НА ПУТИ К ПРИНЯТИЮ Малейчук Геннадий Иванович  ...

НА ПУТИ К ПРИНЯТИЮ

Малейчук Геннадий Иванович
 
Принять – значит найти в своей душе место для иного.
 
Достаточно часто в психологии и психотерапии «звучит» тема принятия.
Эта общая тема находит свое воплощение в конкретных темах, которые могут быть проблемными для человека. А именно:
* Принятие своего Я в целом и принятие отдельных качеств/частей своего Я;
* Принятие Мира в целом и отдельных его проявлений;
* Принятие Другого и конкретного Другого (родителя, супруга, ребенка…)
* Принятие терапевтом клиента и клиентом терапевта…
Тема эта важная и далеко не простая. В  данной статье я не буду доказывать ее важность. Это уже стало почти аксиомой. Принятие является  условием обретения гармонии в отношениях с Миром,  с Другим и с собой другим, делает Я целостным и гармоничным.
При этом тема принятия «звучит», как правило,  слишком популярно, буквально в виде лозунгов-императивов, следование которым может сделать человека более целостным, гармоничным и счастливым: «Прими самого себя», «Прими свою мать», «Прими своего отца» - такие послания часто звучат в популярных текстах по психологии и психотерапии.
Эти советы насколько правильные, настолько же и бесполезные. При всей правильности и уместности этих посланий они так и остаются красивыми лозунгами, воспользоваться которыми не представляется возможным. Чаще всего человеку, столкнувшемуся с психологической задачей принятия, ясно, что нужно сделать, но при этом совершенно непонятно как это сделать?
Я хочу сфокусироваться в этом тексте на сложности в достижении этого самого принятия в жизни и в терапии, и рассмотреть подробнее его механизм. Считаю, что принятие как факт – это лишь конечный результат достаточно сложного процесса, в котором можно выделить ряд этапов-шагов. И далеко не всегда  даже в терапии можно достичь такого конечного результата. А иногда это и невозможно. И все-таки, даже если удастся пройти несколько шагов по этому пути, то это уже неплохо.
Как принять нечто (Мир, Другого, Себя), если это нечто противоречит некоторому уже сложившемуся образу (Мира, Другого, Себя)? Если Оно другое, не такое, иное?
Само по себе принятие всегда связано с трансформацией Я-идентичности и изменением картины Мира и картины Другого. Неудивительно, что сам по себе процесс принятия вызывает, как правило, сильное сопротивление Я-системы – стабильность оказывается нарушенной и Я нужны дополнительные усилия, чтобы «собрать мозаику в новую картинку».
Прежнюю «картинку» защищают/охраняют, как правило, ряд сильных чувств, таких как страх, стыд, ненависть, обида, отвращение… И «проскочить» их не удается. В терапии приходится «расчищать» путь к иному, прорабатывая, проживая эти чувства.
Следовательно, первым шагом на пути принятия иного является этап встречи и проживания сильных негативных чувств к объекту принятия.
После того, как расчищены каналы от негативных чувств (страх, обида, отвращение, стыд), возможно появление интереса к иному. Это будет второй шаг на пути принятия. За счет интереса, любопытства появляется возможность прикоснуться к иному, встретиться с ним.
Третьим шагом на этом пути, на мой взгляд, является согласие.
Принять нечто иное (Мир, Другого, другого Себя), значит согласиться с этим иным. Допустить саму возможность бытия иного. Признать, что оно (иное) может быть. Быть таким, каким оно есть.
Согласиться –  значит найти в этом мире место для этого иного.
Согласиться с самой возможностью другого быть другим, мира быть другим, себя быть другим.
И лишь последним шагом является собственно принятие. Принять – значит найти в своей душе место для этого иного. И через этот акт стать многограннее, целостнее, богаче.
Это общая схема этапов процесса принятия. Рассмотрим на конкретном примере, как она работает.
Допустим, у клиента присутствует непринятие отца. Это непринятие может проявляться по-разному: от сильных негативных чувств к нему до полного безразличия. Отсутствие чувств к значимым в жизни человека фигурам значительно усложняет терапевтическую задачу. Если чувств нет там, где они должны быть (а как же иначе?), то это свидетельствует о сильной защите человека. Этот значит, что чувства на самом деле такие сильные и болезненные, что встречаться с ними невозможно. И поэтому для Я более экологичным в такой ситуации является анестезия чувств к этому объекту: от «Он для меня чужой человек» до «Я вычеркнул его из своей жизни».
В сложившейся ситуации такого рода довольно непросто бывает убедить клиента в важности такой терапевтической процедуры, как работа с принятием. Клиент может искренне удивляться: «Зачем мне это нужно?», «Что мне это даст?», «Жил я как-то и без этого…»
Да, действительно, как-то жил… Как-то. Но это как-то было не то, как хотелось, как могло бы быть. Чего-то не хватало, что-то не пускало, что-то мешало «дышать полной грудью», «чувствовать опору под ногами», «лететь, опираться на воздух двумя  крыльями».
 Сложно бывает сходу обнаружить связь между конкретными, осязаемыми проблемами и какими-то там иллюзорными причинами.
И действительно, человек может рассуждать так: «Какое отношение имеет непринятие мной отца к тому, что …»:
Женский вариант
* «Мне сложно доверять мужчинам…»
* «Я конкурирую со всеми мужчинами…»
* «Мне не нужны мужчины…»
* «Мне сложно быть слабой и перестать контролировать…»
Мужской вариант:
* «Мне сложно конкурировать с мужчинами…»
* «Я не могу почувствовать в себе стержень, опору…»
* «Мне сложно принимать решения, делать выбор…»
* «Мне тяжело отстаивать свои границы…»
Вот лишь некоторые проблемы, за которыми может стоять непринятие отца. Если клиент сможет допустить возможность такого рода связи, тогда можно отправляться по описанному выше пути к принятию. Если нет – мы не можем его заставить. Это один из ведущих принципов терапии.
Но важно понимать, что не принимая отца, мы не можем «включить» его наследие (его территорию) в территорию своей души и, следовательно, не можем на нее опираться. Эта непринятая территория остается бесполезным неиспользованным ресурсом, да и к тому же требует много усилий для того, чтобы скрывать ее от других и себя. Если я не принимаю территорию отца, его образ для меня является негативно нагруженным,  я не могу в жизни опираться на него.
Когда я вспоминаю своего отца – рассуждает клиент – у меня в первую очередь появляется стыд. Стыд за то, как он выглядел, одевался, говорил. Он был интеллигентным человеком, художником, романтиком в душе, носил беретку. Его интеллигентность и романтизм вызывали постоянную критику и обесценивание у моей мамы – женщины практичной и приземленной. Он красиво говорил на умные темы, но часто делал нелепые (по мнению мамы) поступки. Например, мог принести ей на 8 Марта красивый дорогой букет цветов, купленный на последние деньги.  Я не могу говорить красиво, ясно и четко все структурировать. Мне сложно  выглядеть и вести себя интеллигентно.
Территория отца оказывается непринятой. Ее прочно охраняет стыд.
Но, допустим, клиент все же готов исследовать с терапевтом этот аспект. Тогда мы оправляемся на Первый этап – этап встречи и проживания чувств к отцу.
В случае непринятия ребенком родителя (отца) чаще всего такими чувствами будут обида, злость, ненависть, отвращение, стыд. Важно, чтобы человек смог не просто называть эти чувства, а наполнять их энергией – проживать их. Для этого в терапии клиенту предлагается вспомнить  конкретные ситуации, в которых возникали такого рода чувства. Это очень важно, так как в практике нередко встречаются случаи, когда клиенту сложно вспомнить такого рода ситуации, либо он их просто не может вспомнить.  К примеру, отец в это время его жизни просто отсутствовал.
Здесь мы можем встретиться с феноменом «заражения ребенка чувствами» матери. Отношение ребенка к отцу формирует мать. И если она негативно относится к отцу ребенка, то ребенок из лояльности к матери будет в эмоциональном слиянии с ней. Поэтому в терапии важно развести – что является своим, а что материнским в отношении к отцу. «Если убрать все то, что есть материнское к отцу, то что останется твое?» Нередко клиент после попыток вспомнить что-то негативное из своего опыта взаимодействия с отцом вынужден признаться: «Я не могу вспомнить ни одной истории, где бы он обидел меня».
И матери вовсе не обязательно открыто, публично проявлять свой негатив к отцу ребенка. Достаточно лишь сказать такую вроде как безобидную фразу: «Он ничего плохого не сделал, кроме того что бросил тебя». И этого достаточно. Если перевести ее, то получается что-то типа «Твой отец – хороший человек. Но он предатель!» Ни много ни мало.
Если же случаи сильных негативных чувств в действительности имеются (клиент помнит их), то важно проработать их в ситуации терапии, вспомнив насколько возможно детальнее эти ситуации, погрузиться в них и максимально эмоционально их прожить. Иногда таких эмоционально негативных ситуаций хватает на многие часы терапии. А иногда клиент искренне удивляется, что сам не может вспомнить ничего такого, что вызывало бы в нем такого рода чувства, а они при этом много лет «живут» в его душе.
Тщательно проработанные, т.е. отдифференцированные и прожитые чувства перестают быть препятствием на пути к объекту непринятия и тогда открывается возможность для появления к нему интереса, любопытства.
В терапии мы переходим на Второй этап в принятии отца.
Наличие интереса позволяет приблизиться к объекту, прикоснуться к нему, поисследовать его, «потрогать». В терапии на этом этапе актуальным становится 1. Знакомство с отцом «без посредников», 2. Возможность увидеть его глазами других людей.
В первом случае клиент пытается собрать о своем отце разные биографические данные. Главная задача здесь попытаться заново, а иногда и впервые,  «познакомиться» с отцом, узнать «Какой он человек?»:
Что он любил?
Каким был в детстве?
О чем  мечтал?
Чем увлекался?
Кем хотел стать?
Чего боялся?
Как учился?
Как первый раз влюбился? И т.д.
Главное, чтобы за фактами его биографии и событиями жизни проявился образ живого человека со своими переживаниями: страхами, желаниями, надеждами, мечтами…
Второй задачей этого этапа является за
ON THE WAY TO ACCEPT

Maleichuk Gennady Ivanovich

To accept is to find a place in the soul for another.

Quite often, in psychology and psychotherapy, the topic of adoption “sounds”.
This general theme is embodied in specific topics that can be problematic for a person. Namely:
* Acceptance of self as a whole and acceptance of individual qualities / parts of self;
* Acceptance of the World as a whole and its individual manifestations;
* Acceptance of the Other and the specific Other (parent, spouse, child ...)
* Acceptance by therapist client and client therapist ...
This topic is important and far from simple. In this article I will not prove its importance. It has already become almost an axiom. Acceptance is a condition for achieving harmony in relations with the World, with the Other and with myself, and makes the Self holistic and harmonious.
Moreover, the adoption theme “sounds”, as a rule, too popular, literally in the form of slogans-imperatives, following which can make a person more holistic, harmonious and happy: “Accept yourself”, “Accept your mother”, “Accept your father” - Such messages are often heard in popular texts on psychology and psychotherapy.
These tips are as correct as they are useless. With all the correctness and relevance of these messages, they remain beautiful slogans that are not possible to use. Most often, a person who is faced with the psychological task of adoption, it is clear what needs to be done, but it is completely unclear how to do this?
I want to focus in this text on the difficulties in achieving this very acceptance in life and in therapy, and consider its mechanism in more detail. I believe that adoption as a fact is only the end result of a rather complicated process in which a number of stages and steps can be distinguished. And far from always, even in therapy, such an end result can be achieved. And sometimes it’s not possible. And yet, even if you manage to go a few steps along this path, then this is already good.
How to accept something (Peace, Other, Myself), if this something contradicts some already established image (Peace, Other, Myself)? If It is different, is it not, is it different?
Acceptance in itself is always associated with the transformation of self-identity and a change in the picture of the World and the picture of the Other. It is not surprising that the adoption process itself, as a rule, causes strong resistance of the I-system - stability is violated and I need additional efforts to “assemble the mosaic into a new picture”.
The old "picture" is protected / guarded, as a rule, by a number of strong feelings, such as fear, shame, hatred, resentment, disgust ... And they cannot be "skipped". In therapy, you have to "clear" the path to another, working through, living these feelings.
Therefore, the first step towards the adoption of another is the stage of meeting and living strong negative feelings about the object of adoption.
After the channels have been cleared of negative feelings (fear, resentment, disgust, shame), interest in another may appear. This will be the second step towards adoption. Due to interest, curiosity, it becomes possible to touch another, to meet with him.
The third step in this direction, in my opinion, is agreement.
To accept something else (Peace, Other, Other Self) means to agree with this other. To admit the very possibility of being different. Recognize that it (other) may be. To be as it is.
To agree is to find a place in this world for this other.
To agree with the very possibility of the other to be different, the world to be different, yourself to be different.
And only the last step is the actual adoption. To accept is to find in your soul a place for this other. And through this act to become more multifaceted, more integrated, richer.
This is a general outline of the steps in the adoption process. Let's look at a specific example of how it works.
Suppose a client does not accept a father. This rejection can manifest itself in different ways: from strong negative feelings towards him to complete indifference. The lack of feelings for significant figures in human life greatly complicates the therapeutic task. If there are no feelings where they should be (but how else?), Then this indicates a strong protection of the person. This means that the feelings are actually so strong and painful that it is impossible to meet them. And therefore, for Me, it’s more environmentally friendly in such a situation is anesthesia of feelings for this object: from “He is a stranger to me” to “I deleted it from my life”.
In this situation, it is quite difficult to convince the client of the importance of such a therapeutic procedure as working with acceptance. The client may sincerely be surprised: “Why do I need this?”, “What will it give me?”, “I once lived without it ...”
Yes, really, somehow he lived ... Somehow. But somehow it was not how I wanted it, how it could be. Something was missing, something wasn’t letting in, something was stopping me from “breathing deeply”, “feeling support under my feet”, “flying, leaning on the air with two wings”.
It is difficult to immediately discover the connection between specific, tangible problems and some kind of illusory reasons.
And indeed, man can
У записи 39 лайков,
4 репостов,
1181 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Марина Кудряшова

Понравилось следующим людям