28. Молитва об Оуэне Мини, Джон Ирвин. Из...

28. Молитва об Оуэне Мини, Джон Ирвин. Из серии "Я читаю"

Главный герой книги ведет автобиографичное описание своей жизни, а также (и это главнее) жизни своего лучшего друга Оуэна Мини. Оуэн выделяется не только маленьким ростом, но и другими необычными качествами - чрезвычайно высоким голосом, оригинальным стилем мышления, а также... ммм... ну, скажем так, некоторым даром и необычной, почти что сверхъестественной судьбой. Чем и мотивирует окружающих.

И все бы было замечательно и хорошо, но главный герой с чего-то вдруг решает, что все эти сверхъествественные проявления суть явление Бога - причем не какого-нибудь, а именно того самого, который Иисус. Смысл книги примерно сводится к тому, что "верить" во что-то "свыше" очень хорошо и полезно. Более того "верить" не означает проводить некоторые ритуалы, носить крестики и ходить в храмы - вера, в понимании автора, со всей очевидностью означает именно то, что она должна означать в своем, так сказать, первозданном понимании - ну, там, открытость души, искренняя любовь к ближему и не очень, скромность в захватывании мира, и тому подобные вполне логичные вещи. Однако, несмотря на такую продвинутую позицию, главный герой несколько раз и вполне четко настаивает, что его Бог - это именно тот самый христианский Бог, а не Будда, не мироздание, и уж точно не проявление психических способеностей человека. Чем сводит книгу к банальной церковной пропаганде. К счастью, сам главный герой все признается, что даже в конце концов ему не удается достичь настоящей веры, что добавляет произведению очков в плюс.

Поначалу очень уныло, в середине довольно уныло, но конец весьма и весьма занимателен. Наверное, тоже одно из проявлений "проверки читателя на веру".

---------------------------------------------

Когда мы в воскресной школе поднимали Оуэна высоко в воздух — в воздух, именно так! — он верещал просто неповторимо. Я думаю, мы и мучили-то его нарочно, чтобы услышать его голос; мне тогда казалось, что такой голос может быть только у какого-нибудь пришельца с другой планеты. Сегодня я точно знаю: то был голос не от мира сего.

— ОТПУСТИТЕ МЕНЯ! — кричал он этим своим сдавленным, душераздирающим фальцетом. — ХВАТИТ, МНЕ НАДОЕЛО! Я БОЛЬШЕ НЕ ХОЧУ! МНЕ НАДОЕЛО, Я ВАМ СКАЗАЛ! ОТПУСТИТЕ МЕНЯ НАКОНЕЦ, ГАДЫ!

Но мы как ни в чем не бывало продолжали передавать его по рядам, и он с каждым разом все больше смирялся со своей участью. Его тело цепенело, он переставал сопротивляться. Однажды, когда мы его подняли, он вызывающе сложил на груди руки и со злостью уставился в потолок. Порой он пытался схватиться за стул в то мгновение, когда миссис Ходдл выходила из класса. Он цеплялся за стул, как канарейка за жердочку в клетке, но справиться с ним ничего не стоило: он очень боялся щекотки. Одна девочка по имени Сьюки Свифт так ловко щекотала Оуэна, что его руки и ноги тут же выпрямлялись, и нам ничто не мешало поднять его.

— ЧУР НЕ ЩЕКОТАТЬ! — кричал он. Но правила в этой игре устанавливали мы, а мы никогда не слушали, чего он там кричит.

В конце концов неизбежно наступал момент, когда миссис Ходдл возвращалась в класс и заставала Оуэна в воздухе. Учитывая всю библейскую глубину и мудрость оставленных нам указаний — «очень серьезно поразмыслить», — она вполне могла бы вообразить, что мы сумели заставить Оуэна Мини воспарить исключительно совместным напряжением наших необычайно серьезных мыслей. А могла бы и сообразить, что вознесение Оуэна над нашими головами — прямое следствие того, что она оставила нас наедине с нашими мыслями.

И однако же, реагировала миссис Ходдл всегда одинаково — жестко, без воображения, зато с непроходимой тупостью.

— Оуэн! — рявкала она. — Оуэн Мини, сейчас же вернись на свое место! Спустись оттуда немедленно!

Какой библейской премудрости могла научить нас эта миссис Ходдл, если у нее хватало ума допустить, будто Оуэн Мини сам себя поднял в воздух?
28. Prayer for Owen Meany, John Irwin. From the series "I read"

The main character of the book leads an autobiographical description of his life, as well as (and more importantly) the life of his best friend Owen Meany. Owen stands out not only for his small stature, but also for other unusual qualities - an extremely high voice, an original style of thinking, and also ... mmm ... well, let's say, some gift and an unusual, almost supernatural fate. What motivates others.

And everything would be wonderful and good, but for some reason the main character suddenly decides that all these supernatural manifestations are the manifestation of God - and not just any one, but the very one who is Jesus. The meaning of the book is roughly reduced to the fact that "to believe" in something "from above" is very good and useful. Moreover, "to believe" does not mean to carry out some rituals, wear crosses and go to temples - faith, in the author's understanding, clearly means exactly what it should mean in its, so to speak, primordial understanding - well, there, the openness of the soul , sincere love for one's neighbor and not so much, modesty in capturing the world, and the like are quite logical things. However, despite such an advanced position, the main character several times and quite clearly insists that his God is exactly the same Christian God, and not Buddha, not the universe, and certainly not a manifestation of human mental abilities. What reduces the book to banal church propaganda. Fortunately, the main character himself admits that even in the end he fails to achieve real faith, which adds a plus to the product of points.

At first it was very dull, in the middle it was rather dull, but the end is very, very entertaining. Probably also one of the manifestations of "checking the reader on faith".

---------------------------------------------

When we in Sunday school put Owen up in the air - up in the air, that's it! - he squealed simply unique. I think we tortured him on purpose in order to hear his voice; then it seemed to me that only some alien from another planet could have such a voice. Today I know for sure: it was a voice not of this world.

- LET ME GO! He shouted in that stifled, heartbreaking falsetto of his. - ENOUGH, I’m tired! I DO NOT WANT ANY MORE! I’m sick of it, I TOLD YOU! LET ME OUT FINALLY, GODS!

But we, as if nothing had happened, continued to pass him through the ranks, and each time he more and more resigned himself to his fate. His body was numb, he stopped resisting. Once, when we picked him up, he defiantly folded his arms across his chest and stared angrily at the ceiling. Sometimes he tried to grab onto a chair as Mrs. Hoddle left the classroom. He clung to the chair like a canary to a perch in a cage, but it cost nothing to cope with: he was very ticklish. One girl named Sookie Swift tickled Owen so deftly that his arms and legs immediately straightened, and nothing prevented us from lifting him.

- CHUR NOT TO Tickle! He shouted. But we set the rules in this game, and we never listened to what he was shouting there.

Eventually, the moment inevitably came when Mrs. Hoddle returned to class and found Owen in the air. Given the biblical depth and wisdom of the directives left to us - "to think very seriously" - she might well have imagined that we were able to make Owen Meany soar solely with the combined tension of our unusually serious thoughts. Or I could have realized that Owen's ascension above our heads is a direct consequence of the fact that she left us alone with our thoughts.

And yet, Mrs. Hoddle always reacted in the same way - harshly, without imagination, but with impenetrable stupidity.

- Owen! She barked. “Owen Meany, return to your seat now! Get out of there immediately!

What biblical wisdom could this Mrs. Hoddle teach us if she was smart enough to admit Owen Meany lifted himself into the air?
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Владимир Шалимов

Понравилось следующим людям