Что касается икон и церковной утвари, находящихся в настоящее время в музеях, и особо ценимых книг в наших библиотеках, то передача их может совершаться в исключительных случаях и, разумеется, с согласия библиотек и музеев, где они хранятся.
Необходимо понять, что всякого рода преобразования музеев, их разделение или слияние, как правило, нарушают сложившуюся систему, ведут к пропаже вещей и к путанице, особенно если исследователи ищут необходимую им вещь по ссылкам в научной литературе, по сложившимся каталогам и картотекам. Я РЕШИТЕЛЬНО ПРОТИВ того, чтобы иконы, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАТЕЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ РЕСТАВРАТОРОВ, исследователей и специального режима хранения, под влиянием момента, по сиюминутным соображениям передавались церкви. Передача в музеи церковных произведений и икон совершалась всегда и во всех странах. Вспомните, что итальянская живопись на дереве XIII–XIV вв. (так называемая «византинизирующая») — это иконы. Часть своих церковных ценностей католическая церковь держит не в храмах, а в Музее Ватикана… Примеров можно было бы найти тысячи. Приведу русские примеры.
С середины XIX в. существовал Музей Академии художеств, называвшийся Христианским Музеем, или Музеем православного иконописания. Хранители музея А. М. Горностаев и В. А. Прохоров способствовали собиранию предметов древности из новгородских монастырей и церковных хранилищ: амвон 1533 г., фигуры «старцев» — скульптурные изображения, снятые с крышек рак. И это с разрешения просвещенных церковных властей. Было много и частных собирателей, особенно среди иконописцев и реставраторов. Когда был открыт Музей Александра III, то в нём сразу было создано отделение христианских древностей. Частные лица, религиозные организации продавали и дарили музею иконы и церковную утварь.
В начале века (1901 г.) В. В. Суслов жертвует деревянную резьбу, в том числе огромный киот — «сень» из Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев на Волге). Лучшие иконы Русского музея происходят из собрания академика Н. П. Лихачева. В него входили 1431 икона и 34 произведения прикладного искусства (по примерной оценке того времени, стоимостью 300 тысяч золотых рублей). Археологические комиссии, общества и институты способствовали приобретению церковной «старины». В 1909 г. академик Н. П. Кондаков подарил Музею Александра III (будущему Русскому музею) коллекцию ценнейших икон. Художник П. И. Нерадовский в 1909 г. работал хранителем художественного отдела музея, а затем его заведующим. Он собирал коллекцию церковных вещей, устраивал поездки по древнерусским городам и монастырям. В 1910 г. ездил в Иосифо-Волоколамский монастырь и после переговоров с церковными властями в 1912 г. привез в музей предметы, которые не могли служить «по ветхости» монастырю: иконы, церковную утварь, хоругвь, пелены, два покрова на гробницу Иосифа Волоцкого.
16 мая 1913 г. Николай II и сопровождавший его искусствовед Георгиевский посетили Покровский Суздальский монастырь. Они обратили внимание на обветшавшие келейные иконы монахинь, постриженных в монастыре. В результате переговоров в 1914 г. в Музей Александра III, несмотря на трудности военного времени, были привезены 43 иконы. С двух икон монахини попросили снять копии. И это было сделано. 7 августа 1912 г. П. И. Нерадовский привез несколько произведений из Благовещенского собора в Муроме. Николай II отпускал из личных средств деньги на приобретение икон для музея.
Что же нам прикажете, «быть святее самого папы»? Это я спрашиваю тех, кто, не вдумываясь в суть проблемы, требует: «церковное — в церковь».
Я не перечисляю, сколько было спасено церковных ценностей во время закрытия церквей и монастырей в 20-е годы нашего века! Совершенно бесценные иконы и произведения искусства спасены экспедициями И. Э. Грабаря и многими другими. Кирилло-Белозерекий монастырь был закрыт в самом начале 20-х годов. В 1923 г. из него было вывезено несколько икон в музеи. А собственный музей в монастыре открылся только в 1924 т.
Если речь идет о передаче икон в церковь, то в равных условиях находятся и церковные рукописи XI–XIX вв. В чем различие? Значит, и Остромирово Евангелие, и Мстиславово Евангелие, и Архангельское Евангелие передавать церкви? И с ними тысячи и тысячи памятников самой книжной из культур мира — культуры Древней Руси? Значит, ошибался митрополит Евгений Болховитинов, а с ним и другие церковные деятели и исследователи и целые учреждения (например, императорская Археологическая комиссия), когда вывозили из монастырей и церквей древние, наиболее ценные книги? А ведь иконы — это тоже книги, которые необходимо не только выставлять, а изучать, «читать». Недаром в иконах усматривается «умозрение в красках».
ДРУГОЕ ДЕЛО, что НЕОБХОДИМО ПРЕКРАТИТЬ КОЩУНСТВЕННУЮ ПРОДАЖУ ИКОН ЗА ГРАНИЦУ, да еще снабжая вывозимые иконы документами от Министерства культуры СССР, в которых удостоверяется: «икона XVII века — к вывозу разрешена»! И из таможен необходимо передавать отбираемые иконы именно церкви. И на аукционы в другие страны не вывозить. Несколько лет назад нашей страной был устроен аукцион икон в Греции, сильно подорвавший репутацию СССР как культурной державы.
Д.С. Лихачёв. Статья "Народ должен иметь свои святыни".
Необходимо понять, что всякого рода преобразования музеев, их разделение или слияние, как правило, нарушают сложившуюся систему, ведут к пропаже вещей и к путанице, особенно если исследователи ищут необходимую им вещь по ссылкам в научной литературе, по сложившимся каталогам и картотекам. Я РЕШИТЕЛЬНО ПРОТИВ того, чтобы иконы, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАТЕЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ РЕСТАВРАТОРОВ, исследователей и специального режима хранения, под влиянием момента, по сиюминутным соображениям передавались церкви. Передача в музеи церковных произведений и икон совершалась всегда и во всех странах. Вспомните, что итальянская живопись на дереве XIII–XIV вв. (так называемая «византинизирующая») — это иконы. Часть своих церковных ценностей католическая церковь держит не в храмах, а в Музее Ватикана… Примеров можно было бы найти тысячи. Приведу русские примеры.
С середины XIX в. существовал Музей Академии художеств, называвшийся Христианским Музеем, или Музеем православного иконописания. Хранители музея А. М. Горностаев и В. А. Прохоров способствовали собиранию предметов древности из новгородских монастырей и церковных хранилищ: амвон 1533 г., фигуры «старцев» — скульптурные изображения, снятые с крышек рак. И это с разрешения просвещенных церковных властей. Было много и частных собирателей, особенно среди иконописцев и реставраторов. Когда был открыт Музей Александра III, то в нём сразу было создано отделение христианских древностей. Частные лица, религиозные организации продавали и дарили музею иконы и церковную утварь.
В начале века (1901 г.) В. В. Суслов жертвует деревянную резьбу, в том числе огромный киот — «сень» из Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев на Волге). Лучшие иконы Русского музея происходят из собрания академика Н. П. Лихачева. В него входили 1431 икона и 34 произведения прикладного искусства (по примерной оценке того времени, стоимостью 300 тысяч золотых рублей). Археологические комиссии, общества и институты способствовали приобретению церковной «старины». В 1909 г. академик Н. П. Кондаков подарил Музею Александра III (будущему Русскому музею) коллекцию ценнейших икон. Художник П. И. Нерадовский в 1909 г. работал хранителем художественного отдела музея, а затем его заведующим. Он собирал коллекцию церковных вещей, устраивал поездки по древнерусским городам и монастырям. В 1910 г. ездил в Иосифо-Волоколамский монастырь и после переговоров с церковными властями в 1912 г. привез в музей предметы, которые не могли служить «по ветхости» монастырю: иконы, церковную утварь, хоругвь, пелены, два покрова на гробницу Иосифа Волоцкого.
16 мая 1913 г. Николай II и сопровождавший его искусствовед Георгиевский посетили Покровский Суздальский монастырь. Они обратили внимание на обветшавшие келейные иконы монахинь, постриженных в монастыре. В результате переговоров в 1914 г. в Музей Александра III, несмотря на трудности военного времени, были привезены 43 иконы. С двух икон монахини попросили снять копии. И это было сделано. 7 августа 1912 г. П. И. Нерадовский привез несколько произведений из Благовещенского собора в Муроме. Николай II отпускал из личных средств деньги на приобретение икон для музея.
Что же нам прикажете, «быть святее самого папы»? Это я спрашиваю тех, кто, не вдумываясь в суть проблемы, требует: «церковное — в церковь».
Я не перечисляю, сколько было спасено церковных ценностей во время закрытия церквей и монастырей в 20-е годы нашего века! Совершенно бесценные иконы и произведения искусства спасены экспедициями И. Э. Грабаря и многими другими. Кирилло-Белозерекий монастырь был закрыт в самом начале 20-х годов. В 1923 г. из него было вывезено несколько икон в музеи. А собственный музей в монастыре открылся только в 1924 т.
Если речь идет о передаче икон в церковь, то в равных условиях находятся и церковные рукописи XI–XIX вв. В чем различие? Значит, и Остромирово Евангелие, и Мстиславово Евангелие, и Архангельское Евангелие передавать церкви? И с ними тысячи и тысячи памятников самой книжной из культур мира — культуры Древней Руси? Значит, ошибался митрополит Евгений Болховитинов, а с ним и другие церковные деятели и исследователи и целые учреждения (например, императорская Археологическая комиссия), когда вывозили из монастырей и церквей древние, наиболее ценные книги? А ведь иконы — это тоже книги, которые необходимо не только выставлять, а изучать, «читать». Недаром в иконах усматривается «умозрение в красках».
ДРУГОЕ ДЕЛО, что НЕОБХОДИМО ПРЕКРАТИТЬ КОЩУНСТВЕННУЮ ПРОДАЖУ ИКОН ЗА ГРАНИЦУ, да еще снабжая вывозимые иконы документами от Министерства культуры СССР, в которых удостоверяется: «икона XVII века — к вывозу разрешена»! И из таможен необходимо передавать отбираемые иконы именно церкви. И на аукционы в другие страны не вывозить. Несколько лет назад нашей страной был устроен аукцион икон в Греции, сильно подорвавший репутацию СССР как культурной державы.
Д.С. Лихачёв. Статья "Народ должен иметь свои святыни".
As for the icons and church utensils that are currently in museums, and especially valuable books in our libraries, their transfer can be made in exceptional cases and, of course, with the consent of the libraries and museums where they are kept.
It is necessary to understand that any kind of reorganization of museums, their division or merger, as a rule, violates the established system, leads to the loss of things and to confusion, especially if researchers are looking for the thing they need through links in scientific literature, through existing catalogs and card indexes. I AM STRONGLY AGAINST that the icons REQUIRING CAREFUL OBSERVATION BY RESTORERS, researchers and a special storage regime, under the influence of the moment, for momentary reasons, were transferred to the church. The transfer of church works and icons to museums has always taken place in all countries. Remember that Italian painting on wood of the XIII-XIV centuries. (the so-called "Byzantinizing") are icons. The Catholic Church keeps some of its ecclesiastical values not in churches, but in the Vatican Museum ... There are thousands of examples to be found. I will give Russian examples.
From the middle of the XIX century. there was a Museum of the Academy of Arts, called the Christian Museum, or the Museum of Orthodox icon painting. Museum curators A. M. Gornostaev and V. A. Prokhorov contributed to the collection of antiquities from Novgorod monasteries and church depositories: the pulpit in 1533, the figures of the "elders" - sculptural images taken from the lids of the cancer. And this is with the permission of the enlightened church authorities. There were also many private collectors, especially among icon painters and restorers. When the Museum of Alexander III was opened, a department of Christian antiquities was immediately created in it. Individuals, religious organizations sold and donated icons and church utensils to the museum.
At the beginning of the century (1901) V.V.Suslov donated wooden carvings, including a huge icon case - "canopy" from Romanov-Borisoglebsk (now Tutaev on the Volga). The best icons of the Russian Museum come from the collection of Academician N.P. Likhachev. It included 1,431 icons and 34 works of applied art (according to a rough estimate of that time, worth 300 thousand gold rubles). Archaeological commissions, societies and institutions contributed to the acquisition of church "antiquity". In 1909, Academician N.P. Kondakov donated a collection of the most valuable icons to the Alexander III Museum (the future Russian Museum). Artist P.I.Neradovsky in 1909 worked as a curator of the art department of the museum, and then as its head. He collected a collection of church things, arranged trips to ancient Russian cities and monasteries. In 1910 he went to the Joseph-Volokolamsk Monastery and after negotiations with the church authorities in 1912 brought to the museum objects that could not serve the “dilapidated” monastery: icons, church utensils, a banner, shroud, two covers on the tomb of Joseph Volotsky ...
On May 16, 1913 Nicholas II and the art critic Georgievsky who accompanied him visited the Intercession Suzdal Monastery. They drew attention to the dilapidated cell icons of nuns tonsured in the monastery. As a result of negotiations in 1914, 43 icons were brought to the Museum of Alexander III, despite the difficulties of wartime. The nuns asked to make copies of two icons. And it was done. On August 7, 1912 P.I.Neradovsky brought several works from the Annunciation Cathedral in Murom. Nicholas II released money from his personal funds to purchase icons for the museum.
What do you command us, "to be holier than the Pope himself"? This I ask those who, without pondering the essence of the problem, demand: "the church goes to the church."
I am not listing how many church values were saved during the closure of churches and monasteries in the 1920s! Absolutely priceless icons and works of art were saved by the expeditions of I.E.Grabar and many others. Cyril-Belozereky Monastery was closed at the very beginning of the 1920s. In 1923, several icons were taken from it to museums. And its own museum in the monastery opened only in 1924.
If we are talking about the transfer of icons to the church, then the church manuscripts of the 11th-19th centuries are on equal terms. What is the difference? Does this mean that the Ostromir Gospel, the Mstislav Gospel, and the Archangel Gospel should be passed on to the church? And with them thousands and thousands of monuments of the most bookish culture in the world - the culture of Ancient Russia? So, Metropolitan Yevgeny Bolkhovitinov was mistaken, and with him other church leaders and researchers and entire institutions (for example, the Imperial Archaeological Commission), when they took out the most valuable books from monasteries and churches? But icons are also books that must not only be displayed, but studied, "read". It is not for nothing that icons are perceived as “speculation in colors”.
ANOTHER BUSINESS, THAT IT IS NECESSARY TO STOP THE INCREDIBLE SALE OF ICONS ABROAD, and even supplying the exported icons with documents from the Ministry of Culture of the USSR, which certifies: "The icon of the 17th century is allowed for export!" And from the customs it is necessary to transfer the selected icons to the church. And do not export to auctions in other countries. Several years ago our
It is necessary to understand that any kind of reorganization of museums, their division or merger, as a rule, violates the established system, leads to the loss of things and to confusion, especially if researchers are looking for the thing they need through links in scientific literature, through existing catalogs and card indexes. I AM STRONGLY AGAINST that the icons REQUIRING CAREFUL OBSERVATION BY RESTORERS, researchers and a special storage regime, under the influence of the moment, for momentary reasons, were transferred to the church. The transfer of church works and icons to museums has always taken place in all countries. Remember that Italian painting on wood of the XIII-XIV centuries. (the so-called "Byzantinizing") are icons. The Catholic Church keeps some of its ecclesiastical values not in churches, but in the Vatican Museum ... There are thousands of examples to be found. I will give Russian examples.
From the middle of the XIX century. there was a Museum of the Academy of Arts, called the Christian Museum, or the Museum of Orthodox icon painting. Museum curators A. M. Gornostaev and V. A. Prokhorov contributed to the collection of antiquities from Novgorod monasteries and church depositories: the pulpit in 1533, the figures of the "elders" - sculptural images taken from the lids of the cancer. And this is with the permission of the enlightened church authorities. There were also many private collectors, especially among icon painters and restorers. When the Museum of Alexander III was opened, a department of Christian antiquities was immediately created in it. Individuals, religious organizations sold and donated icons and church utensils to the museum.
At the beginning of the century (1901) V.V.Suslov donated wooden carvings, including a huge icon case - "canopy" from Romanov-Borisoglebsk (now Tutaev on the Volga). The best icons of the Russian Museum come from the collection of Academician N.P. Likhachev. It included 1,431 icons and 34 works of applied art (according to a rough estimate of that time, worth 300 thousand gold rubles). Archaeological commissions, societies and institutions contributed to the acquisition of church "antiquity". In 1909, Academician N.P. Kondakov donated a collection of the most valuable icons to the Alexander III Museum (the future Russian Museum). Artist P.I.Neradovsky in 1909 worked as a curator of the art department of the museum, and then as its head. He collected a collection of church things, arranged trips to ancient Russian cities and monasteries. In 1910 he went to the Joseph-Volokolamsk Monastery and after negotiations with the church authorities in 1912 brought to the museum objects that could not serve the “dilapidated” monastery: icons, church utensils, a banner, shroud, two covers on the tomb of Joseph Volotsky ...
On May 16, 1913 Nicholas II and the art critic Georgievsky who accompanied him visited the Intercession Suzdal Monastery. They drew attention to the dilapidated cell icons of nuns tonsured in the monastery. As a result of negotiations in 1914, 43 icons were brought to the Museum of Alexander III, despite the difficulties of wartime. The nuns asked to make copies of two icons. And it was done. On August 7, 1912 P.I.Neradovsky brought several works from the Annunciation Cathedral in Murom. Nicholas II released money from his personal funds to purchase icons for the museum.
What do you command us, "to be holier than the Pope himself"? This I ask those who, without pondering the essence of the problem, demand: "the church goes to the church."
I am not listing how many church values were saved during the closure of churches and monasteries in the 1920s! Absolutely priceless icons and works of art were saved by the expeditions of I.E.Grabar and many others. Cyril-Belozereky Monastery was closed at the very beginning of the 1920s. In 1923, several icons were taken from it to museums. And its own museum in the monastery opened only in 1924.
If we are talking about the transfer of icons to the church, then the church manuscripts of the 11th-19th centuries are on equal terms. What is the difference? Does this mean that the Ostromir Gospel, the Mstislav Gospel, and the Archangel Gospel should be passed on to the church? And with them thousands and thousands of monuments of the most bookish culture in the world - the culture of Ancient Russia? So, Metropolitan Yevgeny Bolkhovitinov was mistaken, and with him other church leaders and researchers and entire institutions (for example, the Imperial Archaeological Commission), when they took out the most valuable books from monasteries and churches? But icons are also books that must not only be displayed, but studied, "read". It is not for nothing that icons are perceived as “speculation in colors”.
ANOTHER BUSINESS, THAT IT IS NECESSARY TO STOP THE INCREDIBLE SALE OF ICONS ABROAD, and even supplying the exported icons with documents from the Ministry of Culture of the USSR, which certifies: "The icon of the 17th century is allowed for export!" And from the customs it is necessary to transfer the selected icons to the church. And do not export to auctions in other countries. Several years ago our
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Малышева