— Когда я был в Пекине, мой орден...

— Когда я был в Пекине, мой орден вступил в дебаты с императором. Честно говоря, это и дебатами-то назвать трудно: император в Китае — безусловный авторитет, и когда он по какому-то вопросу говорит свое последнее слово, это действительно последнее слово. Однако мой орден никак не мог согласиться с таким положением дел, и все время поднимал одну и ту же тему. А тема эта касалась обращения в новую веру и языческих ритуалов.

Императора ни в малейшей степени не интересовало, обратим мы буддистов в христиан или нет, но он настаивал на том, что ритуал почтительного поклона перед троном обязателен и для христиан. Он заявлял, что, несмотря на свое чисто религиозное содержание, ритуал носит светский характер. Мы спорили с ним в течение нескольких лет, но император оставался непреклонен.

Я думаю, понимание вопроса у императора, хоть он и не христианской веры, было глубже, чем у нас: цель этого ритуала была действительно чисто светской, он заставлял своих подданных неизменно выказывать ему свое подчинение. Мы, иезуиты, не могли принять это, потому что в таком случае должны были бы согласиться с тем, что и у христиан есть подобные обряды, мы притворяемся, что такие чисто светские церемонии, как коронация короля, имеют в своей основе сакральный смысл.

И это заставило меня задуматься над тем, а не слишком ли много догматов Церкви порождено социальной необходимостью. Эта мысль мучила меня до той поры, пока не породила еще более ужасающую мысль. Сколько церковных ритуалов и обрядов было порождено не столько верой, сколько попыткой скрыть недостаток веры? Часто дети, чтобы заставить себя поверить, повторяют: «Это правда. Это правда».
- When I was in Beijing, my order entered into debate with the emperor. Honestly, it is difficult to call this a debate: the emperor in China is an absolute authority, and when he speaks his last word on some issue, this is indeed the last word. However, my order could not agree with this state of affairs, and all the time raised the same topic. And this topic concerned the conversion to new faith and pagan rituals.

The Emperor was not in the least interested whether we would convert Buddhists to Christians or not, but he insisted that the ritual of a respectful bow before the throne is obligatory for Christians. He stated that, despite its purely religious content, the ritual was secular. We argued with him for several years, but the emperor remained adamant.

I think the emperor's understanding of the question, even though he was not of the Christian faith, was deeper than ours: the purpose of this ritual was really purely secular, he forced his subjects to invariably show him their obedience. We, the Jesuits, could not accept this, because in this case we would have to agree that Christians have similar rites, we pretend that such purely secular ceremonies as the coronation of a king have a sacred meaning in their basis.

And it made me think about, and not too many dogmas of the Church generated by social necessity. This thought tormented me until it spawned an even more terrifying thought. How many church rituals and rituals were generated not so much by faith as by trying to hide the lack of faith? Often children, to make themselves believe, repeat: “This is true. It's true".
У записи 4 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Николас Пшеничный

Понравилось следующим людям