Народные песни Красноярья О песнях Красноярского края, мелодии...

Народные песни Красноярья

О песнях Красноярского края, мелодии (ноты) и тексты

Песни — это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, отражающая всю жизнь народа.
Н. В. ГОГОЛЬ

История дореволюционного фольклора Красноярского края не богата именами собирателей и сборниками песен. Представляет ли народная песня русских в Сибири художественную ценность и научный интерес? Так ставился вопрос о русской народной сибирской дореволюционной песне, и ответ на него нередко был отрицательным.

Долгое время песня служила лишь дополнительным материалом при описании жизни местного населения, интересовала этнографов, историков, литераторов, путешественников. По свидетельству известного фольклориста М. Азадовского, в досоветский период ни разу в Сибирь не была снаряжена научная экспедиция со специальными фольклорными целями.
Музыкальный фольклор Сибири до революции почти не записывался. Красноярский край в этом отношении не был исключением, и современные исследователи, говоря о народной песне прошлого, могут оперировать лишь данными фольклористов-филологов.
Сейчас кажется парадоксальным, что в мемуарной и художественной дореволюционной литературе есть немало высказываний о немузыкальности сибиряков, отрицательных оценок их творческих способностей.
«Русский народ в Сибири не музыкален», «сибиряки ревут песню», «Сибирь не имеет ни песен, ни голосов,., ей очень кстати название безголосой», «сибиряки и петь-то хорошо не умеют»— вот некоторые примеры довольно безапелляционных суждений о музыкальных способностях сибиряков, и эти примеры можно было бы продолжить.
Между тем, жизнь постоянно убеждает нас, что русское население Красноярского края удивительно музыкально. В некоторых районах сохранилось богатое многоголосие, своеобразные по ритму и интонациям напевы.
Если внимательно вчитаться в исследовательские работы о песенном фольклоре Красноярского края, можно обнаружить, что целый ряд фольклористов прошлого и современные исследователи дают высокую оценку творческим способностям сибиряков и их народным песням.

Один из знатоков песенного фольклора края Макаренко А.А., записывавший песни в Енисейской губернии на рубеже 19—20 веков, отмечал, что среди старожилого крестьянства края «редко встречаются безголосые и не умеющие петь». О том, что в енисейских деревнях встречаются «страстные» песельники, писал в конце 19 в. Арефьев В. С, оставивший нам прекрасные наблюдения о песнях приангарской деревни.

В наши дни тонкость и выразительность исполнения народных песен местными песенницами отмечают все, кто записывал народные песни в Красноярском крае. «.Прекрасно поют колоритные сибирские протяжные песни, в которых слышится так много из прежней жизни этого края: какая-то особая тягучая тоска, полная, однако, своеобразной прелести. Песни вечерочные и свадебные прозрачны, лучисты по звучанию, изящны и грациозны. Характерная особенность стиля певиц—сложное многоголосие в лирических песнях, тонкое плетение голосов в вечерочных и довольно ясное гетерофонное многоголосие в свадебных песнях»,— пишут собиратели песен С.Н. Кондратьева и В. С. Калинкин, побывавшие в Красноярском крае в 1957 г. 2
О музыкальности сибиряков пишет еще один участник красноярской экспедиции Н. А. Копчевский: «…В Сибири очень развита певческая культура. Народ знает и поет много песен. О высокой музыкальной культуре, врожденной музыкальности народа свидетельствует многоголосное исполнение песен, требующее наличия очень тонкого развитого музыкального слуха. Просто чудеса делают эти люди, никогда музыке не учившиеся».

Красноярский край удивительно богат песнями самых различных жанров. Все собиратели фольклора обычно отмечают необыкновенное своеобразие свадебного песенного репертуара. Увлекавшийся народными песнями, превосходно знавший их, этнограф Кривошапкин М. Ф. утверждал, что «нигде старые свадебные обычаи не сохранились в такой полноте, как в Сибири». Он называл свадебные песни «сокровищницей, в которую народ вложил свои заветные мысли, свои сладкие и горькие, радостные и слезные чувства». Свадьбу Казачинской волости и Минусинского уезда подробно описал В. С. Арефьев, отбывавший ссылку в приангарской части Енисейского края. Исследователь не уставал восхищаться русскими песнями, опубликовал Многие «свадьбишны» песни прошлого. Свадьбы и песни, певшиеся в различные моменты свадебной игры, изучала известная исследовательница, уроженка Енисейской губернии М. В. Красноженова, собирательская деятельность которой продолжалась до 1934 г.
Не менее интересен и многочислен пласт лирических народных песен, включающий старинные проголосные, или протяжные песни, а также городские песни конца 19—начала 20 века. Многие исследователи справедливо считают, что именно эта группа песен наиболее многочисленна и любима в фольклорном наследии края.
Велико число хороводных, плясовых, шуточных песен. Еще исследователи прошлого отмечали, что ни одно из увеселений сибирской деревни не обходится без песен. «Репертуар этих песен так велик, что, например, одних вечерошных сибирских песен мне удалось записать свыше 300»,— пишет В. С. Арефьев. И в самом деле, хороводные, плясовые песни до сих пор очень популярны в крае.
Представляют интерес святочные песни, исторические, приисковые, частушки. Они во множестве записывались исследователями, распространены в крае и в наши дни. Кстати сказать, Красноярский край богат не только песнями. Здесь во множестве записывались и записываются сказки, предания, легенды, загадки, пословицы.

Песенные традиции Красноярского края — явление довольно сложное. Старожилое население края складывалось не только из местных жителей и русских переселенцев из центральных губерний, но также из белорусов и украинцев. В советское время также наблюдается довольно активная миграция населения. Все это наложило определенный отпечаток на духовную культуру населения края. С одной стороны, каждая группа переселенцев принесла с далекой родины свои песни, которые свято хранила, берегла, передавая от поколения к поколению. С другой стороны,<с течением времени все ярче проявлялись черты взаимовлияния различных фольклорных традиций. Это наблюдается в сюжетах песен, в лексике, в музыке"? В русских песнях иногда явственно слышатся отголоски интонаций украинской и белорусской песенности.
Публикаций музыкального фольклора Красноярского края явно недостаточно. По сути дела, два сборника песен, изданных в результате экспедиций 1956 и 1957 гг. Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. Гнссиных, являются единственными сборниками, в которых песни Красноярского края представлены в единстве напева и текста. Между тем, фольклористы краж ведут определенную работу по записи песен. Известно, что многие частные коллекции музыкантов-собирателей объемны и представляют интерес с точки зрения художественности составляющих их песен. Так, значительную работу по сбору песен вел красноярский композитор Ф. П. Веселков, преподаватель минусинского культпросветучилища М. Л. Шрамко.

Большая коллекция народных песен собрана К. М. Скопцовым. Его коллекция имеет непосредственное практическое значение: песни звучат по радио, на основе их создаются телевизионные передачи.
Кроме того, много народных песен Красноярского края хранятся в Бурятском филиале Сибирского отделения АН СССР. Сотрудники сектора русского народного творчества неоднократно записывали фольклор Красноярского края в самых различных районах его огромной территории.
В настоящий сборник вошли две группы песен. В первом разделе собраны лирические медленные песни. Под этим довольно условным названием (поскольку весь сборник, по сути дела, состоит из лирических песен) составители объединили песни с самой разнообразной тематикой и различной временной принадлежности, начиная от старинных протяжных и кончая современными песнями.
Во втором разделе помещены шуточные, плясовые, хороводные, игровые песни. Таким образом, сборник основан на жанрах, наиболее распространенных в песенном фольклоре края. Именно эти песни более всего поются в наши дни, сохраняются в памяти, звучат в быту, составляют основу репертуара художественной самодеятельности.
Песни других жанров составители не включили в сборник намеренно, а вовсе не из-за меньшей их ценности.

Составители сборника преследовали двоякую цель: во-первых, отобрать песни, которые являются наиболее характерными для песенного фольклора Красноярского края, во-вторых, оказать помощь коллективам художественной самодеятельности, в частности, фольклорным хорам в подборе репертуара. С этой целью в сборник включены варианты народных песен, распетые в творческих группах народных хоров г. Красноярска, с которыми работал сам собиратель.
Этими же целями определялся критерий отбора песен: в сборник вошли песни, которые распространены в различных районах Красноярского края и отвечают музыкальному и поэтическому вкусу современных слушателей. Не все песни, включенные в сборник, следует рассматривать как репертуарные для художественной самодеятельности. Руководители фольклорных коллективов должны дифференцированно подходить к песенному материалу, анализируя содержание песни, ее назначение, чтобы решить вопрос о возможности ее исполнения со сцены. Некоторые песни представляют интерес не с точки зрения их практического использования в концертах, они дают возможность народному хормейстеру изучить манеру пения, характер многоголосия, особенности распева.
Песни, вошедшие в сборник, далеко не полный результат двадцатилетней собирательской работы Константина Михайловича Скопцова. За эти годы он объездил все районы Красноярского края.
В 1968 и 1969 гг. им были организованы фольклорно-концертные экспедиции по районам края, участники которых, сами прекрасные исполнители народных песен, перенимали от народных певцов понравившиеся песни, усваивали манеру исполнения, запоминали тонкости своеобразных напевов.
Исполнители песен — замечательные народные певцы, обладающие, как правило, хорошими вокальными данными, крепкой памятью. Это люди, которые своим искусством способствуют сохра
Folk songs of Krasnoyarsk

About songs of the Krasnoyarsk Territory, melodies (notes) and lyrics

Songs are folk history, lively, bright, full of colors, truths, reflecting the entire life of the people.
N. V. GOGOL

The history of pre-revolutionary folklore of the Krasnoyarsk Territory is not rich in the names of collectors and collections of songs. Is the folk song of Russians in Siberia of artistic value and scientific interest? This is how the question of the Russian folk Siberian pre-revolutionary song was posed, and the answer to it was often negative.

For a long time, the song served only as an additional material in describing the life of the local population, interested ethnographers, historians, writers, travelers. According to the well-known folklorist M. Azadovsky, in the pre-Soviet period, a scientific expedition with special folklore purposes was never equipped to Siberia.
Musical folklore of Siberia before the revolution was hardly recorded. The Krasnoyarsk Territory in this respect was no exception, and modern researchers, speaking about the folk song of the past, can operate only with the data of folklorists-philologists.
Now it seems paradoxical that in the memoir and fiction pre-revolutionary literature there are many statements about the non-musical nature of Siberians, negative assessments of their creative abilities.
"The Russian people in Siberia are not musical", "Siberians are roaring a song", "Siberia has neither songs, nor voices,., The name of a voiceless one is very handy for it," "Siberians do not know how to sing well" - these are some examples of rather categorical judgments about the musical abilities of Siberians, and these examples could be continued.
Meanwhile, life constantly convinces us that the Russian population of the Krasnoyarsk Territory is amazingly musical. In some areas, a rich polyphony has been preserved, tunes peculiar in rhythm and intonation.
If you carefully read the research works on the song folklore of the Krasnoyarsk Territory, you will find that a number of folklorists of the past and modern researchers highly appreciate the creative abilities of Siberians and their folk songs.

One of the connoisseurs of song folklore of the region, AA Makarenko, who recorded songs in the Yenisei province at the turn of the 19th and 20th centuries, noted that among the old-time peasantry of the region "there are rarely any voiceless and unable to sing." The fact that in the Yenisei villages there are "passionate" songwriters, wrote at the end of the 19th century. Arefiev V.S., who left us wonderful observations about the songs of the Angara village.

Nowadays, the subtlety and expressiveness of the performance of folk songs by local songwriters is noted by everyone who recorded folk songs in the Krasnoyarsk Territory. “. The picturesque Siberian lingering songs are beautifully sung, in which one can hear so much from the former life of this region: some kind of special viscous melancholy, full, however, of a kind of charm. Evening and wedding songs are transparent, radiant in sound, graceful and graceful. A characteristic feature of the singers' style is a complex polyphony in lyric songs, a subtle weaving of voices in evening songs and a rather clear heterophonic polyphony in wedding songs, ”write the song collectors S.N. Kondratyeva and V.S. Kalinkin, who visited the Krasnoyarsk Territory in 1957.2
Another participant of the Krasnoyarsk expedition N. A. Kopchevsky writes about the musicality of the Siberians: “... The singing culture is very developed in Siberia. The people know and sing a lot of songs. The high musical culture, the innate musicality of the people is evidenced by the polyphonic performance of songs, which requires a very fine developed ear for music. These people who have never studied music do miracles. "

The Krasnoyarsk Territory is surprisingly rich in songs of various genres. All collectors of folklore usually note the extraordinary originality of the wedding song repertoire. Fond of folk songs, who knew them perfectly, ethnographer MF Krivoshapkin argued that "nowhere have old wedding customs been preserved in such fullness as in Siberia." He called wedding songs "a treasury in which the people put their cherished thoughts, their sweet and bitter, joyful and tearful feelings." The wedding of the Kazachinsky volost and the Minusinsky district was described in detail by V.S.Arefiev, who was serving his exile in the Angarsk part of the Yenisei Territory. The researcher did not get tired of admiring Russian songs, he published Many "wedding" songs of the past. Weddings and songs sung at different moments of the wedding game were studied by the famous researcher, a native of the Yenisei province M.V. Krasnozhenova, whose collecting activity continued until 1934.
No less interesting and numerous is the layer of lyrical folk songs, including old voted or drawn-out songs, as well as city songs of the late 19th and early 20th centuries. Many researchers rightly believe that this particular group of songs is the most numerous and loved in the folklore heritage of the region.
There is a great number of round dance, dance and comic songs. Even researchers of the past noted that none of the amusements of a Siberian village is complete without songs. “The repertoire of these songs is so great that, for example, some
У записи 2 лайков,
3 репостов,
450 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Игорь Тепляков

Понравилось следующим людям