Рабыыы..))
"Будах отодвинул от себя опустевшее блюдо из-под пирожков.
- Вы задаете странные вопросы, дон Румата, - сказал он. - Забавно,
что те же вопросы задавал мне благородный дон Гуг, постельничий нашего
герцога. Вы знакомы с ним? Я так и подумал... Борьба со злом! Но что есть
зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в
невежестве, но церковь учит, что невежество - благо, а все зло от знания.
Для землепашца зло - налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи - добро.
Для рабов зло - это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника - алчный
ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?
- Он грустно оглядел слушателей. - Зло неистребимо. Никакой человек не
способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою
собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда
будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и
всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям
и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше
понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего
освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина,
но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы
люди, дон Румата, и таков наш мир.
- Мир все время меняется, доктор Будах, - сказал Румата. - Мы знаем
время, когда королей не было...
- Мир не может меняться вечно, - возразил Будах, - ибо ничто не
вечно, даже перемены... Мы не знаем законов совершенства, но совершенство
рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше
общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система!
Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и,
наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой
гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле,
вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это
вам скажет любой знающий архитектор. - Он поучающе поднял палец. - Зерно,
высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую
коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не
скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым,
люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду."
("Трудно Быть Богом". Стругацкие)
"Будах отодвинул от себя опустевшее блюдо из-под пирожков.
- Вы задаете странные вопросы, дон Румата, - сказал он. - Забавно,
что те же вопросы задавал мне благородный дон Гуг, постельничий нашего
герцога. Вы знакомы с ним? Я так и подумал... Борьба со злом! Но что есть
зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в
невежестве, но церковь учит, что невежество - благо, а все зло от знания.
Для землепашца зло - налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи - добро.
Для рабов зло - это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника - алчный
ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?
- Он грустно оглядел слушателей. - Зло неистребимо. Никакой человек не
способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою
собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда
будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и
всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям
и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше
понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего
освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина,
но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы
люди, дон Румата, и таков наш мир.
- Мир все время меняется, доктор Будах, - сказал Румата. - Мы знаем
время, когда королей не было...
- Мир не может меняться вечно, - возразил Будах, - ибо ничто не
вечно, даже перемены... Мы не знаем законов совершенства, но совершенство
рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше
общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система!
Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и,
наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой
гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле,
вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это
вам скажет любой знающий архитектор. - Он поучающе поднял палец. - Зерно,
высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую
коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не
скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым,
люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду."
("Трудно Быть Богом". Стругацкие)
Slaves ..))
"Budach pushed the empty pie dish away from him.
“You are asking strange questions, don Rumata,” he said. - It's funny
that the same questions were asked to me by the noble don Gug,
duke. Do you know him? I thought so ... Fighting evil! But what is
evil? Everyone is free to understand this in their own way. For us scientists, evil in
ignorance, but the church teaches that ignorance is good, and all evil comes from knowledge.
For the farmer, evil is taxes and droughts, and for the grain merchant, drought is good.
For slaves, evil is a drunken and cruel master, for a craftsman it is a greedy
usurer. So what is evil to be fought against, don Rumata?
- He looked around the audience sadly. - Evil is indestructible. No man
able to reduce its amount in the world. He can improve his
own destiny, but always at the expense of worsening the fate of others. And always
there will be kings more or less cruel, barons more or less savage, and
there will always be an ignorant people who admire their oppressors
and hatred for your liberator. And all because the slave is so much better
understands his master, even the most cruel than his
liberator, for every slave perfectly represents himself in the place of the master,
but few imagine themselves in the place of an unselfish liberator. These are
people, don Rumata, and this is our world.
“The world is changing all the time, Dr. Budah,” said Rumata. - We know
the time when there were no kings ...
- The world cannot change forever, - objected Budach, - for nothing
forever, even changes ... We do not know the laws of perfection, but perfection
sooner or later is achieved. Take a look, for example, how our
society. How pleasing to the eye this clear, geometrically correct system!
Below are the peasants and artisans, above them the nobility, then the clergy and,
finally the king. How everything is thought out, what stability, what
harmonious order! What else to change in this sharpened crystal
out of the hands of a heavenly jeweler? There are no buildings stronger than pyramidal ones, this
any knowledgeable architect will tell you. He raised his finger instructively. - Grain,
poured out of the bag, does not lie in an even layer, but forms the so-called
conical pyramid. Each grain clings to another, trying not
slide down. So is humanity. If it wants to be whole
people must cling to each other, inevitably forming a pyramid. "
("It is difficult to be God." The Strugatskys)
"Budach pushed the empty pie dish away from him.
“You are asking strange questions, don Rumata,” he said. - It's funny
that the same questions were asked to me by the noble don Gug,
duke. Do you know him? I thought so ... Fighting evil! But what is
evil? Everyone is free to understand this in their own way. For us scientists, evil in
ignorance, but the church teaches that ignorance is good, and all evil comes from knowledge.
For the farmer, evil is taxes and droughts, and for the grain merchant, drought is good.
For slaves, evil is a drunken and cruel master, for a craftsman it is a greedy
usurer. So what is evil to be fought against, don Rumata?
- He looked around the audience sadly. - Evil is indestructible. No man
able to reduce its amount in the world. He can improve his
own destiny, but always at the expense of worsening the fate of others. And always
there will be kings more or less cruel, barons more or less savage, and
there will always be an ignorant people who admire their oppressors
and hatred for your liberator. And all because the slave is so much better
understands his master, even the most cruel than his
liberator, for every slave perfectly represents himself in the place of the master,
but few imagine themselves in the place of an unselfish liberator. These are
people, don Rumata, and this is our world.
“The world is changing all the time, Dr. Budah,” said Rumata. - We know
the time when there were no kings ...
- The world cannot change forever, - objected Budach, - for nothing
forever, even changes ... We do not know the laws of perfection, but perfection
sooner or later is achieved. Take a look, for example, how our
society. How pleasing to the eye this clear, geometrically correct system!
Below are the peasants and artisans, above them the nobility, then the clergy and,
finally the king. How everything is thought out, what stability, what
harmonious order! What else to change in this sharpened crystal
out of the hands of a heavenly jeweler? There are no buildings stronger than pyramidal ones, this
any knowledgeable architect will tell you. He raised his finger instructively. - Grain,
poured out of the bag, does not lie in an even layer, but forms the so-called
conical pyramid. Each grain clings to another, trying not
slide down. So is humanity. If it wants to be whole
people must cling to each other, inevitably forming a pyramid. "
("It is difficult to be God." The Strugatskys)
У записи 2 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ефим Мельник