Добрался до кинотеатра и посмотрел Гравитацию Альфонсо Куарона. Теперь рефлексия по этому поводу. Сразу предупреждаю, что по ходу текста возможно появление большого количества спойлеров, хотя удовольствие от просмотра они испортить не должны.
Сразу нужно сказать, что фильм получил высочайшие оценки как зрителей на всех возможных киносайтах, так и кинокритиков (98% положительных рецензий по данным сайта rottentomatoes.com). И в общем, ничего удивительного в этом нет. Ведь ещё около 50 лет назад, наверное, самый важный режиссер прошлого века Альфред Хичкок, фактически, сформулировал главный критерий по-настоящему хорошего кино - зритель должен максимально сопереживать происходящему на экране, как на психологическом, так и на эмоциональном уровнях. И добивался своей цели хитрый британец при помощи абсолютно прорывного для своего времени кинематографического инструментария, который затем на протяжении нескольких десятилетий послушно копировали буквально все более-менее значимые режиссеры коммерческого кино. Ну, то есть буквально: хичкоковские монтаж, ракурсы камеры, освещение и прочие технические особенности кинопроизводства за 50 лет практически не обновились - их лишь немного подрихтовали, избавив от первоначальных шероховатостей (разве что популярные сегодня цветовые фильтры Хичкок вроде как не использовал).
И вот тут на сцену выходит "Гравитация" - и буквально первая же сцена фильма - снятые бесшовным длинным планом 20 минут (на самом деле может и не 20 - при просмотре абсолютно теряешь счет времени) поражают искушенного зрителя инновационностью своего подхода. Камера летает в невесомости, отслеживая действия главных героев, производящих ремонт космической станции на орбите Земли - и степень вовлечения в происходящее вот уже с этих первых минут начинает зашкаливать благодаря виртуозно поставленной операторской хореографии. Вы слышали когда-нибудь про такое - хореография оператора? Ну, то есть такая вещь, конечно, в некоторых зачаточных проявлениях встречалась в азиатских боевиках, где очень важна геометрия перестрелок и драк (в недавнем Рейде было несколько таких сцен), но именно здесь , в Гравитации, этот инструмент впервые начинает играть в свою полную силу - то есть буквально, движения оператора и фантазия режиссера, ими управляющего, становятся полноправными действующими лицами фильма наравне с главными героями. Благодаря этому за оплаченную стоимость билета в кино зритель практически по-настоящему переносится туда - на орбиту нашей планеты. Камера непрерывно вращается вокруг своей оси, напоминая нам, что в космосе нет верха и низа, все её движения обладают огромной инерцией, внезапно, в самый напряженный момент она проникает внутрь скафандра, отображая перспективу от первого лица паникующей главной героини, затем изображение фиксируется непосредственно на её лице, а потом вдруг бесконечно отдаляется, отпуская несчастную Сандру Буллок кувыркаться в одиночество и холод открытого космоса - и все это в одном бесконечно длинном, мать его, плане. Нет, кроме шуток, Куарон камерой не снимает - он играет на ней, как на музыкальном инструменте, безошибочно передавая зрителю эмоции, присущие той или иной сцене. Он реально берет старые-добрые хичкоковские методы и поднимает их на абсолютно новый уровень: сегодняшний Куарон - это Хичкок 2.0, да ещё и в космосе. Да, он очень большой выпендрежник, но какая ж разница, если кроме него сейчас реально больше никто так не умеет?! И благодаря всему этому расписному техническому совершенству у меня лично нет сомнений, что "Гравитация" станет классикой, подобно хичкоковским "Психо", "Головокружению" и "Окну во двор", заняв очень значимое место во всей истории развития кинематографа.
Но за всем великолепием формы не стоит забывать и про содержание. О чем этот фильм? На самом деле, конечно, что в нем увидит каждый конкретный зритель зависит только от его собственного восприятия - можно полностью проигнорировать показанные человеческие отношения и смотреть фильм как космический аттракцион, а можно постараться проникнуть поглубже и проанализировать режиссерскую художественную концепцию. И тут я такой процитирую самого режиссера: "Зритель может увидеть в моем фильме развернутую метафору. Это фильм о женщине. Забудьте о космосе. Это фильм о женщине, которую уносит в пустоту. О женщине, которая является жертвой своей собственной инерции, которая живет в своем коконе - в своей жизни она сталкивается с несчастьями, и это все дальше и дальше отдаляет её от человеческих связей, от ощущения жизни вокруг и от самой жизни." И действительно безмолвный и бесконечный космос у Куарона чудесным образом рифмуется с чувством меланхолии, в котором пребывает завернутая в герметичный скафандр героиня Буллок (любопытно, что у Ларса фон Триера не так давно это психологическое состояние гораздо более тяжеловесным образом рифмовалось с надвигающимся концом света). Как известно из "Чужого" Ридли Скотта - "в космосе никто не услышит вашего крика", так вот в Гравитации крик этот звучит не столько в космосе, сколько глубоко внутри эмоционально подавленного человека. Но сам фильм при этом все-таки не о депрессии, а о процессе освобождения от неё. На "перерождение" главной героини режиссер недвусмысленным образом намекает серией визуальных метафор: вот она плавает в невесомости, принимая позу эмбриона (и параллельно цитируя при этом Космическую Одиссею Кубрика), а вот она уже с головой погружается в воды, которые тут же выносят её навстречу яркому свету и миру людей - по направлению к которому она делает первые неуверенные шаги, заново постигая основы окружающей жизни.
Весьма любопытно значение персонажа Джорджа Клуни: "Ты должна научиться отпускать", - наставляет он героиню, при этом иллюстрируя эту многозначительную фразу незамедлительными действиями. Фактически в фильме он олицетворяет гармоничный путь взаимодействия с окружающей жизнью: ведь судьба каждого человека подчинена высшим обстоятельствам различной степени глобальности - войнам, болезням, повседневным случайностям и, да, даже силе земного притяжения. Свобода действий и выбора индивида возможна лишь в рамках, очерченных этими обстоятельствами. Контроль за своей жизнью, конечно, возможен (и сравните, кстати, манеры передвижения по безвоздушному пространству у двух главных героев: Клуни целенаправленно контролирует траекторию, а Буллок безвольно барахтается за ним вслед), но лишь до какого-то предела. И вот когда этот предел пройден, когда от твоих действий уже ничего не зависит и не остается никакой надежды на спасение - нет смысла паниковать, злиться на несправедливость, нелепость ситуации и впадать в истерику, - остается лишь спокойно наблюдать за последним закатом, подобно знаменитому космонавту из опупенной песни Дэвида Боуи: "Planet Earth is blue and there's nothing I can do...".
Можно, к слову сказать, обнаружить в фильме и религиозные мотивы - тут, кстати, возможно, присутствует влияние интереснейшей мысли Стивена Кинга, который утверждал, что вдали от шума, производимого человечеством, гораздо более отчетливо слышен голос Бога. Но в этом аспекте режиссер сохраняет необходимую тонкость, позволяющую при желании целиком и полностью проигнорировать этот слой повествования.
Вообще, я не берусь судить, насколько удалась Куарону его художественная задумка, но, скажем так, мне, как человеку, сталкивавшемуся в жизни с ситуациями, когда опускались руки и приходилось искать в себе силы, чтобы продолжать, была очень понятна эмоциональная составляющая фильма. Наверное можно весьма справедливо заметить, что сама по себе это не бог весть насколько новая мысль и что состояние депрессии уже множество раз отображалось в самых разных фильмах. Но давайте будем честны сами перед собой - критерий оригинальности никогда не был главным ни для одного из видов искусства: или может Нолан был первым, кто снял кино про одержимое соперничество ("Престиж" имеется ввиду)? Или может до Крестного Отца не было фильмов про хороших парней, которых затягивает в себя преступный мир? Так чем же так уникальны именно эти фильмы? А уникальны они в первую очередь неповторимым стилем и виртуозной техникой исполнения, которые идеальным образом оттеняют и углубляют непосредственное художественное содержание. Так вот и в Гравитации шикарные стиль и техника очень четко работают в синергетическом единстве с содержанием самого фильма. Так что если вы его ещё не посмотрели, то, скорее всего, придется это сделать - все равно потом про него все говорить будут, а вы не в теме окажетесь. Обидно будет, да?
Сразу нужно сказать, что фильм получил высочайшие оценки как зрителей на всех возможных киносайтах, так и кинокритиков (98% положительных рецензий по данным сайта rottentomatoes.com). И в общем, ничего удивительного в этом нет. Ведь ещё около 50 лет назад, наверное, самый важный режиссер прошлого века Альфред Хичкок, фактически, сформулировал главный критерий по-настоящему хорошего кино - зритель должен максимально сопереживать происходящему на экране, как на психологическом, так и на эмоциональном уровнях. И добивался своей цели хитрый британец при помощи абсолютно прорывного для своего времени кинематографического инструментария, который затем на протяжении нескольких десятилетий послушно копировали буквально все более-менее значимые режиссеры коммерческого кино. Ну, то есть буквально: хичкоковские монтаж, ракурсы камеры, освещение и прочие технические особенности кинопроизводства за 50 лет практически не обновились - их лишь немного подрихтовали, избавив от первоначальных шероховатостей (разве что популярные сегодня цветовые фильтры Хичкок вроде как не использовал).
И вот тут на сцену выходит "Гравитация" - и буквально первая же сцена фильма - снятые бесшовным длинным планом 20 минут (на самом деле может и не 20 - при просмотре абсолютно теряешь счет времени) поражают искушенного зрителя инновационностью своего подхода. Камера летает в невесомости, отслеживая действия главных героев, производящих ремонт космической станции на орбите Земли - и степень вовлечения в происходящее вот уже с этих первых минут начинает зашкаливать благодаря виртуозно поставленной операторской хореографии. Вы слышали когда-нибудь про такое - хореография оператора? Ну, то есть такая вещь, конечно, в некоторых зачаточных проявлениях встречалась в азиатских боевиках, где очень важна геометрия перестрелок и драк (в недавнем Рейде было несколько таких сцен), но именно здесь , в Гравитации, этот инструмент впервые начинает играть в свою полную силу - то есть буквально, движения оператора и фантазия режиссера, ими управляющего, становятся полноправными действующими лицами фильма наравне с главными героями. Благодаря этому за оплаченную стоимость билета в кино зритель практически по-настоящему переносится туда - на орбиту нашей планеты. Камера непрерывно вращается вокруг своей оси, напоминая нам, что в космосе нет верха и низа, все её движения обладают огромной инерцией, внезапно, в самый напряженный момент она проникает внутрь скафандра, отображая перспективу от первого лица паникующей главной героини, затем изображение фиксируется непосредственно на её лице, а потом вдруг бесконечно отдаляется, отпуская несчастную Сандру Буллок кувыркаться в одиночество и холод открытого космоса - и все это в одном бесконечно длинном, мать его, плане. Нет, кроме шуток, Куарон камерой не снимает - он играет на ней, как на музыкальном инструменте, безошибочно передавая зрителю эмоции, присущие той или иной сцене. Он реально берет старые-добрые хичкоковские методы и поднимает их на абсолютно новый уровень: сегодняшний Куарон - это Хичкок 2.0, да ещё и в космосе. Да, он очень большой выпендрежник, но какая ж разница, если кроме него сейчас реально больше никто так не умеет?! И благодаря всему этому расписному техническому совершенству у меня лично нет сомнений, что "Гравитация" станет классикой, подобно хичкоковским "Психо", "Головокружению" и "Окну во двор", заняв очень значимое место во всей истории развития кинематографа.
Но за всем великолепием формы не стоит забывать и про содержание. О чем этот фильм? На самом деле, конечно, что в нем увидит каждый конкретный зритель зависит только от его собственного восприятия - можно полностью проигнорировать показанные человеческие отношения и смотреть фильм как космический аттракцион, а можно постараться проникнуть поглубже и проанализировать режиссерскую художественную концепцию. И тут я такой процитирую самого режиссера: "Зритель может увидеть в моем фильме развернутую метафору. Это фильм о женщине. Забудьте о космосе. Это фильм о женщине, которую уносит в пустоту. О женщине, которая является жертвой своей собственной инерции, которая живет в своем коконе - в своей жизни она сталкивается с несчастьями, и это все дальше и дальше отдаляет её от человеческих связей, от ощущения жизни вокруг и от самой жизни." И действительно безмолвный и бесконечный космос у Куарона чудесным образом рифмуется с чувством меланхолии, в котором пребывает завернутая в герметичный скафандр героиня Буллок (любопытно, что у Ларса фон Триера не так давно это психологическое состояние гораздо более тяжеловесным образом рифмовалось с надвигающимся концом света). Как известно из "Чужого" Ридли Скотта - "в космосе никто не услышит вашего крика", так вот в Гравитации крик этот звучит не столько в космосе, сколько глубоко внутри эмоционально подавленного человека. Но сам фильм при этом все-таки не о депрессии, а о процессе освобождения от неё. На "перерождение" главной героини режиссер недвусмысленным образом намекает серией визуальных метафор: вот она плавает в невесомости, принимая позу эмбриона (и параллельно цитируя при этом Космическую Одиссею Кубрика), а вот она уже с головой погружается в воды, которые тут же выносят её навстречу яркому свету и миру людей - по направлению к которому она делает первые неуверенные шаги, заново постигая основы окружающей жизни.
Весьма любопытно значение персонажа Джорджа Клуни: "Ты должна научиться отпускать", - наставляет он героиню, при этом иллюстрируя эту многозначительную фразу незамедлительными действиями. Фактически в фильме он олицетворяет гармоничный путь взаимодействия с окружающей жизнью: ведь судьба каждого человека подчинена высшим обстоятельствам различной степени глобальности - войнам, болезням, повседневным случайностям и, да, даже силе земного притяжения. Свобода действий и выбора индивида возможна лишь в рамках, очерченных этими обстоятельствами. Контроль за своей жизнью, конечно, возможен (и сравните, кстати, манеры передвижения по безвоздушному пространству у двух главных героев: Клуни целенаправленно контролирует траекторию, а Буллок безвольно барахтается за ним вслед), но лишь до какого-то предела. И вот когда этот предел пройден, когда от твоих действий уже ничего не зависит и не остается никакой надежды на спасение - нет смысла паниковать, злиться на несправедливость, нелепость ситуации и впадать в истерику, - остается лишь спокойно наблюдать за последним закатом, подобно знаменитому космонавту из опупенной песни Дэвида Боуи: "Planet Earth is blue and there's nothing I can do...".
Можно, к слову сказать, обнаружить в фильме и религиозные мотивы - тут, кстати, возможно, присутствует влияние интереснейшей мысли Стивена Кинга, который утверждал, что вдали от шума, производимого человечеством, гораздо более отчетливо слышен голос Бога. Но в этом аспекте режиссер сохраняет необходимую тонкость, позволяющую при желании целиком и полностью проигнорировать этот слой повествования.
Вообще, я не берусь судить, насколько удалась Куарону его художественная задумка, но, скажем так, мне, как человеку, сталкивавшемуся в жизни с ситуациями, когда опускались руки и приходилось искать в себе силы, чтобы продолжать, была очень понятна эмоциональная составляющая фильма. Наверное можно весьма справедливо заметить, что сама по себе это не бог весть насколько новая мысль и что состояние депрессии уже множество раз отображалось в самых разных фильмах. Но давайте будем честны сами перед собой - критерий оригинальности никогда не был главным ни для одного из видов искусства: или может Нолан был первым, кто снял кино про одержимое соперничество ("Престиж" имеется ввиду)? Или может до Крестного Отца не было фильмов про хороших парней, которых затягивает в себя преступный мир? Так чем же так уникальны именно эти фильмы? А уникальны они в первую очередь неповторимым стилем и виртуозной техникой исполнения, которые идеальным образом оттеняют и углубляют непосредственное художественное содержание. Так вот и в Гравитации шикарные стиль и техника очень четко работают в синергетическом единстве с содержанием самого фильма. Так что если вы его ещё не посмотрели, то, скорее всего, придется это сделать - все равно потом про него все говорить будут, а вы не в теме окажетесь. Обидно будет, да?
Got to the cinema and watched Alfonso Cuaron's Gravity. Now a reflection on this matter. I warn you right away that a large number of spoilers may appear in the course of the text, although they should not spoil the pleasure of viewing.
It must be said right away that the film received the highest ratings from both viewers on all possible movie sites and film critics (98% of positive reviews according to rottentomatoes.com). And in general, there is nothing surprising in this. After all, about 50 years ago, probably the most important director of the last century, Alfred Hitchcock, in fact, formulated the main criterion for truly good cinema - the viewer should empathize with what is happening on the screen as much as possible, both on a psychological and emotional level. And the cunning Briton achieved his goal with the help of an absolutely breakthrough cinematic toolkit for his time, which was then obediently copied by literally all more or less significant directors of commercial cinema for several decades. Well, that is literally: Hitchcock's editing, camera angles, lighting and other technical features of filmmaking have practically not been updated for 50 years - they have only been slightly adjusted, getting rid of the initial roughness (except that Hitchcock did not seem to use the popular color filters today).
And here "Gravity" enters the scene - and literally the very first scene of the film - filmed in a seamless long shot of 20 minutes (in fact, maybe not 20 - you absolutely lose track of time when watching) amaze the sophisticated viewer with the innovativeness of its approach. The camera flies in zero gravity, tracking the actions of the main characters who are repairing the space station in Earth orbit - and the degree of involvement in what is happening already from these first minutes starts to go off scale thanks to the virtuoso choreography of the cameraman. Have you ever heard about this - operator choreography? Well, that is, such a thing, of course, in some rudimentary manifestations was encountered in Asian action films, where the geometry of skirmishes and fights is very important (in the recent Raid there were several such scenes), but it is here, in Gravity, that this instrument first begins to play its full force - that is, literally, the movements of the operator and the fantasy of the director who controls them, become full-fledged characters in the film along with the main characters. Thanks to this, for the paid cost of a ticket to the cinema, the viewer is practically truly transported there - into the orbit of our planet. The camera continuously rotates around its axis, reminding us that there is no top and bottom in space, all its movements have tremendous inertia, suddenly, at the most tense moment, it penetrates into the spacesuit, displaying the first-person perspective of the panicked main character, then the image is fixed directly on her face, and then suddenly endlessly moves away, releasing unfortunate Sandra Bullock to tumble into loneliness and the cold of outer space - and all this in one infinitely long, damn it, plan. No, joking aside, Cuarón does not shoot with a camera - he plays it like a musical instrument, unmistakably conveying to the viewer the emotions inherent in this or that scene. He really takes the good old Hitchcock methods and raises them to a completely new level: today's Cuaron is Hitchcock 2.0, and even in space. Yes, he is a very big show-off, but what's the difference if no one else really knows how to do this ?! And thanks to all this painted technical perfection, I personally have no doubt that "Gravity" will become a classic, like Hitchcock's "Psycho", "Vertigo" and "A Window to the Courtyard", taking a very significant place in the entire history of the development of cinema.
But behind all the splendor of the form, one should not forget about the content. What is this film about? In fact, of course, what each specific viewer will see in it depends only on his own perception - you can completely ignore the shown human relations and watch the film as a space attraction, or you can try to penetrate deeper and analyze the director's artistic concept. And here I will quote the director himself: "The viewer can see a detailed metaphor in my film. This is a film about a woman. Forget about space. This is a film about a woman who is carried away into emptiness. About a woman who is a victim of her own inertia, who lives in her cocoon - in her life she is faced with misfortunes, and this further and further removes her from human ties, from the feeling of life around and from life itself. " And indeed, the silent and endless space in Cuarón miraculously rhymes with the feeling of melancholy in which Bullock's heroine, wrapped in a sealed spacesuit, resides (it is curious that Lars von Trier not so long ago had this psychological state rhymed in a much heavier way with the impending end of the world). As you know from "Alien" by Ridley Scott - "in space no one will hear your scream", and so in Gravity this scream sounds not so much
It must be said right away that the film received the highest ratings from both viewers on all possible movie sites and film critics (98% of positive reviews according to rottentomatoes.com). And in general, there is nothing surprising in this. After all, about 50 years ago, probably the most important director of the last century, Alfred Hitchcock, in fact, formulated the main criterion for truly good cinema - the viewer should empathize with what is happening on the screen as much as possible, both on a psychological and emotional level. And the cunning Briton achieved his goal with the help of an absolutely breakthrough cinematic toolkit for his time, which was then obediently copied by literally all more or less significant directors of commercial cinema for several decades. Well, that is literally: Hitchcock's editing, camera angles, lighting and other technical features of filmmaking have practically not been updated for 50 years - they have only been slightly adjusted, getting rid of the initial roughness (except that Hitchcock did not seem to use the popular color filters today).
And here "Gravity" enters the scene - and literally the very first scene of the film - filmed in a seamless long shot of 20 minutes (in fact, maybe not 20 - you absolutely lose track of time when watching) amaze the sophisticated viewer with the innovativeness of its approach. The camera flies in zero gravity, tracking the actions of the main characters who are repairing the space station in Earth orbit - and the degree of involvement in what is happening already from these first minutes starts to go off scale thanks to the virtuoso choreography of the cameraman. Have you ever heard about this - operator choreography? Well, that is, such a thing, of course, in some rudimentary manifestations was encountered in Asian action films, where the geometry of skirmishes and fights is very important (in the recent Raid there were several such scenes), but it is here, in Gravity, that this instrument first begins to play its full force - that is, literally, the movements of the operator and the fantasy of the director who controls them, become full-fledged characters in the film along with the main characters. Thanks to this, for the paid cost of a ticket to the cinema, the viewer is practically truly transported there - into the orbit of our planet. The camera continuously rotates around its axis, reminding us that there is no top and bottom in space, all its movements have tremendous inertia, suddenly, at the most tense moment, it penetrates into the spacesuit, displaying the first-person perspective of the panicked main character, then the image is fixed directly on her face, and then suddenly endlessly moves away, releasing unfortunate Sandra Bullock to tumble into loneliness and the cold of outer space - and all this in one infinitely long, damn it, plan. No, joking aside, Cuarón does not shoot with a camera - he plays it like a musical instrument, unmistakably conveying to the viewer the emotions inherent in this or that scene. He really takes the good old Hitchcock methods and raises them to a completely new level: today's Cuaron is Hitchcock 2.0, and even in space. Yes, he is a very big show-off, but what's the difference if no one else really knows how to do this ?! And thanks to all this painted technical perfection, I personally have no doubt that "Gravity" will become a classic, like Hitchcock's "Psycho", "Vertigo" and "A Window to the Courtyard", taking a very significant place in the entire history of the development of cinema.
But behind all the splendor of the form, one should not forget about the content. What is this film about? In fact, of course, what each specific viewer will see in it depends only on his own perception - you can completely ignore the shown human relations and watch the film as a space attraction, or you can try to penetrate deeper and analyze the director's artistic concept. And here I will quote the director himself: "The viewer can see a detailed metaphor in my film. This is a film about a woman. Forget about space. This is a film about a woman who is carried away into emptiness. About a woman who is a victim of her own inertia, who lives in her cocoon - in her life she is faced with misfortunes, and this further and further removes her from human ties, from the feeling of life around and from life itself. " And indeed, the silent and endless space in Cuarón miraculously rhymes with the feeling of melancholy in which Bullock's heroine, wrapped in a sealed spacesuit, resides (it is curious that Lars von Trier not so long ago had this psychological state rhymed in a much heavier way with the impending end of the world). As you know from "Alien" by Ridley Scott - "in space no one will hear your scream", and so in Gravity this scream sounds not so much
У записи 7 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алексей Лукашов