Пока новый год ещё не наступил, у меня есть полное право немного позанудствовать) Я так и не собралась рассказать о лекции Николая Цискаридзе в рамках лектория "Империя балерин" в музее Фаберже. А сегодня для этого есть прекрасный повод - Николай Максимович отмечает день рождения. Мне он всегда был очень симпатичен, а на лекции я в этом убедилась в очередной раз. Для меня это была определённо лучшая из четырёх встреч цикла о балеринах. Потому что никто не рассказывает о балете лучше, чем люди, знающие его изнутри и живущие своим трудом и своим искусством.
Николай рассказывал о балерине и педагоге Марине Семёновой. Ученица Вагановой, выпускница первого потока студентов, учившихся по её системе и сразу же после поступления на службу в Мариинский театр ставших педагогами, ковавшими новые балетные кадры. "Под Семёнову" была переработана хореграфия многих ныне классических балетов (о которых сегодня с гордостью говорят "в постановке Петипа", что очень далеко от правды). Семёновой мы обязаны летящими руками-крыльями, ставшими визитной карточкой "Лебединого озера". Изначально руки там были обычные, классические, с закруглёнными кистями. Но Марина Семёнова считала, что её руки недостаточно длинные и, чтобы добавить изящества, предложила эти удлинённые в алянже кисти. Она прожила долгую (102 года), трудную и полностью посвящённую искусству жизнь. Она видела лично последнего русского императора, Ленина, Сталина и других представителей советской правящей верхушки. Воспитала целую плеяду звёзд балета.
Николай говорил о ней с большой теплотой и уважением, которыми проникаешься с первых же минут. Никаких вам презентаций на проекторе, никаких фото и видео. Просто человек, приехавший в перерыве между репетициями "Щелкунчика" в Мариинке, два часа стоящий перед залом на фоне белого экрана и рассказывающий о своём учителе. Рассказывающий так легко и интеллигентно, где-то с тонким юмором, где-то трогательно, с большой благодарностью, так что слушаешь и не можешь оторваться. Даже какие-то театральные байки о вечной вражде балерин звучали очень деликатно. Мне вот запала история о том, как после первого выступления Семёновой в Париже к ней в гримёрку приходили с поздравлениями деятели искусства и другие не менее знаменитые танцовщицы, а вот Кшесинская, бывшая в зале, не пришла. Марина Тимофеевна оскорбилась, но виду не подала. Уже в преклонных годах, в разговоре с Николаем она сказала в адрес Матильды: "Ну эту сучку я переживу, тут себя обойти я не дам". И ведь пережила) И в исполнении Николая такие истории не звучат пошло или бульварно.
Николай рассказывал о балерине и педагоге Марине Семёновой. Ученица Вагановой, выпускница первого потока студентов, учившихся по её системе и сразу же после поступления на службу в Мариинский театр ставших педагогами, ковавшими новые балетные кадры. "Под Семёнову" была переработана хореграфия многих ныне классических балетов (о которых сегодня с гордостью говорят "в постановке Петипа", что очень далеко от правды). Семёновой мы обязаны летящими руками-крыльями, ставшими визитной карточкой "Лебединого озера". Изначально руки там были обычные, классические, с закруглёнными кистями. Но Марина Семёнова считала, что её руки недостаточно длинные и, чтобы добавить изящества, предложила эти удлинённые в алянже кисти. Она прожила долгую (102 года), трудную и полностью посвящённую искусству жизнь. Она видела лично последнего русского императора, Ленина, Сталина и других представителей советской правящей верхушки. Воспитала целую плеяду звёзд балета.
Николай говорил о ней с большой теплотой и уважением, которыми проникаешься с первых же минут. Никаких вам презентаций на проекторе, никаких фото и видео. Просто человек, приехавший в перерыве между репетициями "Щелкунчика" в Мариинке, два часа стоящий перед залом на фоне белого экрана и рассказывающий о своём учителе. Рассказывающий так легко и интеллигентно, где-то с тонким юмором, где-то трогательно, с большой благодарностью, так что слушаешь и не можешь оторваться. Даже какие-то театральные байки о вечной вражде балерин звучали очень деликатно. Мне вот запала история о том, как после первого выступления Семёновой в Париже к ней в гримёрку приходили с поздравлениями деятели искусства и другие не менее знаменитые танцовщицы, а вот Кшесинская, бывшая в зале, не пришла. Марина Тимофеевна оскорбилась, но виду не подала. Уже в преклонных годах, в разговоре с Николаем она сказала в адрес Матильды: "Ну эту сучку я переживу, тут себя обойти я не дам". И ведь пережила) И в исполнении Николая такие истории не звучат пошло или бульварно.
While the new year has not yet arrived, I have every right to ponder a little) I was not going to talk about the lecture of Nikolai Tsiskaridze in the framework of the lecture hall "Empire of Ballerinas" at the Faberge Museum. And today there is a great reason for this - Nikolai Maksimovich celebrates his birthday. I was always very sympathetic to him, and at the lecture I was convinced of this once again. For me, it was definitely the best of the four meetings in the cycle about ballerinas. Because no one talks about ballet better than people who know it from the inside and live by their work and their art.
Nikolai talked about the ballerina and teacher Marina Semyonova. A student of Vaganova, a graduate of the first stream of students who studied according to her system and immediately after entering the service at the Mariinsky Theater became teachers who forged new ballet cadres. For Semyonov, the choreography of many of the now classical ballets (which today is proudly spoken of as “staged by Petipa,” which is very far from the truth) was revised. We owe to Semyonova the flying arms-wings that have become the hallmark of "Swan Lake". Initially, the hands were ordinary, classical, with rounded hands. But Marina Semyonova believed that her arms were not long enough and, in order to add grace, suggested these brushes elongated in alianja. She lived a long (102 years), difficult and completely devoted life to art. She personally saw the last Russian emperor, Lenin, Stalin and other representatives of the Soviet ruling elite. She brought up a whole galaxy of ballet stars.
Nikolai spoke of her with great warmth and respect, which you feel from the very first minutes. No presentations on the projector, no photos and videos. Just a person who came in between rehearsals of The Nutcracker at the Mariinsky Theater, standing in front of the hall for two hours against the backdrop of a white screen and talking about his teacher. He speaks so easily and intelligently, somewhere with subtle humor, somewhere touching, with great gratitude, so that you listen and cannot tear yourself away. Even some theatrical tales about the eternal enmity of the ballerinas sounded very delicate. I was struck by the story of how, after Semyonova's first performance in Paris, art workers and other equally famous dancers came to her dressing room with congratulations, but Kshesinskaya, who was in the hall, did not come. Marina Timofeevna was offended, but did not show it. Already in her old years, in a conversation with Nikolai, she said to Matilda: "Well, I will survive this bitch, here I will not let myself be bypassed." And she survived) And in the performance of Nikolai, such stories do not sound vulgar or tabloid.
Nikolai talked about the ballerina and teacher Marina Semyonova. A student of Vaganova, a graduate of the first stream of students who studied according to her system and immediately after entering the service at the Mariinsky Theater became teachers who forged new ballet cadres. For Semyonov, the choreography of many of the now classical ballets (which today is proudly spoken of as “staged by Petipa,” which is very far from the truth) was revised. We owe to Semyonova the flying arms-wings that have become the hallmark of "Swan Lake". Initially, the hands were ordinary, classical, with rounded hands. But Marina Semyonova believed that her arms were not long enough and, in order to add grace, suggested these brushes elongated in alianja. She lived a long (102 years), difficult and completely devoted life to art. She personally saw the last Russian emperor, Lenin, Stalin and other representatives of the Soviet ruling elite. She brought up a whole galaxy of ballet stars.
Nikolai spoke of her with great warmth and respect, which you feel from the very first minutes. No presentations on the projector, no photos and videos. Just a person who came in between rehearsals of The Nutcracker at the Mariinsky Theater, standing in front of the hall for two hours against the backdrop of a white screen and talking about his teacher. He speaks so easily and intelligently, somewhere with subtle humor, somewhere touching, with great gratitude, so that you listen and cannot tear yourself away. Even some theatrical tales about the eternal enmity of the ballerinas sounded very delicate. I was struck by the story of how, after Semyonova's first performance in Paris, art workers and other equally famous dancers came to her dressing room with congratulations, but Kshesinskaya, who was in the hall, did not come. Marina Timofeevna was offended, but did not show it. Already in her old years, in a conversation with Nikolai, she said to Matilda: "Well, I will survive this bitch, here I will not let myself be bypassed." And she survived) And in the performance of Nikolai, such stories do not sound vulgar or tabloid.
У записи 47 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгения Кукина