Начну рассказ о моем детстве и семье с...

Начну рассказ о моем детстве и семье с предков. Дед по матери, Ян Станислав Гелиодор Томашевич, был белым офицером царской армии, дворянином. В годы Гражданской войны пропал без вести. Его жена Анна Адамовна Шанявская, моя бабушка, пошла на фронт, стала там сестрой милосердия. У нас дома хранились письма Анны Адамовны. В них она рассказывала о себе и своих родителях, которых звали Адамом и Евой. Бабушка отдала детям свои драгоценности, но времена менялись стремительно, и все дорогие вещи, конечно, были утеряны. Бабушка умерла от тифа в бараке, а трое ее дочерей — Нина, Вера и Галя — выжили. Самая младшая, Галя, моя будущая мама, осталась сиротой в три года.

Мама родилась в начале прошлого века в польском городе Радом. Влюбленный в бабушку человек по фамилии Йоффе вывез их из Польши в Евпаторию, подальше от ужасов Гражданской войны. В Крыму еще можно было как-то существовать. Начались мытарства по детским домам, бесконечные переезды с места на место. Из нехитрого приданого был лишь старинный образок Мадонны. Он до сих пор бережно хранится в нашей семье. Позже, когда мы с мамочкой оказывались недалеко от Севастополя, она, показывая в сторону города, говорила: «Там, наверное, они похоронены». Я всегда старалась поклониться в ту сторону…

Мама росла в Крыму, работала на швейной фабрике, но мечтала стать актрисой, очень интересовалась театральным искусством. Ночи напролет она занималась самостоятельно, много читала, придумывала этюды.
Однажды она случайно увидела объявление, что в Симферопольском драматическом театре набирается курс. Галина, польская красавица с точеной фигуркой, густыми рыжими волосами и зелеными глазами, решила попытать счастья и в итоге поступила Симферопольское театральное училище. Ей очень нравилось заниматься, она обожала всех своих педагогов. Вскоре Галина Томашевич уже и сама параллельно преподавала танцы. По окончании училища ее оставили в Симферопольском драматическом театре. Она играла блистательно, великолепно, и местное руководство театра приняло решение отправить молодую талантливую актрису Галину Станиславовну Томашевич в Москву к режиссеру Александру Яковлевичу Таирову.

Таиров, создатель так называемого синтетического театра, стремился к синтезу театра, музыки, балета, живописи. Работа с Александром Яковлевичем — удача для любого актера. В Симферополе маме дали рекомендательное письмо (оно также хранится до сих пор в нашей семье как реликвия). Как раз в это время в маму влюбился нарком Крыма. Они собирались вместе ехать в Москву, но его неожиданно арестовали и расстреляли. Галина отправилась в Москву одна. Это все происходило в 1930-е годы. К сожалению, рекомендательное письмо в руки Таирова так и не попало. Великий режиссер в это время был арестован, репрессирован. Маме об этом не сказали.
Сестра Таирова сообщила только, что, мол, мастер болен, поэтому не сможет сейчас принять молодую актрису. Галина начала искать работу в Москве. Жила она в небольшой комнатке в Столешниковом переулке. Спустя много лет она показывала мне и Ане, моей дочери, этот дом и даже окно ее комнаты.

В то время в Москве существовала так называемая актерская биржа труда: актер мог принести свои фотографии, рекомендации, и его направляли на работу в тот или иной театр страны. Галина пошла на такую актерскую биржу. К этому времени у нее был уже очень хороший послужной список сыгранных ролей. Её, девушку особой, европейской красоты, заметил представитель Свердловского драматического театра и сразу предложил работать у них. В репертуаре Свердловского театра для нее было несколько главных ролей. Галина согласилась. На эту же московскую биржу труда пришел и Борис Иванович Терехов, молодой актер, тоже мечтавший о работе в театре. И его направили на Урал, в Свердловск.

За время пребывания в Москве мама успела познакомиться с разными интересными людьми. Один молодой человек, вероятно тайно влюбленный, провожал ее до вагона. Увидев на перроне высокого и красивого юношу, он сказал Галине: «Разве перед такими плечами ты устоишь?!» Этим человеком с сильными плечами был мой будущий папа. Насколько я могу догадываться, отец действительно был неотразим. Потом, когда он приехал в Москву, в студию Завадского, чтобы поговорить со мной, мои однокурсники даже сначала не поверили, что этот молодой красавец — мой отец. Борис и Галина вместе великолепно играли в Свердловском театре. Театр был передвижной, актеры постоянно гастролировали, переезжая из города в город. «Бродяги и артисты» — так можно сказать про всю нашу семью, живущую абсолютно походной жизнью.

Началась Великая Отечественная война. Актеры выступали и на заводах для работников оборонки, и в госпиталях. Мама рассказывала, что однажды, выступая перед ранеными, изувеченными бойцами, услышала необычный гул. Сначала она не поняла, что это за странный звук. Потом ей объяснили: это шумят бойцы в знак одобрения. Лишенные рук, аплодировать они не могли… Мама разрыдалась, когда поняла, что это за гул. Ее просят на сцену, а она плачет, дрожит, никак остановиться не может, слезы льются ручьем. Но потом все равно снова и снова выступала.

В такое страшное время я и родилась. Это произошло 25 августа 1942 года в городе Туринске, где гастролировал театр. Родить во время войны — это настоящий героизм. С беременностью мамы связана очень трогательная история. Времена были голодные, военные, но Галина вдруг заметила, что может есть только вареную картошку с горчицей. Когда пошла к врачу и выяснилось, что она беременна, расплакалась. Доктор говорит: «Боже мой, успокойтесь, если вы хотите избавиться от ребенка…» Галина: «Да вы что! Я от счастья плачу, я так давно этого хотела!» До восьмого месяца мама играла на сцене. Ей приходилось перетягивать животик, чтобы никто из зрителей не замечал ее беременность. Рожала она тяжело, два дня… Я родилась светленькая, носик курносенький, глазки зеленые. Маленькой меня звали Тутуля. А поскольку родилась я в уральском городе Туринске, то мне потом дали прозвище «маркиза из Турина».

В период военного лихолетья отца забрали на фронт. Он попал в разведку, был контужен, потерял память. Долгие годы о нем ничего не было известно. Когда он нашел меня после войны, я была уже взрослой девушкой. Он не рвался в Москву, был в Сибири известным актером и режиссером. А его отец, Иван Терехов, — знаменитым в Сибири учителем. Отец умер в 1977 году. Кроме меня у него есть еще две дочери от разных браков — Светлана и Юлия. Светлана с семьей живет в Кемерове, а Юлия в Москве. Несколько лет назад власти Туринска присвоили мне звание почетной жительницы города и в связи с этим вручили пакет льгот: бесплатный проезд, сниженная квартплата и так далее. Попользоваться этими привилегиями мне так и не довелось, поскольку я много лет живу в Москве и уезжать из столицы пока не собираюсь. Но мне все же очень приятен был этот знак внимания и уважения.

Мои воспоминания раннего детства связаны с театром. Во время маминой работы в передвижном Свердловском театре я, еще совсем маленькая, спала в коробке с реквизитом, театральными костюмами. Это и была моя колыбелька. Нянчились со мной все актеры попеременно: по очереди кормили, баюкали. Я же все время куда-то заползала, проваливалась в какие-то люки. Меня разыскивали всем театром. Однажды, года в четыре, я вышла на сцену в разгар спектакля «Шельменко-денщик» и закричала: «Мама!» К счастью, от мамы мне за этот выход не досталось, она меня простила. Потом, когда немного подросла, я выучила весь мамин репертуар. Иногда меня ставили на возвышение и говорили: «Танцуй!» Я легко могла изобразить с пением и плясками любой мамин спектакль с начала до конца. И наверное, в детстве быть артисткой у меня получалось не хуже, чем потом.

В те годы на Урале были очень суровые зимы. Я сильно простудилась, началось воспаление легких. Сколько сил, сколько бессонных ночей стоило моей матери выходить меня! В дикий холод она сушила пеленки на себе… Мама понимала, что, если мы с ней останемся на Урале, я могу просто не выжить в этом суровом климате. Тогда она приняла решение перебраться со мной в Среднюю Азию, в теплый и по военным меркам хлебный город Ташкент, где жила ее старшая сестра. Прожили мы с мамой в Ташкенте более пятнадцати лет.

Ташкент — удивительное место, город моих детских воспоминаний, золотая пора. Я помню Дом офицеров, возле которого мы жили, и Алтайский рынок, куда бегали за фруктами. Посылая за продуктами на рынок, мама давала мне мелочь: на несколько медных монет в то время можно было купить много фруктов и овощей. Люди в Ташкенте жили замечательные, талантливые, интеллигентные. Туда съезжались актеры, режиссеры, а после переезда нескольких киностудий именно в Ташкент переместилось все кинопроизводство страны. Там и знаменитый фильм-сказку «Золушка» снимали.
Училась я легко, очень любила своих учителей, школу закончила с золотой медалью. Был почти анекдотический случай. Учитель математики думал, что я математический гений, когда я — единственная из всего класса — решила какую-то хитрую задачку. А я просто как понимала, так и решала. Все экзамены всегда сдавала очень легко, но больше всего в школьные годы я увлекалась спортом.

Помню, рядом со школой, в самом центре Ташкента, перелезаю через забор и попадаю в окружной Дом офицеров (там, кстати, работала моя мамочка), к прекрасному тренеру по баскетболу Анатолию Павловичу Кириллову. Он готовил баскетболистов для сборной Советского Союза и вдобавок тренировал спортивных девочек. Прекрасный человек, вечно коричневый от загара, потому что с баскетбольной площадки почти не уходил. И когда я ему сказала: «Возьмите меня тоже в команду!», он посмотрел на меня внимательно и иронично спросил: «А тебя ветром не сдует?» Я тогда была очень худенькой семиклассницей. «Ну, — я говорю, — а вы попробуйте, проверьте!» И потом я стала капитаном так называемой юношеской сборной по баскетболу Узбекистана, ни больше ни меньше! Первоначально тренировал Кириллов нас так: к активным тренировкам не допускал до тех пор, пока мяч в корзину не кинешь. Только после этого команду давал: «Ну, а теперь потихонечку
I'll start a story about my childhood and family with my ancestors. His maternal grandfather, Jan Stanislav Geliodor Tomashevich, was a white officer in the tsarist army, a nobleman. During the Civil War, he disappeared without a trace. His wife, Anna Adamovna Shanyavskaya, my grandmother, went to the front and became a sister of mercy there. We kept letters from Anna Adamovna at home. In them, she talked about herself and her parents, who were called Adam and Eve. The grandmother gave her jewelry to the children, but times changed rapidly, and all expensive things, of course, were lost. The grandmother died of typhus in the barracks, and her three daughters - Nina, Vera and Galya - survived. The youngest, Galya, my future mother, became an orphan at the age of three.

Mom was born at the beginning of the last century in the Polish city of Radom. A man in love with his grandmother by the name of Joffe took them out of Poland to Evpatoria, far from the horrors of the Civil War. It was still possible to somehow exist in Crimea. Ordeals began in orphanages, endless transfers from place to place. Of the simple dowry, there was only an old icon of the Madonna. It is still carefully kept in our family. Later, when my mother and I were not far from Sevastopol, she, pointing towards the city, said: "They are probably buried there." I always tried to bow in that direction ...

Mom grew up in Crimea, worked at a garment factory, but dreamed of becoming an actress, was very interested in theatrical art. Throughout the nights she studied independently, read a lot, came up with sketches.
Once she accidentally saw an ad that a course was being recruited at the Simferopol Drama Theater. Galina, a Polish beauty with a chiseled figure, thick red hair and green eyes, decided to try her luck and eventually entered the Simferopol Theater School. She really liked to study, she adored all her teachers. Soon Galina Tomashevich already taught dancing herself in parallel. Upon graduation, she was left at the Simferopol Drama Theater. She played brilliantly, magnificently, and the local leadership of the theater decided to send the young talented actress Galina Stanislavovna Tomashevich to Moscow to the director Alexander Yakovlevich Tairov.

Tairov, the creator of the so-called synthetic theater, strove for the synthesis of theater, music, ballet, painting. Working with Alexander Yakovlevich is good luck for any actor. In Simferopol, my mother was given a letter of recommendation (it is also kept to this day in our family as a relic). Just at this time, the People's Commissar of Crimea fell in love with my mother. They were going to go to Moscow together, but he was suddenly arrested and shot. Galina went to Moscow alone. This all happened in the 1930s. Unfortunately, Tairov never got a letter of recommendation. The great director at that time was arrested and repressed. Mom was not told about this.
Tairova's sister said only that, they say, the master is sick, so she will not be able to accept the young actress now. Galina started looking for work in Moscow. She lived in a small room in Stoleshnikov Lane. Many years later, she showed me and Anya, my daughter, this house and even the window of her room.

At that time, there was a so-called actor's labor exchange in Moscow: an actor could bring his photographs, recommendations, and he was sent to work in one or another theater of the country. Galina went to such an actor's exchange. By this time, she already had a very good track record of played roles. She, a girl of special, European beauty, was noticed by a representative of the Sverdlovsk Drama Theater and immediately offered to work with them. There were several main roles for her in the repertoire of the Sverdlovsk Theater. Galina agreed. Boris Ivanovich Terekhov, a young actor who also dreamed of working in the theater, also came to the same Moscow labor exchange. And he was sent to the Urals, to Sverdlovsk.

During her stay in Moscow, my mother managed to meet various interesting people. One young man, probably secretly in love, accompanied her to the carriage. Seeing a tall and handsome young man on the platform, he said to Galina: "Can you resist such shoulders ?!" This man with strong shoulders was my future dad. As far as I can guess, the father was really irresistible. Then, when he came to Moscow, to Zavadsky's studio, to talk to me, my classmates did not even at first believe that this young handsome man was my father. Boris and Galina played great together at the Sverdlovsk Theater. The theater was mobile, the actors constantly toured, moving from city to city. "Tramps and Artists" - so you can say about our whole family, who live an absolutely camp life.

The Great Patriotic War began. The actors performed at factories for defense workers and in hospitals. Mom said that once, speaking in front of the wounded, mutilated soldiers, she heard an unusual hum. At first, she did not understand what that strange sound was. Then they explained to her: this is the noise of the soldiers as a sign of approval. Deprived of their hands, they could not applaud ... Mom burst into tears when she realized what kind of hum. They ask her to go to the stage, but she cries, trembles, I just can't stop
У записи 13 лайков,
1 репостов,
479 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Марон

Понравилось следующим людям