Я у себя в храме служу все службы Страстной Седмицы. Служу «от и до». Поскольку чтецов кроме меня ещё только двое, а певцов – и вовсе один, то я большинство текстов сам прочитываю и многое пою. Сегодня я прочитал все Евангелия, антифоны, трипеснец и стихиры.
Раньше я был большим энтузиастом уставных служб и ставил знак равенства между богообщением и таким вот богослужением (я не имею в виду Таинство Евхаристии). Но четверть века клиросного пения и чтения приводит меня (благодаренье Богу!) к другим выводам.
Послушайте. Ну это невозможно. Сказать, что это избыточно, «перебор» – ничего не сказать. На самом деле это подмена живой жизни с Богом проговариванием текстов, текстов, текстов... читаем, поём, настраиваем себя, что – вот самое главное и необходимое в христианской жизни, ничего не может быть выше, нужнее, важнее... читаем, читаем, произносим, декламируем, пропеваем слова, слова, слова, святые, так себе, высокие, бездарные, опять высокие, опять бездарные... И это касается не только гимнографии. Невозможно четыре раза читать одно и то же даже Евангелие, ну это слишком, ну дайте же помолчать уже, просто подумать, сосредоточиться в тишине... Нет, читай, читай, читай, ещё раз евангельский отрывок, и ещё раз тот же самый, а теперь ещё тот же самый на Часах, а теперь в составном Евангелии на Вечерне, а ещё Великой Субботой вобьём гвоздь пятнадцатью паремиями, а потом тут же начнём читать Деяния Апостолов, чтобы не умолкать ни на секунду...
Это я только про уставные службы. А ещё непонятный язык (и хорошо, что непонятный, а то всё очень быстро бы обнаружилось), а ещё всякие неуставные штучки, типа концертного пения «Ангел вопияше» на литургии Великой Субботы и вообще всего этого спектакля с иконой Воскресения и переодеванием, чего и следа нет в Уставе...
Это всё гораздо серьёзнее, чем просто богослужебная архаичность или «наши традиции». Это – многокилометровая преграда между современным человеком и Живым Христом. Это подмена подлинной внутренней жизни во Христе внешней эстетикой, причём на 80% - не весьма высокого и качества (ах, как нам нравится служба Великой Субботы! какие паремии! etc. – особенно учитывая то, что паремии изначально читались, чтобы заполнить время совершавшегося в тот момент крещения, а если никого не крестили, их и не читали)...
Вот такие непредпраздничные мысли. Сугубо личное, конечно, не принимайте близко к сердцу. (с)
Раньше я был большим энтузиастом уставных служб и ставил знак равенства между богообщением и таким вот богослужением (я не имею в виду Таинство Евхаристии). Но четверть века клиросного пения и чтения приводит меня (благодаренье Богу!) к другим выводам.
Послушайте. Ну это невозможно. Сказать, что это избыточно, «перебор» – ничего не сказать. На самом деле это подмена живой жизни с Богом проговариванием текстов, текстов, текстов... читаем, поём, настраиваем себя, что – вот самое главное и необходимое в христианской жизни, ничего не может быть выше, нужнее, важнее... читаем, читаем, произносим, декламируем, пропеваем слова, слова, слова, святые, так себе, высокие, бездарные, опять высокие, опять бездарные... И это касается не только гимнографии. Невозможно четыре раза читать одно и то же даже Евангелие, ну это слишком, ну дайте же помолчать уже, просто подумать, сосредоточиться в тишине... Нет, читай, читай, читай, ещё раз евангельский отрывок, и ещё раз тот же самый, а теперь ещё тот же самый на Часах, а теперь в составном Евангелии на Вечерне, а ещё Великой Субботой вобьём гвоздь пятнадцатью паремиями, а потом тут же начнём читать Деяния Апостолов, чтобы не умолкать ни на секунду...
Это я только про уставные службы. А ещё непонятный язык (и хорошо, что непонятный, а то всё очень быстро бы обнаружилось), а ещё всякие неуставные штучки, типа концертного пения «Ангел вопияше» на литургии Великой Субботы и вообще всего этого спектакля с иконой Воскресения и переодеванием, чего и следа нет в Уставе...
Это всё гораздо серьёзнее, чем просто богослужебная архаичность или «наши традиции». Это – многокилометровая преграда между современным человеком и Живым Христом. Это подмена подлинной внутренней жизни во Христе внешней эстетикой, причём на 80% - не весьма высокого и качества (ах, как нам нравится служба Великой Субботы! какие паремии! etc. – особенно учитывая то, что паремии изначально читались, чтобы заполнить время совершавшегося в тот момент крещения, а если никого не крестили, их и не читали)...
Вот такие непредпраздничные мысли. Сугубо личное, конечно, не принимайте близко к сердцу. (с)
In my church I serve all the services of the Holy Week. I serve "from and to." Since there are only two more readers besides me, and only one singers, I read most of the texts myself and sing a lot. Today I read all the Gospels, antiphons, trippes and elephants.
I used to be a great enthusiast in statutory services and put an equal sign between communion with God and such a service (I do not mean the Sacrament of the Eucharist). But a quarter century of choir singing and reading leads me (thanks be to God!) To other conclusions.
Listen to this. Well this is impossible. To say that it is redundant, "bust" - to say nothing. In fact, this is a substitute for living life with God by speaking texts, texts, texts ... we read, we sing, we adjust ourselves, that - this is the most important and necessary thing in the Christian life, nothing can be higher, more necessary, more important ... we read, we read, pronounce, recite, chant words, words, words, saints, so-so, tall, mediocre, again tall, again mediocre ... And this applies not only to hymnography. It’s impossible four times to read the same even the Gospel, well, that’s too much, well, let’s shut up already, just think, concentrate in silence ... No, read, read, read, again the gospel passage, and again the same one, and now the same one on the Clock, and now in the integral Gospel on the Vespers, and also on Great Saturday, we will nail the nail with fifteen paremias, and then immediately begin to read the Acts of the Apostles, so as not to remain silent for a second ...
This is me only about statutory services. And also an incomprehensible language (and it’s good that it was incomprehensible, otherwise everything would have been discovered very quickly), as well as all sorts of unintelligible things, such as the concert singing “The Angel is screaming” at the liturgy of Great Saturday and in general all this performance with the Resurrection icon and dressing up, which there is no trace in the Charter ...
This is all much more serious than simply liturgical archaism or “our traditions”. This is a many-kilometer barrier between modern man and the Living Christ. This is a substitute for genuine inner life in Christ with external aesthetics, and 80% of them are not of very high quality (oh, how we like the service of Great Saturday! What are the params! Etc. - especially considering the fact that the params were originally read to fill the time that happened in that moment of baptism, and if no one was baptized, they were not read) ...
These are non-holiday thoughts. A purely personal, of course, do not take to heart. (from)
I used to be a great enthusiast in statutory services and put an equal sign between communion with God and such a service (I do not mean the Sacrament of the Eucharist). But a quarter century of choir singing and reading leads me (thanks be to God!) To other conclusions.
Listen to this. Well this is impossible. To say that it is redundant, "bust" - to say nothing. In fact, this is a substitute for living life with God by speaking texts, texts, texts ... we read, we sing, we adjust ourselves, that - this is the most important and necessary thing in the Christian life, nothing can be higher, more necessary, more important ... we read, we read, pronounce, recite, chant words, words, words, saints, so-so, tall, mediocre, again tall, again mediocre ... And this applies not only to hymnography. It’s impossible four times to read the same even the Gospel, well, that’s too much, well, let’s shut up already, just think, concentrate in silence ... No, read, read, read, again the gospel passage, and again the same one, and now the same one on the Clock, and now in the integral Gospel on the Vespers, and also on Great Saturday, we will nail the nail with fifteen paremias, and then immediately begin to read the Acts of the Apostles, so as not to remain silent for a second ...
This is me only about statutory services. And also an incomprehensible language (and it’s good that it was incomprehensible, otherwise everything would have been discovered very quickly), as well as all sorts of unintelligible things, such as the concert singing “The Angel is screaming” at the liturgy of Great Saturday and in general all this performance with the Resurrection icon and dressing up, which there is no trace in the Charter ...
This is all much more serious than simply liturgical archaism or “our traditions”. This is a many-kilometer barrier between modern man and the Living Christ. This is a substitute for genuine inner life in Christ with external aesthetics, and 80% of them are not of very high quality (oh, how we like the service of Great Saturday! What are the params! Etc. - especially considering the fact that the params were originally read to fill the time that happened in that moment of baptism, and if no one was baptized, they were not read) ...
These are non-holiday thoughts. A purely personal, of course, do not take to heart. (from)
У записи 22 лайков,
0 репостов,
1043 просмотров.
0 репостов,
1043 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Рогожкин