ЭТО ВАМ НЕ "ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ" Если говорить...

ЭТО ВАМ НЕ "ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ"
Если говорить о “Новой французской волне”, то меня больше всех привлекают два имени: Шаброль и Трюффо. Годар меня немного разочаровал. К Алену Рене – не до конца проникся. Но, что первый, что второй – больше тяготели к оторванности от жизни, чем к показу жизни такой, какая она есть, через демонстрацию человеческих отношений; поэтому их картинам присуще – смешение жанров, декоративность, некая театральность; когда на протяжении всего фильма понимаешь, что это не за окном происходит, а в некоей сконструированной, похожей на настоящую, но все таки вымышленной, реальности. Хотя, может, я не настолько хорошо знаком с творчеством того же Годара – ранние его картины, такие, как “Банда аутсайдеров” или “На последнем дыхании”, почти на одной волне с картинами того же Шаброля – но по слухам, в своем позднем творчестве он ударился в голый эксперимент.
Но не буду провоцировать знатоков “новой волны”; а то ведь уличат меня в некомпетентности – а оно мне надо?
Но тот путь в кинематографе, которыми шли Шаброль и Трюффо, мне, наверное, наиболее близок.
Последнее, что на сегодняшний день, я посмотрел у Трюффо – это фильм “Соседка”. История двух любовников, каждый из которых связан семейными узами; страсть способна выбить из седла, и порой пуля – это единственное спасение. Женщина (которую играет Фанни Ардан) убивает своего любовника, а потом и себя. И это – единственно возможный выход, который не так далек от жизни, как может показаться. Почти в тоже время я посмотрел “Горькую луну” Романа Полански: в финале этого фильма муж-инвалид стреляет сначала в свою жену, а потом – в себя. Обе эти картины я вобрал в себя целиком – как вдыхают воздух полными легкими. Мое состояние души на тот момент – совпало с каждым из этих фильмов, что в очередной раз доказывает, что жизненные обстоятельства еще как важны при просмотре кино.
Но не о Трюффо я хотел поговорить.
Почему-то, произнося фамилию Шаброль, я думаю о “Шербургских зонтиках”. Сам фильм тут ни при чем. Все дело в букве “ш”, и в сочетании букв “б” и “р” – которые присутствуют и в названии фильма, и в фамилии режиссера.
Фильмы Шаброля чем-то созвучны моей душе. Оно спокойны – в своем внешнем протекании, спокойны, как поля, по которым бежит легкий ветерок. Особенно ранние его картины, выполненные в черно-белом цвете, ужасно напоминают что-то знакомое: что вот в такой же манере и у нас могли снять, но без той буржуазности, - не прикрытой, не осуждаемой вульгарности.
Но не с этих черно-белых картин я начал знакомство с Шабролем. А с таких, как “Мясник”, “Мерзавки”, “Неверная жена”. Только последняя – запомнилась, только ее принял близко к сердцу. Первые две еще ждут, когда я их пересмотрю и полюблю. Все еще зависит от твоего жизненно опыта, которым ты обладал на момент просмотра. И от самочувствия души (но об этом я уже писал).
Чуть ли не в каждом его фильме затрагивается тема отношений между мужем и женой.
Чаще всего причина, по которой эти отношения могут пойти коту под хвост – это измена.
В фильмах “Неверная жена” и “Перед тем, как опустится ночь” Шаброль показывает, как можно избежать этот крах; точнее – как люди умеют договариваться; а еще точнее – как они смотрят на само понятие брака. И Шаброль лишний раз доказывает нам, что там, где есть уважение – там есть все. Брак – как договор. Когда – мужчина и женщина не идут на поводу у эмоций, что и продемонстрировал Шаброль в этих двух картинах, являющихся своеобразными отражениями друг друга.
В “Неверной жене” вообще представлена ситуация “крест-накрест”. Муж – прощает жене измену. А та – не рассказывает полиции, что муж убил ее любовника. Ситуация – напряженная, в таком виде, как она показана, в жизни – редко встречающаяся. Но как верно – расставлены акценты! И поговорка “муж и жена – одна сатана” – наверное, как нельзя лучше раскрыта в этом фильме.
Наконец, это западный европейский менталитет. Это вам не “Любовь и голуби”, где усталая деревенская женщина бьет, чем не попадя, ту, что увела у нее мужа. Очень частный случай и не показательный. Но и во Франции – так бы могли: какая-нибудь пейзанка, бьющая половником аристократку из Парижа, которая увела у нее мужа-пастуха. Но раз уж вспомнили фильм Меньшова – важно упомянуть одну деталь: любовница приходит сама к жене любовника, чтобы поговорить, как цивилизованные люди. Не получилось. В фильмах Шаброля все вопросы измены, ревности – решаются именно на таком уровне.
Картина “Перед тем, как опустится ночь” начинается со сцены садо-мазохисткого секса, во время которого главный герой, руководитель успешного рекламного агентства (его играет Шарль Буке), в припадке экзальтации душит свою любовнику, являющуюся женой его лучшего друга. Мужа терзают муки совести (что характерно для многих Шабролевских героев). Хуже всего то, что убийство грозит остаться безнаказанным. Муж признается во всем жене (ее играет великолепная Стефани Одран); та – его прощает. Потом – другу. Тот – даже в морду не ударил, а, как ни в чем не бывало, продолжил общение. Какое-то христианское смирение чувствуется во всем. Но жить с памятью об убийстве – это мука. Муж решает пойти в полицию и во всем сознаться. Как бы его не уговаривала жена, повторяя, что такая жертва – бессмысленна по своей сути и не принесет никому счастья, муж остается непреклонен. Чтобы не потерять уважение в глазах соседей и не уронить статус морального семейного благополучия – жена дает мужу чудовищную дозу снотворного. Сцена, в которой муж и жена засыпают, держа друг друга за руку – достойна восхищения. Диагноз: самоубийство. Заканчивается фильм не менее убийственной сценой: вся семья расположилась на пляже, их обдувает ветер, жена и мать убитого – сидят в плетеных креслах, вдоль кромки моря – носятся веселые дети. И звучит голос матери, холодный и спокойный, как море в безветренную погоду: “Скоро они (дети) забудут об этом.” Под “этим” – имеется в виду смерть их отца.
Каждый фильм Шаброля – чуточку пропитан убийством. Не важно, что это – причина или следствие. С этого может начинаться фильм – или режиссер приберег убийство на финал (как в одной из своих ранних картин, название не указываю, чтобы не испортить удовольствие от просмотра); или же убийство, сошедшее с рук, призраком витает и не оставляет героев в покое на протяжении всего фильма.
Думаю, Шабролю это было важно.
Шаброль очень любил снимать свою жену: как Джон Кассаветис, как еще кто-то – о ком я не знаю.
C 1968 по 1971 год вышло целых пять фильмов, в которых Стефан Одран играла главные роли.
Но это – уже потом. А сперва Шаброль дал ей малюсенькую роль в своем втором по счету фильме “Кузены”. В следующем Шабролевском фильме “Милашки” Стефани сыграла одну из четырех молоденьких девушек, мечтающих о настоящей любви. Днем они работают в небольшом магазинчике, а ближе к ночи – отправляются на поиски приключений. Аля “Девчата” на французский манер. Только снято это не в комедийном ключе (хотя и тут не обошлось без сатиры). Так ли прекрасен принц на белом коне, как его рисует наше воображение – вот вопрос, на который Шаброль пытается дать ответ; финал – повергает в кошмар.
Что касается Стефани Одран – то в этом фильме она молода и обольстительна. Актриса сразу запоминается своей не стандартной, европейской какой-то внешностью: хрупкая, тоненькая, со светящимися молодостью глазами. Эта еще не та сильная и уверенная в себе женщина, которую мы увидим в картинах “Неверная жена” и “Перед тем, как опустится ночь”: холодная снаружи – горячая внутри. А когда в фильме “Виолетта Нозьер” (снятом в 1978 году) Стефани Одран сыграла роль матери главной героини, это уже был звоночек о том, что годы ее утекли вместе с молодостью, что уже другие талантливые, молодые – дышат ей в затылок. Но для меня она навсегда останется той хрупкой девушкой из фильма “Милашки”, которая в тайне от своих подруг поет по ночам в каком-то варьете; нацепив на голову ужасный кричащий парик – она преображается, как бабочка, выскользнувшая на время из дневного будничного кокона.
Стефани Одран – одна из моих любимых актрис. Она – привлекает меня, как женщина. Для меня – она эталон французской актрисы своего поколения: красивая, держащая себя в рамках приличия и рассудка. На самом деле я хотел поделиться впечатлениями от просмотренного недавно фильма “Пусть зверь умрет”. Одного из самых спокойных, с которого, правда, я бы не советовал начинать знакомство с творчеством Клода Шаброля. Мне думается, нужны несколько другие картины, чтобы привыкнуть к почерку этого режиссера.
Фильм начинается с того, что машина сбивает мальчика. Водитель скрывается с места преступления. В следующем статичном кадре, на фоне церкви, мы видим появляющиеся с разных сторон лица местных жителей, внешне очень спокойных. Эту сцену Шаброль показал довольно холодно. Потому что дальше история будет развиваться не спеша, без той, сбивающей все на своем пути, энергии, которая движет героем-мстителем из многих американских фильмов. Зачем давать эмоции в самом начале – если дальше все пойдет достаточно ровно и практически предсказуемо? Отец убитого ребенка все время держит себя в руках. В фильме всего она сцена, где он выходит из-под контроля: когда его любовница без проса взяла плюшевого медведя, с которым играл его сын. Как Одиссей стремился вернуться на Итаку – так и главный герой одержим мыслью, найти убийцу своего сына. Чуть ли не сразу же после случившегося – он записывает в своей черной записной книжке: “Я хочу убить человека, но не знаю, где его найти.” Но поиски занимают не так много экранного времени: в жизни огромную роль играют случайности. Герой втирается в доверие к семье убийцы – и в конце, как и полагается, происходит долгожданная месть. Если бы Шаброль сделал куда больший акцент на самой смерти ребенка, то и от дальнейшего, происходящего в картине – следовало ожидать большего.
Когда только начал смотреть – мне на ум пришил американский ужастик “Тыквоголовый”, не самый плохой в этом жанре. Там тоже, в начале фильма сбивают ребенка – молодой парень на байке, который тоже скрывается с места преступления. Отца мальчика играет Ла
THIS IS NOT "LOVE AND DOVE"
If we talk about the "New French Wave", then I am most attracted by two names: Chabrol and Truffaut. Godard disappointed me a little. To Alain Rene - not completely imbued with. But, that the first, that the second - more gravitated towards isolation from life than to showing life as it is, through the demonstration of human relations; therefore, their paintings are characterized by a mixture of genres, decorativeness, a kind of theatricality; when throughout the film you realize that this is not happening outside the window, but in some constructed, similar to the real, but still fictional, reality. Although, perhaps, I am not so familiar with the work of the same Godard - his early paintings, such as "The Gang of Outsiders" or "In the Last Breath", are almost on the same wavelength with the paintings of the same Chabrol - but according to rumors, in his later creativity, he hit the bare experiment.
But I will not provoke connoisseurs of the “new wave”; otherwise they will convict me of incompetence - but do I need it?
But the path in cinematography followed by Chabrol and Truffaut is probably the closest to me.
The last thing I watched for today at Truffaut's is the film "The Neighbor". The story of two lovers, each of whom is linked by family ties; passion can knock you out of the saddle, and sometimes a bullet is the only salvation. The woman (played by Fanny Ardant) kills her lover and then herself. And this is the only possible way out, which is not as far from life as it might seem. Almost at the same time, I watched Roman Polanski's "Bitter Moon": in the finale of this film, a disabled husband shoots first at his wife, and then at himself. I have absorbed both of these pictures in their entirety - like breathing in air with full lungs. My state of mind at that time coincided with each of these films, which once again proves that life circumstances are even more important when watching a movie.
But I didn't want to talk about Truffaut.
For some reason, when I say the name Chabrol, I am thinking of the "Umbrellas of Cherbourg". The film itself has nothing to do with it. It's all about the letter "w", and the combination of the letters "b" and "r" - which are present both in the title of the film and in the name of the director.
Chabrol's films are somewhat consonant with my soul. It is calm - in its outer flow, calm, like fields through which a light breeze runs. Especially his early paintings, executed in black and white, terribly resemble something familiar: that in the same manner they could have filmed in our country, but without that bourgeoisness - not veiled, not condemned vulgarity.
But it was not with these black-and-white paintings that I began my acquaintance with Chabrol. And with such as "Butcher", "Bastard", "Unfaithful wife". Only the last one was remembered, only she took it to heart. The first two are still waiting for me to revise and love them. It still depends on your life experience that you had at the time of viewing. And from the state of health of the soul (but I already wrote about this).
Almost every of his films touches on the topic of the relationship between husband and wife.
Most often, the reason this relationship can go down the drain is cheating.
In The Unfaithful Wife and Before Night Falls, Chabrol shows how this collapse can be avoided; more precisely, how people know how to negotiate; or, more precisely, how they view the very concept of marriage. And Chabrol once again proves to us that where there is respect, everything is there. Marriage is like a contract. When - a man and a woman do not follow the lead of emotions, which Chabrol demonstrated in these two paintings, which are a kind of reflections of each other.
In The Unfaithful Wife, the situation is generally presented “criss-cross”. Husband - forgives his wife's betrayal. And she doesn't tell the police that her husband killed her lover. The situation is tense, as it is shown, in life - rarely encountered. But how true - the accents are highlighted! And the saying “husband and wife are one Satan” is probably the best revealed in this film.
Finally, there is the Western European mentality. This is not "Love and Doves" for you, where a tired country woman beats, than not hitting, the one that took her husband away from her. A very special case and not indicative. But in France, too, they could: some peyzanne beating an aristocrat from Paris with a ladle, who stole her shepherd husband from her. But since we have already remembered Menshov's film, it is important to mention one detail: the mistress comes to the lover's wife herself to talk like civilized people. Did not work out. In the films of Chabrol, all questions of betrayal, jealousy are solved at this level.
Before Night Falls begins with a scene of sado-masochistic sex, during which the main character, the head of a successful advertising agency (played by Charles Bouquet), in a fit of exaltation, strangles his lover, who is the wife of his best friend. The husband is tormented by pangs of conscience (which is typical for many Shabrolev heroes). Worst of all, the murder threatens to go unpunished. The husband confesses everything to his wife (she is played by the magnificent Stephanie Audran); that - forgives him. Then - to a friend. He didn't even hit him in the face, but, as if nothing had happened, continued the conversation. Some kind of Christian
У записи 2 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Андрей Ноябрь

Понравилось следующим людям