Это был лихой октябрь 1942 года - мы...

Это был лихой октябрь 1942 года - мы жгли сталинградские нефтебаки как могли. Удивительно противоречивый фильм. С множеством положительных моментов, но и с кучей не очень радостных нюансов. Начало фильма - одна из лучших боевых сцен в отечественном военном кино. Одна из лучших рукопашных под подобающую музыку Анджело Бадаламенти. Эту рукопашную даже чрезмерное слоу-мо не портит. Советские солдаты - не пушечное мясо, не трусы, а профессионалы, старающиеся выполнить приказ во что бы то ни стало. В дело идет все: ножи, гранаты, лопатки и стрельба на рикошетах. Веришь, что перед тобой, действительно, разведгруппа. Психологически самым прописанным оказался немецкий капитан со своими личными метаниями и профессиональным недоумением от упорства русских. Остальные раскрыты меньше и хуже, но очень помогает закадровый текст, описывающий персонажей. Очень даже в духе советского кино. Вообще получилось странное соединение американизированной и очень качественной визуальной составляющей и, хоть не до конца развернутого, советского лиризма. Этому способствовали и замечательные декорации с разрушенным советским бытом и текст за кадром и главная героиня, не плохо справившаяся со своею ролью. Но, увы, прописанность персонажей уступает визуальности. Получился отличный красивый комикс, обыгрывающий устоявшийся народный миф (в хорошем смысле) о Сталинграде и пытающийся раскрыть его средствами блокбастеров последних лет. Актеры в общем неплохо справляются, но иногда переигрывают. Фильм наполнен множеством штампов, но показывает и много нетривиальных ходов. Местами качественное следование историческому материалу, а местами косяк на косяке. Удивительно противоречивый, местами очень красивый фильм, который стоит посмотреть и посмотреть именно в кинотеатре.
It was a dashing October 1942 - we burned the Stalingrad oil tanks as we could. Amazingly controversial film. With many positive aspects, but also with a bunch of not very joyful nuances. The beginning of the film is one of the best fighting scenes in the domestic war cinema. One of the best melee to the appropriate music of Angelo Badalamenti. This melee, even excessive slow-mo does not spoil. Soviet soldiers are not cannon fodder, not cowards, but professionals who are trying to fulfill the order at all costs. Everything goes into business: knives, grenades, shoulder blades and ricocheting. You believe that in front of you is really a reconnaissance group. Psychologically, the German captain turned out to be the most registered with his personal throwings and professional perplexity from the persistence of the Russians. The rest are revealed less and worse, but the voice-over text describing the characters helps a lot. Very much in the spirit of Soviet cinema. In general, a strange combination of an Americanized and very high-quality visual component and, at least not fully developed, Soviet lyricism turned out. This was facilitated by the wonderful scenery with ruined Soviet life and the text behind the scenes and the main character, who did not cope badly with her role. But, alas, the prescription of the characters is inferior to the visual. It turned out to be an excellent beautiful comic strip, beating the established popular myth (in a good sense) about Stalingrad and trying to reveal it using the blockbusters of recent years. Actors generally do pretty well, but sometimes replay. The film is filled with many stamps, but it also shows many non-trivial moves. In some places, high-quality adherence to historical material, and in some places a jamb on a jamb. A surprisingly controversial, sometimes very beautiful film, which is worth watching and watching in the cinema.
У записи 8 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Константин Макаров

Понравилось следующим людям