Лучше читать целиком, потому что трудно выбрать самое важное.
Из статьи "Философия любви":
"...Франкл, в частности, делится результатами своей терапевтической практики. Беда современного человека, по его мнению, состоит в одиночестве и поглощенности самим собою. В 70-е годы, посещая СССР и другие социалистические страны, много общаясь здесь со своими коллегами, доктор Франкл обратил внимание, что количество расстройств нервной системы и психики здесь было значительно ниже, чем на благополучном и процветающем Западе. До сих пор считалось, что неврозы происходят из-за стрессовых факторов - когда человек переживает жизненные трудности или ему не удается реализовать собственные желания. Франкл обнаруживает совершенно иную зависимость: стресс и невроз есть специфические «сбои» слабого, избалованного сознания, целиком отданного во власть примитивных желаний и не знакомого с иным смыслом и способом жизни, кроме своих удовольствий. Такой человек мельчает: заражается скукой и теряет способность к глубокому переживанию жизни, в том числе и к настоящей любви. Он, как говорит Франкл, «зацикливается» на эротическом круге, приносящем ему, без особых усилий и быстро, телесное наслаждение, и не желает искать ничего большего.
Эротизм современности, очевидно, является сильно преувеличенным. В обычном положении, когда человек проводит спокойную и размеренную жизнь, имеет полноценное общение с ближними, занят делами, не чужд порядка и самодисциплины, стремление влюбляться, щекотать нервы острыми романтическими ощущениями не донимает его с такой частотой и с такой тиранической неотступностью. «Влюбляется тот, кто хочет влюбиться», - замечает по этому поводу еще один наш автор, испанец X. Ортега-и-Гассет, - ужас его положения в том и состоит, что овладевшая им идея грубо навязывается его внутреннему миру извне, внедряется в него некой незримой, бесплотной силой».
...
Сегодня общественный эротизм оторвался от связи со сферой явлений, которые прежде связывались с любовью мужчины и женщины. Он выполняет роль индивидуальной «психологической разрядки», невротической компенсации за различного рода жизненные страхи, неудачи и риски. Выходом из данного круга, как полагает Франкл, является восстановление истинного смысла любви, как «переживания другого человека во всем его своеобразии и неповторимости, когда, отдаваясь во власть любимого «Ты», любящий переживает внутреннее обогащение, для него вся вселенная расширяется и углубляется». Автор решительно восстает против мнения, согласно которому счастья можно достичь на путях индивидуального удовольствия и психологического комфорта. Еще никогда в истории человечество не было так далеко от душевно¬го равновесия и покоя, как теперь, когда погоня за индивидуальным комфортом объявлена архиважной задачей. Удовольствие и комфорт сами по себе ничего не решают. Никакого, даже самого острого удовольствия не достаточно для того, чтобы человек обрел постоянное и глубокое счастье. Ища остроты ощущений в наркотических опытах и оргиастическом исступлении наш современник подчас бывает готов переступить черту безумия и саморазрушения, но ни на йоту не приближается к идеально желаемому им состоянию счастья. «Человек, - говорит Франкл, - не просто хочет быть счастливым; он должен иметь причину для счастья, в соответствии с тем, что составляет ценность и смысл его жизни». Не в расширении спектра и калейдоскопической смене впечатлений, а в углубленном постижении привычных событий приходит подлинное спокойствие и равновесие, удовлетворение от отношений с дорогим человеком.
Еще более конкретно - как стремление к объединению - представлен процесс постижения смысла у Фромма. Вместе с индивидуальными инстинктами в человеческое существо заложена тяга к сближению с окружающими и радость от бытия вместе. Человеческая культура, общественная жизнь, язык и даже религия служат, по сути, единственной цели - преодолению самости и созданию единого поля взаимообщения, связи человечества с Богом. Любовь и рождает подобное поле открытости. Она представляет собой наиболее естественное состояние человеческой души. И лишь эгоизм, близорукий и косный, внушает идею отстаивания своего суверенитета, ввергает людей в тягостное отчуждение и борьбу интересов.
Служение ближнему, жертва, самоотдача... Эгоистическое сознание эти понятия повергают в трепет и отрицание. Фромм верно подмечает основную психологическую преграду на пути любви: нежелание делиться «своим», но лишь получать, пользоваться, присваивать, потреблять. Позиция настолько же малодушная, насколько наивная. Богатство личности проявляется во взаимодействии с окружающими, а не в самодовольном и сытом поглаживании себя по брюшку. «Учитель учится у своих учеников, актера вдохновляют его зрители, врача лечит его пациент - при условии, что они не воспринимают друг друга как предметы, а связаны друг с другом искренно и продуктивно».
Когда человек внутренне богат, он, не задумываясь, отдает. «Скупец, который тревожится, как бы чего не лишиться, в психологическом смысле - нищий, бедный человек, несмотря на то, что он много имеет. А всякий, кто в состоянии отдавать себя, - богат. Он ощущает себя человеком, который может дарить себя другим». Таково свойство человеческой личности и такова сила любви, что, признавая другого, как целый уникальный мир, и воздавая ему должное, человек ничего не теряет, но только приобретает, раздвигая границы собственного мира и становясь обитателем одного общего, расширенного пространства.
Философ упоминает и о другой частой ошибке, когда полагают, что в любви главное - это удачный выбор партнера. Он со всей ясностью показывает обратное: важнее всего умение любить, быть обращенным на кого-либо, а не только на себя самого. Плюс к этому - готовность последовательно и терпеливо устраивать взаимоотношения. Именно это Фромм подразумевает под «искусством любви», которому, по его мнению, можно и должно учиться. Конечно, в том есть доля правды, чтобы спутникам жизни соответствовать друг другу по темпераменту, воспитанию, вкусам и пр. Но чаще любовь терпит неудачи не из-за пресловутого «расхождения в характерах», а по нежеланию бороться и трудиться для нее, из-за небрежения об отношениях, оставляемых на произвол различного рода случайностей и перемен настроений.
Из этого же исходит в своем объяснении сути любовных взаимоотношений и X. Ортега-и-Гассет.
...
Заклиная и выкликая любовь, обретая ее и пожиная впоследствии все ее бедствия, человек одинаково далек от правдивого видения вещей. Вот почему закат любви, расставание, поиск и завязывание новой «любовной истории» мир полагает естественным и закономерным явлением, снова и снова циклически повторяющимся наподобие того, как сменяют одно другое времена года.
Чтобы выйти из этого круга, требуется не просто встать на одну из распространенных позиций: вопреки всему, верить в любовь пли не верить в нее, предпочитая более прагматические отношения и личную независимость. Нужна решимость одушевить, облечь жизненной силой конкретные отношения. Ибо любовь мужчины и женщины, как и все на земле, не является вещью завершенной и самооправданной, которая достается тому или иному, наподобие счастливого лотерейного билета. Она ждет просвещения и оправдания в человеческом чувстве и действии, и ею овладевают те, кто практически готов утвердить ее счастье.
В конце концов, дело даже не в благополучном исходе, не в ставшей классической счастливой развязке; киношных и книжных «любовных историй». Трудиться стоит уже только затем, чтобы сохранить в себе открытость к любви и способность любить, - черты, вне которых земное существование теряет последние основания человечности. «Ничего не любить и быть ничем, - говорил Л. Фейербах, - это одно и то же». В таком смысле даже несчастная любовь представляет для человека благо и счастье, ибо свидетельствует о его внутренней живости, стремлении любить, вопреки всем преградам. И, если удачное развитие отношений нуждается в согласии двоих, то жизнь по любви, руководство любовью есть, так сказать, персональные интерес и ответственность, которые зависят от каждого и которых не в силах отменить или опровергнуть ни обычаи времени и окружения, ни встреченные на пути человеческая черствость, непонимание и предательство. Новый Завет с твердостью проповедует и утверждает непреложность этого правила: не любящий... не есть от Бога и пребывает в смерти (см. 1 Ин. 3,10,14). Да и не часто ли случается, что именно любовь, понимаемая, как «несчастливая», выступает сигналом и отправной точкой для самых глубоких и плодотворных внутренних перемен, в то время как внешне счастливое течение отношений, бытовое спокойствие и благоустроенная размеренность, усыпляют в человеке его Духовное чувство?
..."
(из вступительной статьи А. Рогозянского к сборнику "Любовь и интимность")
Из статьи "Философия любви":
"...Франкл, в частности, делится результатами своей терапевтической практики. Беда современного человека, по его мнению, состоит в одиночестве и поглощенности самим собою. В 70-е годы, посещая СССР и другие социалистические страны, много общаясь здесь со своими коллегами, доктор Франкл обратил внимание, что количество расстройств нервной системы и психики здесь было значительно ниже, чем на благополучном и процветающем Западе. До сих пор считалось, что неврозы происходят из-за стрессовых факторов - когда человек переживает жизненные трудности или ему не удается реализовать собственные желания. Франкл обнаруживает совершенно иную зависимость: стресс и невроз есть специфические «сбои» слабого, избалованного сознания, целиком отданного во власть примитивных желаний и не знакомого с иным смыслом и способом жизни, кроме своих удовольствий. Такой человек мельчает: заражается скукой и теряет способность к глубокому переживанию жизни, в том числе и к настоящей любви. Он, как говорит Франкл, «зацикливается» на эротическом круге, приносящем ему, без особых усилий и быстро, телесное наслаждение, и не желает искать ничего большего.
Эротизм современности, очевидно, является сильно преувеличенным. В обычном положении, когда человек проводит спокойную и размеренную жизнь, имеет полноценное общение с ближними, занят делами, не чужд порядка и самодисциплины, стремление влюбляться, щекотать нервы острыми романтическими ощущениями не донимает его с такой частотой и с такой тиранической неотступностью. «Влюбляется тот, кто хочет влюбиться», - замечает по этому поводу еще один наш автор, испанец X. Ортега-и-Гассет, - ужас его положения в том и состоит, что овладевшая им идея грубо навязывается его внутреннему миру извне, внедряется в него некой незримой, бесплотной силой».
...
Сегодня общественный эротизм оторвался от связи со сферой явлений, которые прежде связывались с любовью мужчины и женщины. Он выполняет роль индивидуальной «психологической разрядки», невротической компенсации за различного рода жизненные страхи, неудачи и риски. Выходом из данного круга, как полагает Франкл, является восстановление истинного смысла любви, как «переживания другого человека во всем его своеобразии и неповторимости, когда, отдаваясь во власть любимого «Ты», любящий переживает внутреннее обогащение, для него вся вселенная расширяется и углубляется». Автор решительно восстает против мнения, согласно которому счастья можно достичь на путях индивидуального удовольствия и психологического комфорта. Еще никогда в истории человечество не было так далеко от душевно¬го равновесия и покоя, как теперь, когда погоня за индивидуальным комфортом объявлена архиважной задачей. Удовольствие и комфорт сами по себе ничего не решают. Никакого, даже самого острого удовольствия не достаточно для того, чтобы человек обрел постоянное и глубокое счастье. Ища остроты ощущений в наркотических опытах и оргиастическом исступлении наш современник подчас бывает готов переступить черту безумия и саморазрушения, но ни на йоту не приближается к идеально желаемому им состоянию счастья. «Человек, - говорит Франкл, - не просто хочет быть счастливым; он должен иметь причину для счастья, в соответствии с тем, что составляет ценность и смысл его жизни». Не в расширении спектра и калейдоскопической смене впечатлений, а в углубленном постижении привычных событий приходит подлинное спокойствие и равновесие, удовлетворение от отношений с дорогим человеком.
Еще более конкретно - как стремление к объединению - представлен процесс постижения смысла у Фромма. Вместе с индивидуальными инстинктами в человеческое существо заложена тяга к сближению с окружающими и радость от бытия вместе. Человеческая культура, общественная жизнь, язык и даже религия служат, по сути, единственной цели - преодолению самости и созданию единого поля взаимообщения, связи человечества с Богом. Любовь и рождает подобное поле открытости. Она представляет собой наиболее естественное состояние человеческой души. И лишь эгоизм, близорукий и косный, внушает идею отстаивания своего суверенитета, ввергает людей в тягостное отчуждение и борьбу интересов.
Служение ближнему, жертва, самоотдача... Эгоистическое сознание эти понятия повергают в трепет и отрицание. Фромм верно подмечает основную психологическую преграду на пути любви: нежелание делиться «своим», но лишь получать, пользоваться, присваивать, потреблять. Позиция настолько же малодушная, насколько наивная. Богатство личности проявляется во взаимодействии с окружающими, а не в самодовольном и сытом поглаживании себя по брюшку. «Учитель учится у своих учеников, актера вдохновляют его зрители, врача лечит его пациент - при условии, что они не воспринимают друг друга как предметы, а связаны друг с другом искренно и продуктивно».
Когда человек внутренне богат, он, не задумываясь, отдает. «Скупец, который тревожится, как бы чего не лишиться, в психологическом смысле - нищий, бедный человек, несмотря на то, что он много имеет. А всякий, кто в состоянии отдавать себя, - богат. Он ощущает себя человеком, который может дарить себя другим». Таково свойство человеческой личности и такова сила любви, что, признавая другого, как целый уникальный мир, и воздавая ему должное, человек ничего не теряет, но только приобретает, раздвигая границы собственного мира и становясь обитателем одного общего, расширенного пространства.
Философ упоминает и о другой частой ошибке, когда полагают, что в любви главное - это удачный выбор партнера. Он со всей ясностью показывает обратное: важнее всего умение любить, быть обращенным на кого-либо, а не только на себя самого. Плюс к этому - готовность последовательно и терпеливо устраивать взаимоотношения. Именно это Фромм подразумевает под «искусством любви», которому, по его мнению, можно и должно учиться. Конечно, в том есть доля правды, чтобы спутникам жизни соответствовать друг другу по темпераменту, воспитанию, вкусам и пр. Но чаще любовь терпит неудачи не из-за пресловутого «расхождения в характерах», а по нежеланию бороться и трудиться для нее, из-за небрежения об отношениях, оставляемых на произвол различного рода случайностей и перемен настроений.
Из этого же исходит в своем объяснении сути любовных взаимоотношений и X. Ортега-и-Гассет.
...
Заклиная и выкликая любовь, обретая ее и пожиная впоследствии все ее бедствия, человек одинаково далек от правдивого видения вещей. Вот почему закат любви, расставание, поиск и завязывание новой «любовной истории» мир полагает естественным и закономерным явлением, снова и снова циклически повторяющимся наподобие того, как сменяют одно другое времена года.
Чтобы выйти из этого круга, требуется не просто встать на одну из распространенных позиций: вопреки всему, верить в любовь пли не верить в нее, предпочитая более прагматические отношения и личную независимость. Нужна решимость одушевить, облечь жизненной силой конкретные отношения. Ибо любовь мужчины и женщины, как и все на земле, не является вещью завершенной и самооправданной, которая достается тому или иному, наподобие счастливого лотерейного билета. Она ждет просвещения и оправдания в человеческом чувстве и действии, и ею овладевают те, кто практически готов утвердить ее счастье.
В конце концов, дело даже не в благополучном исходе, не в ставшей классической счастливой развязке; киношных и книжных «любовных историй». Трудиться стоит уже только затем, чтобы сохранить в себе открытость к любви и способность любить, - черты, вне которых земное существование теряет последние основания человечности. «Ничего не любить и быть ничем, - говорил Л. Фейербах, - это одно и то же». В таком смысле даже несчастная любовь представляет для человека благо и счастье, ибо свидетельствует о его внутренней живости, стремлении любить, вопреки всем преградам. И, если удачное развитие отношений нуждается в согласии двоих, то жизнь по любви, руководство любовью есть, так сказать, персональные интерес и ответственность, которые зависят от каждого и которых не в силах отменить или опровергнуть ни обычаи времени и окружения, ни встреченные на пути человеческая черствость, непонимание и предательство. Новый Завет с твердостью проповедует и утверждает непреложность этого правила: не любящий... не есть от Бога и пребывает в смерти (см. 1 Ин. 3,10,14). Да и не часто ли случается, что именно любовь, понимаемая, как «несчастливая», выступает сигналом и отправной точкой для самых глубоких и плодотворных внутренних перемен, в то время как внешне счастливое течение отношений, бытовое спокойствие и благоустроенная размеренность, усыпляют в человеке его Духовное чувство?
..."
(из вступительной статьи А. Рогозянского к сборнику "Любовь и интимность")
It is better to read the whole book because it is difficult to choose the most important.
From the article "Philosophy of Love":
"... Frankl, in particular, shares the results of his therapeutic practice. The trouble of a modern person, in his opinion, is loneliness and self-absorption. In the 70s, visiting the USSR and other socialist countries, communicating a lot here with his colleagues , Dr. Frankl drew attention to the fact that the number of disorders of the nervous system and psyche was much lower here than in the prosperous and prosperous West. Until now, it was believed that neuroses are due to stressful factors - when a person is experiencing difficulties in life or he is unable to realize his own Frankl discovers a completely different dependence: stress and neurosis are specific "failures" of a weak, spoiled consciousness, completely surrendered to the power of primitive desires and not familiar with any meaning and way of life, except for his pleasures. to a deep experience of life, including true love. He, as Frankl says, “s acycifies "on the erotic circle, which brings him, effortlessly and quickly, bodily pleasure, and does not want to look for anything more.
The eroticism of modernity is obviously greatly exaggerated. In the usual situation, when a person leads a calm and measured life, has full communication with neighbors, is busy with business, is not alien to order and self-discipline, the desire to fall in love, tickle his nerves with acute romantic feelings does not pester him with such frequency and with such tyrannical persistence. “The one who wants to fall in love falls in love,” notes another of our author, the Spaniard X. Ortega y Gasset, in this regard, “the horror of his position lies in the fact that the idea that has taken possession of him is roughly imposed on his inner world from the outside, is being introduced into him by some invisible, disembodied power. "
...
Today social eroticism has broken away from the connection with the sphere of phenomena that were previously associated with the love of a man and a woman. He plays the role of individual "psychological release", neurotic compensation for various kinds of life fears, failures and risks. The way out of this circle, as Frankl believes, is the restoration of the true meaning of love, as "the experience of another person in all its originality and uniqueness, when, surrendering to the power of the beloved" You ", the lover experiences inner enrichment, for him the whole universe expands and deepens" ... The author strongly opposes the view that happiness can be achieved through the path of individual pleasure and psychological comfort. Never before in history has humanity been so far from peace of mind and peace as now, when the pursuit of individual comfort has been declared an overriding task. Pleasure and comfort alone do not solve anything. Even the most acute pleasure is not enough for a person to find permanent and deep happiness. Looking for the acuity of sensations in drug experiences and orgiastic frenzy, our contemporary is sometimes ready to cross the line of insanity and self-destruction, but does not come close to the ideal state of happiness that he desires. “Man,” says Frankl, “doesn't just want to be happy; he must have a reason for happiness, in accordance with what constitutes the value and meaning of his life. " Not in the expansion of the spectrum and the kaleidoscopic change of impressions, but in the profound comprehension of familiar events comes true calmness and balance, satisfaction from the relationship with a dear person.
Even more concretely - as a striving for unification - the process of comprehension of meaning in Fromm is presented. Together with individual instincts in a human being, there is a craving for closeness with others and the joy of being together. Human culture, social life, language and even religion serve, in fact, the only goal - to overcome the self and create a single field of mutual communication, the connection of mankind with God. Love creates a similar field of openness. It represents the most natural state of the human soul. And only egoism, short-sighted and inert, inspires the idea of defending one's sovereignty, plunges people into painful alienation and a struggle of interests.
Service to one's neighbor, sacrifice, self-giving ... These concepts plunge egoistic consciousness into awe and denial. Fromm correctly notes the main psychological obstacle on the path of love: unwillingness to share “ours”, but only to receive, use, appropriate, consume. The position is as cowardly as it is naive. Personal wealth is manifested in interaction with others, and not in smug and well-fed stroking oneself on the abdomen. "The teacher learns from his students, the audience inspires the actor, the doctor is treated by his patient - provided that they do not perceive each other as objects, but are connected with each other sincerely and productively."
When a person is internally rich, he gives away without hesitation. “A miser who worries about losing something, in the psychological sense - a beggar, are poor
From the article "Philosophy of Love":
"... Frankl, in particular, shares the results of his therapeutic practice. The trouble of a modern person, in his opinion, is loneliness and self-absorption. In the 70s, visiting the USSR and other socialist countries, communicating a lot here with his colleagues , Dr. Frankl drew attention to the fact that the number of disorders of the nervous system and psyche was much lower here than in the prosperous and prosperous West. Until now, it was believed that neuroses are due to stressful factors - when a person is experiencing difficulties in life or he is unable to realize his own Frankl discovers a completely different dependence: stress and neurosis are specific "failures" of a weak, spoiled consciousness, completely surrendered to the power of primitive desires and not familiar with any meaning and way of life, except for his pleasures. to a deep experience of life, including true love. He, as Frankl says, “s acycifies "on the erotic circle, which brings him, effortlessly and quickly, bodily pleasure, and does not want to look for anything more.
The eroticism of modernity is obviously greatly exaggerated. In the usual situation, when a person leads a calm and measured life, has full communication with neighbors, is busy with business, is not alien to order and self-discipline, the desire to fall in love, tickle his nerves with acute romantic feelings does not pester him with such frequency and with such tyrannical persistence. “The one who wants to fall in love falls in love,” notes another of our author, the Spaniard X. Ortega y Gasset, in this regard, “the horror of his position lies in the fact that the idea that has taken possession of him is roughly imposed on his inner world from the outside, is being introduced into him by some invisible, disembodied power. "
...
Today social eroticism has broken away from the connection with the sphere of phenomena that were previously associated with the love of a man and a woman. He plays the role of individual "psychological release", neurotic compensation for various kinds of life fears, failures and risks. The way out of this circle, as Frankl believes, is the restoration of the true meaning of love, as "the experience of another person in all its originality and uniqueness, when, surrendering to the power of the beloved" You ", the lover experiences inner enrichment, for him the whole universe expands and deepens" ... The author strongly opposes the view that happiness can be achieved through the path of individual pleasure and psychological comfort. Never before in history has humanity been so far from peace of mind and peace as now, when the pursuit of individual comfort has been declared an overriding task. Pleasure and comfort alone do not solve anything. Even the most acute pleasure is not enough for a person to find permanent and deep happiness. Looking for the acuity of sensations in drug experiences and orgiastic frenzy, our contemporary is sometimes ready to cross the line of insanity and self-destruction, but does not come close to the ideal state of happiness that he desires. “Man,” says Frankl, “doesn't just want to be happy; he must have a reason for happiness, in accordance with what constitutes the value and meaning of his life. " Not in the expansion of the spectrum and the kaleidoscopic change of impressions, but in the profound comprehension of familiar events comes true calmness and balance, satisfaction from the relationship with a dear person.
Even more concretely - as a striving for unification - the process of comprehension of meaning in Fromm is presented. Together with individual instincts in a human being, there is a craving for closeness with others and the joy of being together. Human culture, social life, language and even religion serve, in fact, the only goal - to overcome the self and create a single field of mutual communication, the connection of mankind with God. Love creates a similar field of openness. It represents the most natural state of the human soul. And only egoism, short-sighted and inert, inspires the idea of defending one's sovereignty, plunges people into painful alienation and a struggle of interests.
Service to one's neighbor, sacrifice, self-giving ... These concepts plunge egoistic consciousness into awe and denial. Fromm correctly notes the main psychological obstacle on the path of love: unwillingness to share “ours”, but only to receive, use, appropriate, consume. The position is as cowardly as it is naive. Personal wealth is manifested in interaction with others, and not in smug and well-fed stroking oneself on the abdomen. "The teacher learns from his students, the audience inspires the actor, the doctor is treated by his patient - provided that they do not perceive each other as objects, but are connected with each other sincerely and productively."
When a person is internally rich, he gives away without hesitation. “A miser who worries about losing something, in the psychological sense - a beggar, are poor
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Полина Кузьмина