Осторожно Дети! Нелюбовь к себе не рождается вместе...

Осторожно Дети!

Нелюбовь к себе не рождается вместе с нами, она рождается из неприятия ребёнка родительскими фигурами таким, какой он есть. Всё, что им не нравится в его детских проявлениях, старшие выделяют (подчёркивают) негативной оценкой и демонстрацией своего плохого отношения за это вплоть до отвержения. И, чтобы сохранить любовь к себе своих близких, ребёнок стремится соответствовать ожиданиям окружающих, и сам отказывается от того в себе, что им не нравится, подавляя свои проявления в себе.

Постепенно все не соответствующие ожиданиям детские свойства, чувства, желания складываются в образ «себя-плохого», которого ребёнку приходится постоянно сдерживать, чтобы не вызывать плохое к себе отношение. И за этим строго следит его самооценка, являющаяся прямым продолжением оценки родительской. И «работает» она по тому же принципу: угрозой отвержения – правда, уже собственного, становясь суровым сдерживающим механизмом в самопроявлении и самореализации человека. Это её критические выводы слышит наша героиня в свой адрес:
· «не воспринима(ешь), о чём идёт речь»,
· «не мо(жешь) ничем увлечь»,
· «не зна(ешь), чем заниматься в жизни» и
· «(у тебя) просто мозгов нет»…
Так появляется:
· стеснительность,
· необщительность,
· неактивность» и
· то, что «со мной практически не о чем разговаривать».

Весьма возможно, здесь зафиксировался запрет на проявление себя в общении, когда критиковалось какое-то её поведение, связанное с детской активностью - в конце высказывания появляются указывающие на это вопросы: «что значит быть активным? Как стать более «шустрой»? При запрете «быть собой» главной задачей становится стремление стать другим – более лучшим. И повествование другой нашей героини как раз и начинается со страстного желания «быть не собой». Возникает ощущение, как будто в это время что-то настоящее и живое в человеке оттеснёно куда-то в глубину себя, где оно не живёт, а ждёт спасения... в своём убежище, не доверяя миру и не умея в нём жить (подобно маленькому ребёнку). Что и подтверждается её заключительной фразой:
«Я так и не начала жить…».

По сути, такой человек живёт лишь «частью себя» – той, которую принимает в себе. А запрещённая «часть себя» заточена внутри, как преступник в тюрьме или сумасшедший в психушке. И тогда:
«мои «хочу», «надо», «могу» - никак не пересекаются». Удивительно, как сильно бывают заточены люди в рамки своих представлений, жёстко ограничивающих их поведение. Человек как будто находится в стеклянном шаре, отделяющем его от других – из сложившихся в раннем детстве представлений. И выйти из этого заточения самостоятельно без сторонней помощи практически невозможно.

«Как это изменить?»

Бессмысленно ругать себя за неспособность измениться – никто не может поменять своё поведение, не поменяв убеждений, которые этим поведением управляют. Любое человеческое поведение исходит из внутреннего «свода законов», сложившегося в детстве в условиях адаптации к родительской семье. И вся проблема в том, что мы вырастаем, а «законы» в своей основе остаются прежними.
Конечно же, весь этот "детский сюжет" подлежит пересмотру в психотерапии, позволяющей изменить отношение к самому себе – это и обозначает "работу над собой». Чтобы через принятие, возвращение себе отвергнутых когда-то своих качеств, черт, чувств, желаний, стремлений, талантов восстановить целостность своего «Я» – лишь тогда можно будет жить полной жизнью. Но не заведено в нашей жизни такого правила, чтобы человек на каком-то этапе жизни проводил бы ревизию своих детских представлений о своих отношениях с миром, чтобы пересмотреть и заменить те из них, что уже не помогают, а мешают ему жить. Может, это было бы похоже на инициацию для перехода во взрослую жизнь.
Надежда Цветкова, http://ru-psychology.livejournal.com/2165136.html
Caution Children!

Self-dislike is not born with us, it is born from the rejection of the child by the parental figures as he is. Everything that they do not like in his childish manifestations, the elders emphasize (emphasize) negative assessment and a demonstration of their bad attitude for this, up to rejection. And in order to preserve the love of his loved ones for himself, the child seeks to meet the expectations of others, and he himself refuses that which they do not like in himself, suppressing his manifestations in himself.

Gradually, all children's properties, feelings, desires that do not correspond to expectations are added to the image of "self-bad", which the child has to constantly restrain so as not to cause a bad attitude towards himself. And this is strictly followed by his self-esteem, which is a direct continuation of the parent's assessment. And it "works" according to the same principle: with the threat of rejection - though of its own, becoming a severe restraining mechanism in self-manifestation and self-realization of a person. Our heroine hears her critical conclusions in her address:
· “Do not perceive (eat) what is being discussed”,
· "I can't (eat) to captivate anything",
· “You don’t know (eat) what to do in life” and
· "(You) just have no brains" ...
So it appears:
Shyness,
Lack of communication,
· Inactivity "and
· The fact that "there is practically nothing to talk about with me."

It is quite possible that a ban on expressing oneself in communication was fixed here, when some of her behavior related to children's activity was criticized - at the end of the statement, questions pointing to this appear: “What does it mean to be active? How to become more "nimble"? When “being yourself” is prohibited, the main task is to strive to become different - better. And the narrative of our other heroine just begins with a passionate desire "to be not yourself." There is a feeling that at this time something real and alive in a person has been pushed back somewhere deep into himself, where he does not live, but waits for salvation ... in his refuge, not trusting the world and not knowing how to live in it (like small child). Which is confirmed by her closing phrase:
"I never started to live ...".

In fact, such a person lives only "a part of himself" - the one that he accepts in himself. And the forbidden "part of yourself" is imprisoned inside, like a criminal in a prison or a madman in a psychiatric hospital. And then:
“My“ want ”,“ need ”,“ I can ”do not intersect in any way." It's amazing how much people are confined within the framework of their ideas, which severely limit their behavior. It is as if a person is in a glass ball that separates him from others - from the ideas that developed in early childhood. And it is almost impossible to get out of this confinement on your own without outside help.

"How to change this?"

It makes no sense to scold yourself for not being able to change - no one can change their behavior without changing the beliefs that govern this behavior. Any human behavior proceeds from the internal “code of laws” that developed in childhood in the context of adaptation to the parental family. And the whole problem is that we grow up, but the "laws" basically remain the same.
Of course, this whole "children's story" is subject to revision in psychotherapy, which allows you to change the attitude towards oneself - this means "work on oneself." , talents to restore the integrity of your “I” - only then it will be possible to live a full life.But there is no such rule in our life that a person at some stage of life would revise his childhood ideas about his relationship with the world in order to revise and replace those of them that no longer help, but interfere with his life.Maybe it would be like an initiation for the transition into adulthood.
Nadezhda Tsvetkova, http://ru-psychology.livejournal.com/2165136.html
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Голова

Понравилось следующим людям