with all kinds of emptiness and disorderly efficiency, repair work, without thinking, without doing mental work, without uttering a decisive word of renunciation. Those on whom this debt lay in the first place did not pronounce it. Therefore, Zvyagintsev's heroes have nothing to do in the new church. They will not be answered there. Varlam remained in his grave and was surrounded by new honor. The priests of Varlam, without a shadow of embarrassment, change their own theomachous words of the hymn to “pious”. Once again, crime is called a success. The younger heroes of Abuladze kept quiet about him, but they undoubtedly remembered him. Zvyagintsev's heroes, it seems, just don't know anything about it. They have nothing to hide anymore; modernity, which they found, as if divorced from history. They do not know their own connection either with her executioners or with her victims. They know one thing: that everything consists of falsehood, and they no longer ask why and since when. They seem to be doomed to never be open. "
http://gefter.ru/archive/14108
У записи 9 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ольга Максимова

Понравилось следующим людям