"Волынь" или несвоевременный фильм о незабытом зверстве.
"Народ! Знай! Москва, Польша, мадьяры, жидова – это твои враги. Уничтожай их!
Знай! Твое руководство – это Провод украинских националистов, это ОУН.
Твой вождь – Степан Бандера".
Обращение руководителя ОУН(Б) на Западной Украине Ивана Климова, распространенное в июле 1941 г.
"Кресов убили дважды, один раз ударами топоров, второй - замалчиванием. И вторая смерть хуже первой"
Ян Залесский.
Наконец-то посмотрел вышедший в прошлом году и уже наделавший немало шума польский фильм о волынской резне в 1943 году. Советовать его к просмотру не буду, но скажу, что это важное и абсолютно неожиданное киновысказывание на одно из самых мрачных событий Второй мировой. Простой, с одной стороны, фильм, а с другой - очень сложный. Сложный потому, что он о глубинной польской боли. Самый жестокий польский фильм, который я вообще смотрел. До уровня советского "Иди и смотри" он не дотягивает, но показанное все равно лично меня, читавшего и смотревшего многое про разные зверства-геноциды, местами слегка шокировало. Это именно польский взгляд на волынскую резню, интересный многими деталями и интересными ударениями. И очень характерно, что от этого взгляда у украинских националистов, считающих себя продолжателями дела Бандеры и Шухевича, неслабо так "бомбануло". После этого фильма клич "- Слава Україні! -Героям слава!" уже воспринимается не так абстрактно и бесстрастно.
1. Исторический фон вкратце.
Тесные, но далеко не самые дружественные, взаимоотношения поляков и украинцев уходят своими корнями во времена казацких восстаний, погромов и прежде всего Хмельничины. Взаимная "дружба" обострилась в 1918 году, когда после окончания Первой мировой и развала Российской империи оба народа начали активно строить свои государства. Украинский проект был задавлен войсками Пилсудского вкупе с отрядами Красной армии, и украинские радикалы затаили обиду на "братьев". Чтобы создать свою державу, решили они, нужно уничтожить влияние как поляков, так и русских. Необязательно речь шла именно об уничтожении, но об изгнании точно. Заодно нужно было разобраться с евреями. Стоит отметить, что "украинский вопрос" был одной из главных проблем в строительстве антисоветского союза между Берлином и Варшавой. Нацисты готовы были до известных пределов поддержать оуновцев, но поляки естественно были против такой поддержки. При этом проводилась активная полонизация Волыни, православные храмы закрывались, украинцы не допускались на административные посты. Для многих поляков украинцы были людьми второго сорта. "Звездный час" для сторонников Бандеры и Мельника пробил с началом Второй мировой войны. Сначала была сокрушена ненавистная власть Варшавы, а затем в 41 году настал час "кацапов" и евреев. Украинская полиция активно участвовала в Холокосте и убийстве советских активистов, затем было решено окончательно разобраться с поляками - выселить или уничтожить их. Надо признать, что польские активисты еще до волынской резни также убивали украинцев, насилие было обоюдно жестоким. Но масштабы того, что бандеровцы устроили весной и летом 1943 года просто монструозны.
2. НКВД и немцы.
Да! Без перегибов по теме "кровавой гэбни", имхо, не обошлось. Я не сталинист и ни разу и не поклонник репрессивных практик НКВД, но сцена с наказанием за кражу ящика чекисткой водки считаю чистым сюром. Ну и советская учительница слегка инфернальна. В остальном все более менее терпимо по сравнению с фильмом "Катынь". Советские бойцы опрятные и не грязные. Характерна радость сельских евреев на их приход. Советизация и депортация кулаков показаны, но слов из песни не выкинешь. Было, помним. Мила сцена встречи связника польской Армии Крайовой с советским партизанским патрулем ("Тебе повезло, что мы не хохлы, дай поесть и мы тебя отпустим"). Кстати, железные кресты на портупее советского партизана очень колоритны. В целом, советов, не очень много - главное перетерпеть повествование до лета 41 года. Жестокость немцев показана прежде всего в сценах уничтожения евреев с посильной помощью украинской полиции. Глаз режут нечастые, но косяки в униформе советских и немецких солдат. Пустяк, но отвлекает. Один из явных минусов фильма, имхо, не очень показаны репрессии нацистов по отношению к польскому населению и коллабарация представителей последнего. Но это все-так издержки польского взгляда. Главное зло здесь все-таки не пришлые тоталитарные режимы, с которыми при желании еще можно договориться. Главное зло здесь - свои же беспощадные соседи, взявшиеся за топоры.
3. Волынская резня топором.
Сам фильм посвящен судьбе нескольких польских сельских семей на фоне войны, и прежде всего главной героине - молодой польке Зосе. Повествование начинается летом 1939 года с разудалой свадьбы украинского парубка и польской девушки. Любовная линия и мелодраматические нотки есть, но они уходят на второй план к середине фильма. Уже в начале показаны обида украинцев на поляков: эмиссар ОУН из Львова агитирует среди крестьян и даже поднимает тост за Гитлера. Можно сказать, что создатели фильма не идеализируют взаимоотношения двух народов и уж точно не оправдывают польскую сторону. Фильм проводит четкую границу между украинцами и бандеровцами, при этом камня на камне не оставляет от радикалов из ОУН и их пособников. Жестокость и человеконенавистничество националистов показаны очень ярко и натуралистично. Сожженные деревни и люди, пытки, призывы к убийству. Воистину - чад кутежа во мраке ада. Среди всеобщего зверства Зося и ее сын пытаются элементарно выжить. Эта волынская одиссея польской девушки очень напомнила скитания Флёры из "Иди и смотри" и Франца с Полиной из недавнего российского фильма (https://www.kinopoisk.ru/film/271709/). Они, как и Зося, в эти самые дни лета 43 года скитались по белорусским лесам, пытаясь спастись в эпицентре эсэсовских акций. Один из многих выразительных моментов - испуганная героиня, увидевшая оуновцев, готовых ее убить, фактически была спасена проходившей колонной вермахта, внутрь которой она, к молчаливому удивлению и согласию немцев, прошла. В фильме показаны реальные эпизоды резни - по-средневековому жестокое убийство поэта и эмиссара Армии Крайовой подпоручика Зигмунта Румеля, убийство поляков в костелах и освящение кос и топоров с призывом священника убивать поляков. Показаны и ответные зверства поляков, убийство ими не только украинцев, но и польских членов их семей. Особый акцент делается на том, что зверства творят соседи, с которыми еще вчера можно было вполне мирно уживаться. В целом тональность у фильма гуманистическая и примирительная, не смотря и тем более на все показанные ужасы. Его нельзя назвать ни пропольским, ни антиукраинским. Хотя у сторонников украинского радикального национализма конечно же иной взгляд.
"Народ! Знай! Москва, Польша, мадьяры, жидова – это твои враги. Уничтожай их!
Знай! Твое руководство – это Провод украинских националистов, это ОУН.
Твой вождь – Степан Бандера".
Обращение руководителя ОУН(Б) на Западной Украине Ивана Климова, распространенное в июле 1941 г.
"Кресов убили дважды, один раз ударами топоров, второй - замалчиванием. И вторая смерть хуже первой"
Ян Залесский.
Наконец-то посмотрел вышедший в прошлом году и уже наделавший немало шума польский фильм о волынской резне в 1943 году. Советовать его к просмотру не буду, но скажу, что это важное и абсолютно неожиданное киновысказывание на одно из самых мрачных событий Второй мировой. Простой, с одной стороны, фильм, а с другой - очень сложный. Сложный потому, что он о глубинной польской боли. Самый жестокий польский фильм, который я вообще смотрел. До уровня советского "Иди и смотри" он не дотягивает, но показанное все равно лично меня, читавшего и смотревшего многое про разные зверства-геноциды, местами слегка шокировало. Это именно польский взгляд на волынскую резню, интересный многими деталями и интересными ударениями. И очень характерно, что от этого взгляда у украинских националистов, считающих себя продолжателями дела Бандеры и Шухевича, неслабо так "бомбануло". После этого фильма клич "- Слава Україні! -Героям слава!" уже воспринимается не так абстрактно и бесстрастно.
1. Исторический фон вкратце.
Тесные, но далеко не самые дружественные, взаимоотношения поляков и украинцев уходят своими корнями во времена казацких восстаний, погромов и прежде всего Хмельничины. Взаимная "дружба" обострилась в 1918 году, когда после окончания Первой мировой и развала Российской империи оба народа начали активно строить свои государства. Украинский проект был задавлен войсками Пилсудского вкупе с отрядами Красной армии, и украинские радикалы затаили обиду на "братьев". Чтобы создать свою державу, решили они, нужно уничтожить влияние как поляков, так и русских. Необязательно речь шла именно об уничтожении, но об изгнании точно. Заодно нужно было разобраться с евреями. Стоит отметить, что "украинский вопрос" был одной из главных проблем в строительстве антисоветского союза между Берлином и Варшавой. Нацисты готовы были до известных пределов поддержать оуновцев, но поляки естественно были против такой поддержки. При этом проводилась активная полонизация Волыни, православные храмы закрывались, украинцы не допускались на административные посты. Для многих поляков украинцы были людьми второго сорта. "Звездный час" для сторонников Бандеры и Мельника пробил с началом Второй мировой войны. Сначала была сокрушена ненавистная власть Варшавы, а затем в 41 году настал час "кацапов" и евреев. Украинская полиция активно участвовала в Холокосте и убийстве советских активистов, затем было решено окончательно разобраться с поляками - выселить или уничтожить их. Надо признать, что польские активисты еще до волынской резни также убивали украинцев, насилие было обоюдно жестоким. Но масштабы того, что бандеровцы устроили весной и летом 1943 года просто монструозны.
2. НКВД и немцы.
Да! Без перегибов по теме "кровавой гэбни", имхо, не обошлось. Я не сталинист и ни разу и не поклонник репрессивных практик НКВД, но сцена с наказанием за кражу ящика чекисткой водки считаю чистым сюром. Ну и советская учительница слегка инфернальна. В остальном все более менее терпимо по сравнению с фильмом "Катынь". Советские бойцы опрятные и не грязные. Характерна радость сельских евреев на их приход. Советизация и депортация кулаков показаны, но слов из песни не выкинешь. Было, помним. Мила сцена встречи связника польской Армии Крайовой с советским партизанским патрулем ("Тебе повезло, что мы не хохлы, дай поесть и мы тебя отпустим"). Кстати, железные кресты на портупее советского партизана очень колоритны. В целом, советов, не очень много - главное перетерпеть повествование до лета 41 года. Жестокость немцев показана прежде всего в сценах уничтожения евреев с посильной помощью украинской полиции. Глаз режут нечастые, но косяки в униформе советских и немецких солдат. Пустяк, но отвлекает. Один из явных минусов фильма, имхо, не очень показаны репрессии нацистов по отношению к польскому населению и коллабарация представителей последнего. Но это все-так издержки польского взгляда. Главное зло здесь все-таки не пришлые тоталитарные режимы, с которыми при желании еще можно договориться. Главное зло здесь - свои же беспощадные соседи, взявшиеся за топоры.
3. Волынская резня топором.
Сам фильм посвящен судьбе нескольких польских сельских семей на фоне войны, и прежде всего главной героине - молодой польке Зосе. Повествование начинается летом 1939 года с разудалой свадьбы украинского парубка и польской девушки. Любовная линия и мелодраматические нотки есть, но они уходят на второй план к середине фильма. Уже в начале показаны обида украинцев на поляков: эмиссар ОУН из Львова агитирует среди крестьян и даже поднимает тост за Гитлера. Можно сказать, что создатели фильма не идеализируют взаимоотношения двух народов и уж точно не оправдывают польскую сторону. Фильм проводит четкую границу между украинцами и бандеровцами, при этом камня на камне не оставляет от радикалов из ОУН и их пособников. Жестокость и человеконенавистничество националистов показаны очень ярко и натуралистично. Сожженные деревни и люди, пытки, призывы к убийству. Воистину - чад кутежа во мраке ада. Среди всеобщего зверства Зося и ее сын пытаются элементарно выжить. Эта волынская одиссея польской девушки очень напомнила скитания Флёры из "Иди и смотри" и Франца с Полиной из недавнего российского фильма (https://www.kinopoisk.ru/film/271709/). Они, как и Зося, в эти самые дни лета 43 года скитались по белорусским лесам, пытаясь спастись в эпицентре эсэсовских акций. Один из многих выразительных моментов - испуганная героиня, увидевшая оуновцев, готовых ее убить, фактически была спасена проходившей колонной вермахта, внутрь которой она, к молчаливому удивлению и согласию немцев, прошла. В фильме показаны реальные эпизоды резни - по-средневековому жестокое убийство поэта и эмиссара Армии Крайовой подпоручика Зигмунта Румеля, убийство поляков в костелах и освящение кос и топоров с призывом священника убивать поляков. Показаны и ответные зверства поляков, убийство ими не только украинцев, но и польских членов их семей. Особый акцент делается на том, что зверства творят соседи, с которыми еще вчера можно было вполне мирно уживаться. В целом тональность у фильма гуманистическая и примирительная, не смотря и тем более на все показанные ужасы. Его нельзя назвать ни пропольским, ни антиукраинским. Хотя у сторонников украинского радикального национализма конечно же иной взгляд.
"Volhynia" or an untimely film about unforgettable atrocities.
"People! Know! Moscow, Poland, Magyars, Jews - these are your enemies. Destroy them!
Know! Your leadership is the Wire of Ukrainian Nationalists, this is the OUN.
Your leader is Stepan Bandera. "
The appeal of the head of OUN (B) in Western Ukraine Ivan Klimov, circulated in July 1941
“Kresy was killed twice, once by blows of axes, the second by silence. And the second death is worse than the first”
Jan Zalessky.
Finally, the Polish film about the Volyn massacre in 1943, which was released last year and already made a lot of noise, finally watched. I will not advise him for viewing, but I will say that this is an important and absolutely unexpected film statement to one of the darkest events of the Second World War. A simple film, on the one hand, and very complex on the other. Complex because it is about deep Polish pain. The most brutal Polish movie I've ever watched. He does not reach the level of the Soviet "Go and See", but it was still shown to me personally, who read and watched a lot about different genocide atrocities, in some places a little shocked. This is precisely the Polish view of the Volyn massacre, interesting in many details and interesting accents. And it is very characteristic that this view of the Ukrainian nationalists, who consider themselves the successors of the case of Bandera and Shukhevych, was not so weakly "bombed." After this film, the cry "- Glory to Ukraine! -Heroes glory!" already perceived not so abstractly and impassively.
1. The historical background in a nutshell.
The close, but far from the most friendly, relations between Poles and Ukrainians are rooted in the time of Cossack uprisings, pogroms and, above all, Khmelnitsky. Mutual “friendship” escalated in 1918 when, after the end of the First World War and the collapse of the Russian Empire, both peoples began to actively build their states. The Ukrainian project was crushed by Pilsudski’s troops, coupled with Red Army detachments, and Ukrainian radicals harbored resentment against the “brothers.” To create their own power, they decided, it was necessary to destroy the influence of both Poles and Russians. Not necessarily, it was about destruction, but about exile for sure. At the same time, it was necessary to deal with the Jews. It is worth noting that the "Ukrainian question" was one of the main problems in the construction of an anti-Soviet union between Berlin and Warsaw. The Nazis were ready to support the OUN members to a certain extent, but the Poles naturally opposed such support. At the same time, active polonization of Volhynia was carried out, Orthodox churches were closed, Ukrainians were not allowed to administrative posts. For many Poles, Ukrainians were second-class people. The "Star Hour" for supporters of Bandera and Miller struck with the outbreak of World War II. First, the hated power of Warsaw was crushed, and then in 41 the time came for the “Katsap” and the Jews. Ukrainian police actively participated in the Holocaust and the killing of Soviet activists, then it was decided to finally deal with the Poles - to evict or destroy them. It must be admitted that even before the Volyn massacre, Polish activists also killed Ukrainians, the violence was mutually brutal. But the scale of what Bandera arranged in the spring and summer of 1943 is simply monstrous.
2. The NKVD and the Germans.
Yes! Without excesses on the topic of "bloody gebni", IMHO, it could not do. I am not a Stalinist and I have never been a fan of the repressive practices of the NKVD, but I consider the scene with the punishment for the theft of a box of Chekist vodka to be pure shame. Well, the Soviet teacher is slightly infernal. Otherwise, everything is more or less tolerant compared to the film "Katyn". Soviet soldiers are neat and not dirty. The joy of rural Jews on their arrival is characteristic. Sovetization and deportation of fists are shown, but words cannot be ejected from a song. It was, remember. There is a nice scene of a meeting of a liaison officer of the Polish Army of Craiova with a Soviet partisan patrol (“You are lucky that we are not Ukrainians, give me some food and we will let you go”). By the way, the iron crosses on the belt of the Soviet partisan are very colorful. In general, there are not very many tips - the main thing is to endure the story until the summer of 41. The cruelty of the Germans is shown primarily in scenes of the extermination of Jews with the help of the Ukrainian police. Infrequent, but shoals in the uniform of Soviet and German soldiers cut their eyes. A trifle, but distracting. One of the obvious disadvantages of the film, IMHO, is not very shown the repression of the Nazis against the Polish population and the collaboration of the latter. But this is all the cost of the Polish view. The main evil here is still not the newcomer totalitarian regimes, with which you can still come to an agreement if you wish. The main evil here is their own merciless neighbors, who took up the axes.
3. Volyn massacre with an ax.
The film itself is dedicated to the fate of several Polish rural families against the backdrop of the war, and above all the main character - the young Polish Zose. The story begins in the summer of 1939 with a bustling wedding of a Ukrainian couple and a Polish girl. There is a love line and melodramatic notes, but they fade into the background by the middle of the film. Already at the beginning, the resentment of Ukrainians against the Poles is shown: the emissary of the OUN from Lviv campaigns among the peasants and even raises a toast
"People! Know! Moscow, Poland, Magyars, Jews - these are your enemies. Destroy them!
Know! Your leadership is the Wire of Ukrainian Nationalists, this is the OUN.
Your leader is Stepan Bandera. "
The appeal of the head of OUN (B) in Western Ukraine Ivan Klimov, circulated in July 1941
“Kresy was killed twice, once by blows of axes, the second by silence. And the second death is worse than the first”
Jan Zalessky.
Finally, the Polish film about the Volyn massacre in 1943, which was released last year and already made a lot of noise, finally watched. I will not advise him for viewing, but I will say that this is an important and absolutely unexpected film statement to one of the darkest events of the Second World War. A simple film, on the one hand, and very complex on the other. Complex because it is about deep Polish pain. The most brutal Polish movie I've ever watched. He does not reach the level of the Soviet "Go and See", but it was still shown to me personally, who read and watched a lot about different genocide atrocities, in some places a little shocked. This is precisely the Polish view of the Volyn massacre, interesting in many details and interesting accents. And it is very characteristic that this view of the Ukrainian nationalists, who consider themselves the successors of the case of Bandera and Shukhevych, was not so weakly "bombed." After this film, the cry "- Glory to Ukraine! -Heroes glory!" already perceived not so abstractly and impassively.
1. The historical background in a nutshell.
The close, but far from the most friendly, relations between Poles and Ukrainians are rooted in the time of Cossack uprisings, pogroms and, above all, Khmelnitsky. Mutual “friendship” escalated in 1918 when, after the end of the First World War and the collapse of the Russian Empire, both peoples began to actively build their states. The Ukrainian project was crushed by Pilsudski’s troops, coupled with Red Army detachments, and Ukrainian radicals harbored resentment against the “brothers.” To create their own power, they decided, it was necessary to destroy the influence of both Poles and Russians. Not necessarily, it was about destruction, but about exile for sure. At the same time, it was necessary to deal with the Jews. It is worth noting that the "Ukrainian question" was one of the main problems in the construction of an anti-Soviet union between Berlin and Warsaw. The Nazis were ready to support the OUN members to a certain extent, but the Poles naturally opposed such support. At the same time, active polonization of Volhynia was carried out, Orthodox churches were closed, Ukrainians were not allowed to administrative posts. For many Poles, Ukrainians were second-class people. The "Star Hour" for supporters of Bandera and Miller struck with the outbreak of World War II. First, the hated power of Warsaw was crushed, and then in 41 the time came for the “Katsap” and the Jews. Ukrainian police actively participated in the Holocaust and the killing of Soviet activists, then it was decided to finally deal with the Poles - to evict or destroy them. It must be admitted that even before the Volyn massacre, Polish activists also killed Ukrainians, the violence was mutually brutal. But the scale of what Bandera arranged in the spring and summer of 1943 is simply monstrous.
2. The NKVD and the Germans.
Yes! Without excesses on the topic of "bloody gebni", IMHO, it could not do. I am not a Stalinist and I have never been a fan of the repressive practices of the NKVD, but I consider the scene with the punishment for the theft of a box of Chekist vodka to be pure shame. Well, the Soviet teacher is slightly infernal. Otherwise, everything is more or less tolerant compared to the film "Katyn". Soviet soldiers are neat and not dirty. The joy of rural Jews on their arrival is characteristic. Sovetization and deportation of fists are shown, but words cannot be ejected from a song. It was, remember. There is a nice scene of a meeting of a liaison officer of the Polish Army of Craiova with a Soviet partisan patrol (“You are lucky that we are not Ukrainians, give me some food and we will let you go”). By the way, the iron crosses on the belt of the Soviet partisan are very colorful. In general, there are not very many tips - the main thing is to endure the story until the summer of 41. The cruelty of the Germans is shown primarily in scenes of the extermination of Jews with the help of the Ukrainian police. Infrequent, but shoals in the uniform of Soviet and German soldiers cut their eyes. A trifle, but distracting. One of the obvious disadvantages of the film, IMHO, is not very shown the repression of the Nazis against the Polish population and the collaboration of the latter. But this is all the cost of the Polish view. The main evil here is still not the newcomer totalitarian regimes, with which you can still come to an agreement if you wish. The main evil here is their own merciless neighbors, who took up the axes.
3. Volyn massacre with an ax.
The film itself is dedicated to the fate of several Polish rural families against the backdrop of the war, and above all the main character - the young Polish Zose. The story begins in the summer of 1939 with a bustling wedding of a Ukrainian couple and a Polish girl. There is a love line and melodramatic notes, but they fade into the background by the middle of the film. Already at the beginning, the resentment of Ukrainians against the Poles is shown: the emissary of the OUN from Lviv campaigns among the peasants and even raises a toast
У записи 16 лайков,
0 репостов,
502 просмотров.
0 репостов,
502 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Константин Макаров