Решила перечитать. "Письмо сороковое. О памяти. Память —...

Решила перечитать.

"Письмо сороковое. О памяти.

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, — там, где находят древесину, — дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология — наука определять время дерева).
Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же.
А что и говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
Память — преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать, чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Вспомните у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

Поэзия Пушкина мудра. Каждое слово в его стихах требует раздумий. Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Два символа смерти и вдруг — «животворящая святыня»! Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам — двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.
Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское, выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.
Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность.
В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? По крайней мере, больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при династии Палеологов в Византии, в эпоху Ренессанса и вновь в конце XVIII — начале XIX века. А сколько было «малых» обращений культуры к античности — в те же средние века, долгое время считавшиеся «темными» (англичане до сих пор говорят о средневековье — «dark age»). Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. Это я говорю об обращении к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость. Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым.
Каролингский Ренессанс в VI — VII веке не был похож на Ренессанс XV века, Ренессанс итальянский не похож на северо-европейский. Обращение конца XVIII — начала XIX века, возникшее под влиянием открытий в Помпее и трудов Винкельмана, отличается от нашего понимания античности и т.д.
Знала несколько обращений к Древней Руси и послепетровская Россия. Были разные стороны в этом обращении. Открытие русской архитектуры и иконы в начале XX века было в основном лишено узкого национализма и очень плодотворно для нового искусства.
Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина.
У Пушкина Память в поэзии играет огромную роль. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее «Воспоминания в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но и даже в поэме «Евгений Онегин».
Когда Пушкину необходимо внесение лирического начала, он часто прибегает к воспоминаниям. Как известно, Пушкина не было в Петербурге в наводнение 1824 года, но все же в «Медном всаднике» наводнение окрашено воспоминанием:

«Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье…»

Свои исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти. Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра Великого» — тоже предок, Ганнибал.
Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство."

Д.С.Лихачёв "Письма о добром"
I decided to reread it.

"The fortieth letter. About memory.

Memory is one of the most important properties of being, of any being: material, spiritual, human ...
Paper. Squeeze it and spread it. Wrinkles will remain on it, and if you squeeze it a second time, some of the folds will lie along the previous folds: the paper "has memory" ...
Individual plants, a stone on which traces of its origin and movement during the Ice Age, glass, water, etc., have a memory.
The most precise special archaeological discipline is based on the memory of wood, which has recently revolutionized archaeological research - where wood is found - dendrochronology ("dendros" in Greek "tree"; dendrochronology is the science of determining the time of a tree).
Birds possess the most complex forms of ancestral memory, allowing new generations of birds to fly in the right direction to the right place. In explaining these flights, it is not enough to study only the "navigation techniques and methods" that birds use. The most important thing is the memory that makes them look for winter quarters and summer quarters - always the same.
And what can we say about "genetic memory" - memory laid down in centuries, memory that passes from one generation of living beings to the next.
Moreover, memory is not at all mechanical. This is the most important creative process: it is a process and a creative one. What is needed is remembered; through memory, good experience is accumulated, a tradition is formed, everyday skills, family skills, work skills, social institutions are created ...
Memory resists the destructive power of time.
This property of memory is extremely important.
It is customary to divide time into the past, present and future in a primitive way. But thanks to memory, the past enters the present, and the future, as it were, is foreseen by the present, connected with the past.
Memory is overcoming time, overcoming death.
This is the greatest moral significance of memory. A "forgetful" is, first of all, an ungrateful, irresponsible person, and, consequently, incapable of good, disinterested actions.
Irresponsibility is born of the lack of consciousness that nothing passes without a trace. A person who commits an unkind act thinks that this act will not remain in his personal memory and in the memory of those around him. He himself, obviously, is not used to preserving the memory of the past, to experience a feeling of gratitude to his ancestors, to their work, their cares, and therefore thinks that everything will be forgotten about him too.
Conscience is basically a memory, to which a moral assessment of the perfect is added. But if the perfect is not preserved in memory, then there can be no evaluation. There is no conscience without memory.
That is why it is so important to be brought up in the moral climate of memory: family memory, folk memory, cultural memory. Family photographs are one of the most important "visual aids" in the moral education of children and adults. Respect for the work of our ancestors, for their labor traditions, for their tools, for their customs, for their songs and entertainment. All this is dear to us. And just respect for the graves of ancestors. Remember Pushkin:

Two feelings are marvelously close to us -
In them the heart finds food -
Love for the native ashes,
Love for fatherly coffins.
Life-giving shrine!
The earth would be dead without them.

Pushkin's poetry is wise. Every word in his poems requires thought. Our consciousness cannot immediately get used to the idea that the earth would be dead without love for paternal coffins, without love for native ashes. Two symbols of death and suddenly - "life-giving shrine"! Too often, we remain indifferent or even almost hostile to the disappearing cemeteries and ashes - two sources of our not-too-wise dark thoughts and superficially heavy moods. Just as a person's personal memory forms his conscience, his conscientious attitude towards his personal ancestors and loved ones - relatives and friends, old friends, that is, the most faithful ones with whom he is associated with common memories - so the historical memory of a people forms a moral climate in which the people live. Perhaps one could think about whether to build morality on something else: completely ignore the past with its, at times, mistakes and difficult memories and be completely directed into the future, build this future on "reasonable grounds" by themselves, forget about the past with its dark and light sides.
This is not only unnecessary, but also impossible. The memory of the past is first of all "bright" (Pushkin's expression), poetic. She educates aesthetically.
Human culture as a whole not only possesses memory, but it is memory par excellence. The culture of humanity is an active memory of humanity, actively introduced into the present.
In history, every cultural upsurge was in one way or another associated with an appeal to the past. How many times has humanity, for example, turned to antiquity? At least, there were four large, epoch-making conversions: under Charlemagne, under the Palaeologus dynasty in Byzantium, during the Renaissance and again at the end of the 18th - early 19th centuries. And how many "small" appeals of culture to antiquity - in the same Middle Ages,
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Полина Кузьмина

Понравилось следующим людям