Второе письмо Л.Н. Толстого к М.К. Ганди [2]...

Второе письмо Л.Н. Толстого к М.К. Ганди [2]

Получил ваш журнал Indian Opinion и был рад узнать все то, что там пишется о непротивляющихся. И захотелось сказать вам те мысли, которые вызвали во мне это чтение.

Чем дольше я живу, и в особенности теперь, когда живо чувствую близость смерти, мне хочется сказать другим то, что я так особенно живо чувствую и что, по моему мнению, имеет огромную важность, а именно о том, что называется непротивлением, но что в сущности есть не что иное, как учение любви, не извращенное ложными толкованиями. То, что любовь, т.е. стремление душ человеческих к единению, и вытекающая из этого стремления деятельность есть высший и единственный закон жизни человеческой, это в глубине души чувствует и знает каждый человек (как это мы яснее видим на детях), знает, пока он не запутан ложными учениями мира. Закон этот был провозглашен всеми, как индийскими, так и китайскими и еврейскими, греческими, римскими мудрецами мира. Думаю, что он яснее всего был высказан Христом, который даже прямо сказал, что в этом одном весь закон и пророки. Но мало этого, предвидя то извращение, которому подвергается и может подвергнуться этот закон, он прямо указал на ту опасность извращения его, которая свойственна людям, живущим мирскими интересами, а именно ту, чтобы разрешать себе защиту этих интересов силою, т.е., как он сказал, ударами отвечать на удары, силою отнимать назад присвоенные предметы и т.п. и т.п. Он знает, как не может не знать этого каждый разумный человек, что употребление насилия несовместимо с любовью как с основным законом жизни, что, как скоро допускается насилие, в каких бы то ни было случаях, признается недостаточность закона любви и потому отрицается сам закон. Вся христианская, столь блестящая по внешности, цивилизация выросла на этом явном и странном, иногда сознательном, большей частью бессознательном, недоразумении и противоречии.

В сущности, как скоро было допущено противление при любви, так уже не было и не могло быть любви как закона жизни, а не было закона жизни, кроме насилия, т.е. власти сильнейшего. Так 19 веков жило христианское человечество. Правда, во все времена люди руководствовались одним насилием в устройстве своей жизни. Разница жизни христианских народов от всех других только в том, что в христианском мире закон любви был выражен так ясно и определенно, как он не был выражен ни в каком другом религиозном учении, и что люди христианского мира торжественно приняли этот закон и вместе с тем разрешили себе насилие и на насилии построили свою жизнь. И потому вся жизнь христианских народов есть сплошное противоречие между тем, что они исповедуют, и тем, на чем строят свою жизнь: противоречие между любовью, признанной законом жизни, и насилием, признаваемым даже необходимостью в разных видах, как власть правителей, суды и войска, признаваемым и восхваляемым. Противоречие этого все росло вместе с развитием людей христианского мира и в последнее время дошло до последней степени. Вопрос теперь стоит очевидно так: одно из двух: или признать то, что мы не признаем никакого религиозно-нравственного учения и руководствуемся в устройстве нашей жизни одной властью сильного, или то, что все наши, насилием собираемые, подати, судебные и полицейские учреждения и, главное, войска должны быть уничтожены.
Нынче весной на экзамене закона божия одного из женских институтов Москвы законо-учитель, а потом и присутствовав-
ший архиерей спрашивали девиц о заповедях и особенно о шестой. На правильный ответ о заповеди архиерей обыкно-
венно задавал еще вопрос: всегда ли во всех случаях за-
прещается законом божиим убийство, и несчастные, развра-
щенные своими наставниками девицы должны были отвечать и отвечали, что не всегда, что убийство разрешено на войне и при казнях преступников. Однако, когда одной из несчаст-
ных девиц этих (то, что я рассказываю, не выдумка, а факт, переданный мне очевидцем) на ее ответ был задан тот же обычный вопрос: всегда ли греховно убийство? она, волнуясь и краснея, решительно ответила, что всегда, а на все обыч-
ные софизмы архиерея отвечала решительным убеждением, что убийство запрещено всегда и что убийство запрещено и в Ветхом завете и запрещено Христом не только убийство, но и всякое зло против брата. И, несмотря на все свое величие и искусство красноречия, архиерей замолчал, и девушка ушла победительницей.

Да, мы можем толковать в наших газетах об успехах авиации, о сложных дипломатических сношениях, о разных клубах, от-
крытиях, союзах всякого рода, так называемых художествен-
ных произведениях и замалчивать то, что сказала эта деви-
ца; но замалчивать этого нельзя, потому что это чувствует более или менее смутно, но чувствует всякий человек христи-
анского мира. Социализм, коммунизм, анархизм, армия спасе-
ния, увеличивающаяся преступность, безработность населе-
ния, увеличивающаяся безумная роскошь богатых и нищета бедных, страшно увеличивающееся число самоубийств, все это признаки того внутреннего противоречия, которое должно и не может не быть разрешено. И. Разумеется разрешено в смысле признания закона любви и отрицания всякого наси-
лия. И потому ваша деятельность в Трансваале, как нам ка-
жется на конце света, есть дело самое центральное, самое важное из всех дел, какие делаются теперь в мире и участие в котором неизбежно примут не только народы христианского, но всякого мира. Думаю, что вам приятно будет узнать, что у нас в России тоже деятельность эта быстро развивается в форме отказов от военной службы, которых становится с каждым годом все больше и больше. Как ни ничтожно количество и ваших людей, непротивляющихся, и у нас в России число отказывающихся, и те и другие могут смело сказать, что с ними Бог. А Бог могущественнее людей.

В признании христианства, хотя бы и в той извращенной фор-
ме, в которой оно исповедуется среди христианских народов, и в признании вмести с этим необходимости войск и вооруже-
ния для убийства в самых огромных размерах на войнах, за-
ключается такое явное, вопиющее противоречие, что оно не-
избежно должно рано или поздно, вероятно очень рано, об-
наружиться и уничтожить или признание христианской рели-
гии, которая необходима для поддержания власти, или су-
ществование войска и всякого поддерживаемого им насилия, которое для власти не менее необходимо. Противоречие это чувствуется всеми правительствами, как вашим британским, так нашим русским, и из естественного чувства самосохране-
ния преследуется этими правительствами более энергично, как это мы видим в России и как это видно из статей вашего журнала, чем всякая другая антиправительственная дея-
тельность. Правительства знают, в чем их главная опасность, и зорко стерегут в этом вопросе уже не только свои интересы, но вопрос быть или не быть.

С совершенным уважением Leo Tolstoy. 7 сент. 1910г., Кочеты

http://www.gandhi.ru/leo/2.htm
The second letter to L.N. Tolstoy to M.K. Gandhi [2]

I got your Indian Opinion magazine and was delighted to hear what it says about the non-resistance. And I wanted to tell you the thoughts that caused this reading in me.

The longer I live, and especially now that I vividly feel the nearness of death, I want to tell others what I feel so vividly and which, in my opinion, is of great importance, namely, what is called non-resistance, but what in essence it is nothing but the teaching of love, not perverted by false interpretations. That love, i.e. the striving of human souls for unity, and the activity arising from this striving is the highest and only law of human life, every person feels and knows this in the depths of his soul (as we see more clearly in children), he knows until he is entangled by the false teachings of the world. This law was proclaimed by all, both Indian and Chinese and Jewish, Greek, Roman sages of the world. I think that it was most clearly expressed by Christ, who even bluntly said that in this alone is the whole law and the prophets. But this is not enough, foreseeing the perversion to which this law is subjected and may be subjected, he directly pointed out the danger of perverting it, which is inherent in people living with worldly interests, namely, to allow oneself to protect these interests by force, i.e., as he said, to respond to blows with blows, to take back the assigned objects by force, etc. etc. He knows, as every reasonable person cannot fail to know, that the use of violence is incompatible with love as with the fundamental law of life, that, as soon as violence is allowed, in whatever cases, the insufficiency of the law of love is recognized and therefore the law itself is denied. The entire Christian civilization, so brilliant in appearance, grew up on this obvious and strange, sometimes conscious, mostly unconscious, misunderstanding and contradiction.

In essence, as soon as resistance was admitted with love, so there was no longer and could not be love as a law of life, and there was no law of life except violence, i.e. the power of the strongest. This is how Christian mankind lived for 19 centuries. True, at all times people were guided by one violence in the structure of their lives. The difference between the life of Christian peoples and all others is only in the fact that in the Christian world the law of love was expressed so clearly and definitely as it was not expressed in any other religious teaching, and that the people of the Christian world solemnly accepted this law and at the same time allowed violence and built their lives on violence. And therefore the whole life of Christian nations is a continuous contradiction between what they profess and what they build their lives on: the contradiction between love, recognized as the law of life, and violence, even recognized as a necessity in different forms, such as the power of rulers, courts and troops. recognized and praised. The contradiction of this all grew along with the development of the people of Christendom and has recently reached the last degree. The question now stands clearly this way: one of two things: either to admit that we do not recognize any religious and moral teaching and are guided in the organization of our life by one powerful power, or that all our taxes, collected by violence, judicial and police institutions and , most importantly, the troops must be destroyed.
This spring, at the examination of the law of God at one of the women's institutes in Moscow, a law teacher, and then attended
The first bishop asked the girls about the commandments and especially about the sixth. The correct answer about the commandment of the bishops usually
vigorously asked another question: is it always in all cases
murder is forbidden by the law of God, and the unfortunate, depraved
The girls who were taught by their mentors had to answer and answered that it was not always that murder was allowed in war and during the execution of criminals. However, when one of the misfortunes
These girls (what I am telling is not a fiction, but a fact conveyed to me by an eyewitness) was asked the same usual question to her answer: is murder always sinful? she, worrying and blushing, resolutely replied that always, but in all usual
The bishop responded to the sophisms of the bishop with a resolute conviction that murder is always forbidden and that murder is forbidden in the Old Testament and is forbidden by Christ not only murder, but also any evil against a brother. And, despite all his greatness and the art of eloquence, the bishop fell silent, and the girl left the victor.

Yes, we can talk in our newspapers about the successes of aviation, about difficult diplomatic relations, about different clubs,
roofs, alliances of all kinds, the so-called artistic
works and hush up what this girl said
tsa; but this cannot be hushed up, because it feels more or less vaguely, but every Christian person feels it.
Ansky world. Socialism, communism, anarchism, the salvation army
increase in crime, unemployment of the population
the increasing insane luxury of the rich and the poverty of the poor, the terribly increasing number of suicides, all these are signs of that internal contradiction that must and cannot but happen once
У записи 6 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ми-Xa Gladshewhisky

Понравилось следующим людям