СЕРДЦЕ И АПЛОДИСМЕНТЫ Я лежал на спине. Лёшка...

СЕРДЦЕ И АПЛОДИСМЕНТЫ

Я лежал на спине. Лёшка сидел рядом. Потом склонился надо мной, положил голову на грудь и прижался ухом к тому месту, где сердце. Через несколько секунд сообщил, что у меня "бешеный стук".
Я не удивился. В этот момент я думал о другом, о том, что сын совсем рядом, что ему удобно лежать на мне, что такая близость - самая сладкая и чувственная, когда не ты прижимаешь ребёнка, а он сам устремляется к тебе, живое к живому, плоть к плоти и плоть от плоти; маленькое тельце на мне казалось пушинкой, которое я боялся сдуть нечаянно, спугнуть неосторожным движением.
Поэтому я лежал и не шевелился. Я даже не слышал моё сердце. А сын слушал и считал удары.
- Как аплодисменты! - сказал Лёшка.
Какое точное незатасканное сравнение! Сердце живого человека это постоянно звучащие аплодисменты в конце спектакля. Хлопки рук, не останавливающиеся ни на минуту. В этом поэзия. В этом жизнь. Главное, не фальшивить. Быть естественным на сцене...
В очередной раз я почувствовал свою неизмеримую никакими берегами любовь к сыну, чистое проявление любви без примеси того, что мы, люди, называем обязательствами, ответственностью. Всё это было и содержалось, и подразумевалось, но тонкая, словно ниточка, которой мы завязывали воздушный шарик, еле осязаемая любовь мужчины и ребёнка жила во мне в ту минуту наиболее отчётливо.
На мне лежал маленький поэт. Комочек тепла и хрупкости, весом двадцать восемь килограмм, лёгкое тело, которое пока ещё способно уместиться в моих руках, божественный пластилин; плоть моего мальчика, ближе которого у меня сейчас никого нет - по духу, по той степени доверия, которая возможна между сыном и отцом...

Ещё больше Лёши в [club168875587|Лёшином паблике]!
HEART AND APPLAUSE

I was lying on my back. Lyoshka was sitting next to him. Then he bent over me, put his head on his chest and pressed his ear to the place where the heart was. After a few seconds, he said that I had a "mad knock".
I was not surprised. At that moment I was thinking about something else, that my son is very close, that it is convenient for him to lie on me, that such closeness is the sweetest and most sensual, when it is not you who presses the child, but he himself rushes to you, living to living, flesh to flesh and flesh of flesh; the little body on me seemed like a fluff, which I was afraid to blow off unintentionally, to frighten off with a careless movement.
So I lay there and did not move. I didn't even hear my heart. And the son listened and counted the beats.
- What a round of applause! - said Lyoshka.
What an accurate, unsophisticated comparison! The heart of a living person is constantly sounding applause at the end of the performance. Claps of hands that never stop. This is poetry. This is life. The main thing is not to be fake. Be natural on stage ...
Once again, I felt my immeasurable love for my son by any shores, a pure manifestation of love without admixture of what we, people, call obligations, responsibility. All this was and was contained and implied, but thin, like a thread with which we tied a balloon, the barely tangible love of a man and a child lived in me at that moment most clearly.
A little poet was lying on me. A lump of warmth and fragility, weighing twenty-eight kilograms, a light body that can still fit in my hands, divine plasticine; the flesh of my boy, whom I now have no one closer to - in spirit, in the degree of trust that is possible between a son and a father ...

More Lyosha in [club168875587 | Lyosha's public]!
У записи 22 лайков,
0 репостов,
335 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Андрей Ноябрь

Понравилось следующим людям