Женский бунт на улице Роз
Несмотря на все гонения на евреев, до 1943 года в Берлине их проживало еще несколько тысяч, причем легально — это были евреи, как правило, женатые на немках, а также дети от таких смешанных браков.
Опасаясь общественного недовольства, нацистское правительство долго не могло найти этой проблеме решения. Однако в феврале 1943 года по приказу Геббельса было все же решено полностью очистить город от евреев, была проведена тотальная облава под названием «операция фабрики». С рабочих мест на оборонных предприятиях, из квартир, с берлинских улиц забирали всех встретившихся евреев и доставляли в специальные сборные пункты для последующей отправки в лагеря уничтожения. Один из таких сборных пунктов располагался на улице Розенштрассе в Берлине. Здесь оказались в заключении несколько тысяч еврейских мужчин и детей. В тот же день на Розенштрассе вышли несколько сотен немецких женщин, которые протестовали против ареста их еврейских мужей. Женщины сутками стояли напротив здания синагоги с требованием вернуть их родственников.
Первоначально против демонстранток выставили кордон автоматчиков, готовых в любой момент применить оружие. Однако женщинами удалось добиться своего, и их мужей и детей отпустили, выдав специальные справки, позволившие им всем пережить войну, официально оставаясь в Берлине. Произошло вообще немыслимое: 25 евреев, которых немцы успели отправить в Освенцим, вернули назад. Обычно из этого лагеря смерти пути назад не было.
Первое письменное сообщение о событиях на Розенштрассе появилось в берлинской женской газете сразу после окончания войны. А затем целых пятьдесят лет ни историки, ни журналисты не вспоминали о том, что происходило на улице Роз. Только в девяностые годы появились первые монографии, статьи, документальные фильмы об этих событиях.
Что могло означать столь долгое молчание о таком, казалось бы, необыкновенно привлекательном для историков и писателей событии, как спасение человеческих жизней в условиях безжалостной тирании?
Успех демонстраций на Розенштрассе позволяет несколько по-иному посмотреть на события прошлого и, в частности, на ответственность немецкого народа за преступления нацистов. Выступления на Розенштрассе показывают, что если бы евреи не были изолированы от немецкого общества, их уничтожение оказалось бы сложной проблемой для властей. А подавляющее большинство немцев не возражало против выделения и изоляции евреев. С 1933 года практически не было протестов немцев против расистских законов и распоряжений нацистов. И это развязало руки преступникам. Тотального геноцида евреев можно было бы избежать, если бы не пассивность и молчаливое одобрение немцами действий своего правительства.
Несмотря на все гонения на евреев, до 1943 года в Берлине их проживало еще несколько тысяч, причем легально — это были евреи, как правило, женатые на немках, а также дети от таких смешанных браков.
Опасаясь общественного недовольства, нацистское правительство долго не могло найти этой проблеме решения. Однако в феврале 1943 года по приказу Геббельса было все же решено полностью очистить город от евреев, была проведена тотальная облава под названием «операция фабрики». С рабочих мест на оборонных предприятиях, из квартир, с берлинских улиц забирали всех встретившихся евреев и доставляли в специальные сборные пункты для последующей отправки в лагеря уничтожения. Один из таких сборных пунктов располагался на улице Розенштрассе в Берлине. Здесь оказались в заключении несколько тысяч еврейских мужчин и детей. В тот же день на Розенштрассе вышли несколько сотен немецких женщин, которые протестовали против ареста их еврейских мужей. Женщины сутками стояли напротив здания синагоги с требованием вернуть их родственников.
Первоначально против демонстранток выставили кордон автоматчиков, готовых в любой момент применить оружие. Однако женщинами удалось добиться своего, и их мужей и детей отпустили, выдав специальные справки, позволившие им всем пережить войну, официально оставаясь в Берлине. Произошло вообще немыслимое: 25 евреев, которых немцы успели отправить в Освенцим, вернули назад. Обычно из этого лагеря смерти пути назад не было.
Первое письменное сообщение о событиях на Розенштрассе появилось в берлинской женской газете сразу после окончания войны. А затем целых пятьдесят лет ни историки, ни журналисты не вспоминали о том, что происходило на улице Роз. Только в девяностые годы появились первые монографии, статьи, документальные фильмы об этих событиях.
Что могло означать столь долгое молчание о таком, казалось бы, необыкновенно привлекательном для историков и писателей событии, как спасение человеческих жизней в условиях безжалостной тирании?
Успех демонстраций на Розенштрассе позволяет несколько по-иному посмотреть на события прошлого и, в частности, на ответственность немецкого народа за преступления нацистов. Выступления на Розенштрассе показывают, что если бы евреи не были изолированы от немецкого общества, их уничтожение оказалось бы сложной проблемой для властей. А подавляющее большинство немцев не возражало против выделения и изоляции евреев. С 1933 года практически не было протестов немцев против расистских законов и распоряжений нацистов. И это развязало руки преступникам. Тотального геноцида евреев можно было бы избежать, если бы не пассивность и молчаливое одобрение немцами действий своего правительства.
Women's riot on Rose Street
Despite all the persecution of Jews, several thousand more lived in Berlin before 1943, and legally - these were Jews, usually married to German women, as well as children from such mixed marriages.
Fearing public discontent, the Nazi government was unable to find a solution to this problem for a long time. However, in February 1943, by order of Goebbels, it was nevertheless decided to completely cleanse the city of Jews, a total raid was carried out under the name "factory operation". From workplaces at defense enterprises, from apartments, from Berlin streets, they took all the Jews they met and brought them to special collection points for subsequent dispatch to extermination camps. One of these collection points was located on Rosenstrasse in Berlin. Several thousand Jewish men and children were imprisoned here. On the same day, several hundred German women came out to Rosenstrasse to protest the arrest of their Jewish husbands. The women stood in front of the synagogue for days, demanding the return of their relatives.
Initially, a cordon of machine gunners was set up against the demonstrators, ready to use weapons at any time. However, the women managed to achieve their goal, and their husbands and children were released, having issued special certificates that allowed them all to survive the war, officially remaining in Berlin. The unthinkable happened: 25 Jews, whom the Germans managed to send to Auschwitz, were returned back. Usually there was no turning back from this death camp.
The first written report of the Rosenstrasse events appeared in a Berlin women's newspaper immediately after the end of the war. And then for fifty years neither historians nor journalists remembered what happened on Rose Street. Only in the nineties did the first monographs, articles, documentaries about these events appear.
What could mean such a long silence about such a seemingly unusually attractive event for historians and writers as saving human lives under conditions of ruthless tyranny?
The success of the demonstrations on Rosenstrasse allows a somewhat different look at the events of the past and, in particular, at the responsibility of the German people for the crimes of the Nazis. The Rosenstrasse speeches show that if Jews were not isolated from German society, their extermination would prove to be a difficult problem for the authorities. And the overwhelming majority of Germans did not object to the separation and isolation of Jews. Since 1933, there have been virtually no German protests against racist laws and Nazi orders. And this freed the hands of the criminals. The total genocide of the Jews could have been avoided if not for the passivity and tacit approval of the actions of their government by the Germans.
Despite all the persecution of Jews, several thousand more lived in Berlin before 1943, and legally - these were Jews, usually married to German women, as well as children from such mixed marriages.
Fearing public discontent, the Nazi government was unable to find a solution to this problem for a long time. However, in February 1943, by order of Goebbels, it was nevertheless decided to completely cleanse the city of Jews, a total raid was carried out under the name "factory operation". From workplaces at defense enterprises, from apartments, from Berlin streets, they took all the Jews they met and brought them to special collection points for subsequent dispatch to extermination camps. One of these collection points was located on Rosenstrasse in Berlin. Several thousand Jewish men and children were imprisoned here. On the same day, several hundred German women came out to Rosenstrasse to protest the arrest of their Jewish husbands. The women stood in front of the synagogue for days, demanding the return of their relatives.
Initially, a cordon of machine gunners was set up against the demonstrators, ready to use weapons at any time. However, the women managed to achieve their goal, and their husbands and children were released, having issued special certificates that allowed them all to survive the war, officially remaining in Berlin. The unthinkable happened: 25 Jews, whom the Germans managed to send to Auschwitz, were returned back. Usually there was no turning back from this death camp.
The first written report of the Rosenstrasse events appeared in a Berlin women's newspaper immediately after the end of the war. And then for fifty years neither historians nor journalists remembered what happened on Rose Street. Only in the nineties did the first monographs, articles, documentaries about these events appear.
What could mean such a long silence about such a seemingly unusually attractive event for historians and writers as saving human lives under conditions of ruthless tyranny?
The success of the demonstrations on Rosenstrasse allows a somewhat different look at the events of the past and, in particular, at the responsibility of the German people for the crimes of the Nazis. The Rosenstrasse speeches show that if Jews were not isolated from German society, their extermination would prove to be a difficult problem for the authorities. And the overwhelming majority of Germans did not object to the separation and isolation of Jews. Since 1933, there have been virtually no German protests against racist laws and Nazi orders. And this freed the hands of the criminals. The total genocide of the Jews could have been avoided if not for the passivity and tacit approval of the actions of their government by the Germans.
У записи 2 лайков,
0 репостов,
188 просмотров.
0 репостов,
188 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Марон