Преодолеть европоцентризм
статья Евгения Чернышева
Наше сознание глубоко поражено европоцентризмом. Это такая мировоззренческая модель, которая рассматривает западноевропейскую цивилизацию как универсальную и единственно приемлемую для всего человечества. Не преодолев в себе европоцентризм, не вылечившись от этого тяжкого недуга, мы не можем рассчитывать на полноценное возрождение Русской евразийской цивилизации, ибо возрождение всегда начинается с духа, c духовной стороны. В этой статье я попытаюсь вскрыть корни европоцентризма в нашем сознании – то есть откуда он произрастает и все время черпает себе сторонников. Для этого же нужно глубоко осмыслить сущность западноевропейской культуры.
Что лежит в ее основе? По Шпенглеру, в основе любой культуры лежит душа как некая идея, подлежащая осуществлению. За основу европейской культуры Шпенглер принимает, на мой взгляд, поразительную по точности и символизму метафору — фаустовскую душу. Она стремится преодолеть все препятствия, устремиться к бесконечности, к своей цели – постичь законы мироздания, подчинить их себе деянием, составляющим весь смысл западноевропейской жизни, и установить свое господство над природой и людьми. Великий Гёте вкладывает это в уста Фауста, обращающегося к явившемуся Духу:
«Ты целый мир обширный обнимаешь:
О деятельный дух, как близок я тебе!»
На что Дух ему отвечает:
«Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь, —
Не мне».
В словах Духа – глубоко прочувствованная Гёте трагическая судьба западного человека, совершающего сделку с Мефистофелем, не могущую ее не совершить в силу глубинной предопределенности западного мирочувствования.
Шпенглер также пишет: «Западноевропейские естественные науки занимают совершенно особое место, характерное только для этой культуры. Они с самого начала служили не теологии, а воли к власти посредством техники… Необходимо осмыслить тот поразительный факт, что желание немедленно использовать в практическом плане любое знание не присуще ни одному человеку, кроме фаустовского».
Известный всем пример – порох, изобретенный китайцами задолго до европейцев и использованный ими для фейерверков. Как только он попал в руки европейцев, то сразу был употреблен для уничтожения себе подобных. Таким образом, техника и стремление к техническому порабощению природы являются неотъемлемой чертой и атрибутом европейской культуры – тем зерном, из которого она проросла. На этом же основании в XVII веке в Европе возникает идея прогресса, когда поздняя европейская культура, ощущающая дыхание наступившей осени от обильных плодов, изобретение и совершенствование технологий из исторического факта превращает в ценность. Повторюсь: именно превращает в ценность! Не путать с отрицанием техники вообще. Как известно, все культуры используют орудия труда, но именно на Западе технический прогресс становится новой религией.
...Продолжение статьи читайте по ссылке
статья Евгения Чернышева
Наше сознание глубоко поражено европоцентризмом. Это такая мировоззренческая модель, которая рассматривает западноевропейскую цивилизацию как универсальную и единственно приемлемую для всего человечества. Не преодолев в себе европоцентризм, не вылечившись от этого тяжкого недуга, мы не можем рассчитывать на полноценное возрождение Русской евразийской цивилизации, ибо возрождение всегда начинается с духа, c духовной стороны. В этой статье я попытаюсь вскрыть корни европоцентризма в нашем сознании – то есть откуда он произрастает и все время черпает себе сторонников. Для этого же нужно глубоко осмыслить сущность западноевропейской культуры.
Что лежит в ее основе? По Шпенглеру, в основе любой культуры лежит душа как некая идея, подлежащая осуществлению. За основу европейской культуры Шпенглер принимает, на мой взгляд, поразительную по точности и символизму метафору — фаустовскую душу. Она стремится преодолеть все препятствия, устремиться к бесконечности, к своей цели – постичь законы мироздания, подчинить их себе деянием, составляющим весь смысл западноевропейской жизни, и установить свое господство над природой и людьми. Великий Гёте вкладывает это в уста Фауста, обращающегося к явившемуся Духу:
«Ты целый мир обширный обнимаешь:
О деятельный дух, как близок я тебе!»
На что Дух ему отвечает:
«Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь, —
Не мне».
В словах Духа – глубоко прочувствованная Гёте трагическая судьба западного человека, совершающего сделку с Мефистофелем, не могущую ее не совершить в силу глубинной предопределенности западного мирочувствования.
Шпенглер также пишет: «Западноевропейские естественные науки занимают совершенно особое место, характерное только для этой культуры. Они с самого начала служили не теологии, а воли к власти посредством техники… Необходимо осмыслить тот поразительный факт, что желание немедленно использовать в практическом плане любое знание не присуще ни одному человеку, кроме фаустовского».
Известный всем пример – порох, изобретенный китайцами задолго до европейцев и использованный ими для фейерверков. Как только он попал в руки европейцев, то сразу был употреблен для уничтожения себе подобных. Таким образом, техника и стремление к техническому порабощению природы являются неотъемлемой чертой и атрибутом европейской культуры – тем зерном, из которого она проросла. На этом же основании в XVII веке в Европе возникает идея прогресса, когда поздняя европейская культура, ощущающая дыхание наступившей осени от обильных плодов, изобретение и совершенствование технологий из исторического факта превращает в ценность. Повторюсь: именно превращает в ценность! Не путать с отрицанием техники вообще. Как известно, все культуры используют орудия труда, но именно на Западе технический прогресс становится новой религией.
...Продолжение статьи читайте по ссылке
Overcome Eurocentrism
article by Evgeny Chernyshev
Our consciousness is deeply affected by Eurocentrism. This is a worldview model that considers Western European civilization as universal and the only one acceptable to all mankind. Without overcoming Eurocentrism in ourselves, without recovering from this grave illness, we cannot count on a full-fledged revival of the Russian Eurasian civilization, for revival always begins from the spirit, from the spiritual side. In this article, I will try to uncover the roots of Eurocentrism in our minds - that is, where it grows from and always draws supporters for itself. For this, it is necessary to deeply comprehend the essence of Western European culture.
What is at its core? According to Spengler, at the heart of any culture lies the soul as an idea to be realized. For the basis of European culture, Spengler takes, in my opinion, a metaphor striking in accuracy and symbolism - the Faustian soul. She seeks to overcome all obstacles, strive towards infinity, towards her goal - to comprehend the laws of the universe, to subordinate them to herself by an act that is the whole meaning of Western European life, and to establish her dominance over nature and people. The great Goethe puts this into the mouth of Faust, who addresses the Spirit that has appeared:
“You embrace the whole vast world:
O active spirit, how close I am to you! "
To which the Spirit answers him:
“You are close only to the one you comprehend, -
Not for me".
In the words of the Spirit - Goethe's deeply felt tragic fate of a Western man who makes a deal with Mephistopheles, which cannot but make it due to the deep predetermination of the Western worldview.
Spengler also writes: “Western European natural sciences occupy a very special place, characteristic only of this culture. From the very beginning they served not theology, but the will to power by means of technology ... It is necessary to comprehend the amazing fact that the desire to immediately use any knowledge in practical terms is not inherent in any person, except for the Faustian one ”.
A well-known example is gunpowder, invented by the Chinese long before the Europeans and used by them for fireworks. As soon as it fell into the hands of Europeans, it was immediately used to destroy their own kind. Thus, technology and the desire for the technical enslavement of nature are an integral feature and attribute of European culture - the seed from which it sprouted. On the same basis, in the 17th century in Europe, the idea of progress arises, when late European culture, feeling the breath of the coming autumn from abundant fruits, the invention and improvement of technologies from a historical fact turns into value. I repeat: it turns into value! Not to be confused with the denial of technique in general. As you know, all cultures use tools, but it is in the West that technical progress is becoming a new religion.
... Read the rest of the article at the link
article by Evgeny Chernyshev
Our consciousness is deeply affected by Eurocentrism. This is a worldview model that considers Western European civilization as universal and the only one acceptable to all mankind. Without overcoming Eurocentrism in ourselves, without recovering from this grave illness, we cannot count on a full-fledged revival of the Russian Eurasian civilization, for revival always begins from the spirit, from the spiritual side. In this article, I will try to uncover the roots of Eurocentrism in our minds - that is, where it grows from and always draws supporters for itself. For this, it is necessary to deeply comprehend the essence of Western European culture.
What is at its core? According to Spengler, at the heart of any culture lies the soul as an idea to be realized. For the basis of European culture, Spengler takes, in my opinion, a metaphor striking in accuracy and symbolism - the Faustian soul. She seeks to overcome all obstacles, strive towards infinity, towards her goal - to comprehend the laws of the universe, to subordinate them to herself by an act that is the whole meaning of Western European life, and to establish her dominance over nature and people. The great Goethe puts this into the mouth of Faust, who addresses the Spirit that has appeared:
“You embrace the whole vast world:
O active spirit, how close I am to you! "
To which the Spirit answers him:
“You are close only to the one you comprehend, -
Not for me".
In the words of the Spirit - Goethe's deeply felt tragic fate of a Western man who makes a deal with Mephistopheles, which cannot but make it due to the deep predetermination of the Western worldview.
Spengler also writes: “Western European natural sciences occupy a very special place, characteristic only of this culture. From the very beginning they served not theology, but the will to power by means of technology ... It is necessary to comprehend the amazing fact that the desire to immediately use any knowledge in practical terms is not inherent in any person, except for the Faustian one ”.
A well-known example is gunpowder, invented by the Chinese long before the Europeans and used by them for fireworks. As soon as it fell into the hands of Europeans, it was immediately used to destroy their own kind. Thus, technology and the desire for the technical enslavement of nature are an integral feature and attribute of European culture - the seed from which it sprouted. On the same basis, in the 17th century in Europe, the idea of progress arises, when late European culture, feeling the breath of the coming autumn from abundant fruits, the invention and improvement of technologies from a historical fact turns into value. I repeat: it turns into value! Not to be confused with the denial of technique in general. As you know, all cultures use tools, but it is in the West that technical progress is becoming a new religion.
... Read the rest of the article at the link
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Илья Свиридов