[id1549625|Александр Пелевин] "Четверо"
Пожалуй, со времен "Облачного атласа" Дэвида Митчелла не читал настолько сложного и хитроумного по композиции и общей сложносоставной атмосфере романа. "Атлас" более масштабный и разнообразный по жанрам роман опытного автора, но родство двух книг чувствуется. У Пелевина межжанровость воплотилась в соединении трех историй, скрепленных общей идеей, отсылками к различным произведениям и прежде всего к русской стихотворной классике - произведениям Гумилева, Введенского и Поплавского. Роман наполнен различными деталями, вплетенными в модернистский контекст постмодерными хохмами и реверансами. Дэвид Боуи в начале очень позабавил (реально "ну и как тебе такое, Илон Маск"?). Насыщенное деталями, написанными с фантазией, повествование очень динамично и кинематографично. Пелевин, как и в предыдущем романе "Калинова яма" твердо завлекает читателя в сюжет, не дает ему заскучать. Прелюдия и знакомство с героями, с 100 страницы начинается эпик, а потом все погружается (иногда в прямом смысле) в хтонь и фантастический триллер (было местами страшно), а сами истории переплетаются и начинают действовать в единой рифме. Не оторваться. При этом динамизм и кинематографичность имеют и обратную сторону. Пелевин не особо подробно расписывает внутренний мир персонажей (но их мысли раскрываются) и описание окружающего контекста. Герои и обстановка не картонные, но чувствуется при чтении, что чего-то не хватает. Может, психологической глубины. Некоторые диалоги слишком литературны и искусственны. Но это мелкие придирки - автор явно не собирался писать классический роман-кирпич.
Вкратце об историях и моих впечатлениях.
1) Милицейский советский детектив, соединенный с "Твин Пиксом" (ну и может немного "Настоящего детектива"). Следователь УгРо из Ленинграда в крымском приморском городке (реальном, но с немного измененным названием) ищет серийного маньяка осенью 1938 года. Тут сразу надо сказать... 1938 год в книге какой-то не 38, имхо! И в данном случае я не хочу спорить о причинах массовых репрессий эпохи "Большого террора", о заслуженности или нет арестов... я именно об атмосфере этого переломного времени, конечно же, влиявшего на настроения работников органов и простых граждан, их мысли и даже страхи (страхов в романе немало). Тем более, что следователь встречает на своем пути "возвращенцев", скрывшихся белогвардейцев и прочих социально опасных граждан, ведет подчас очень острые разговоры с крымскими милиционерами. И хотя в конце романа тема чекисткого всевластья и произвола будет показана прямо, но в целом нет ощущения, что все это происходит в тревожное, очень изменчивое время, когда шпиономания захлестнула общество и очень многие люди не могли быть уверены в ближнем своем... Герои романа так могли действовать скорее в более спокойные годы, например, в 35 или 40 году. Но в целом это частная критика. Герои симпатичные, повороты сюжета неожиданны. Отдельно доставил провидческий сон милиционера о предстоящей войне.
2) Научная олдскульная фантастика об исследовании далекой планеты в будущем. Тема подвига, одиночества в космосе, преодоления страха перед неизвестностью иного мира. Доступно, но в деталях описаны технические моменты и планета. Тут конечно же "2001: космическая одиссея", "Солярис" и немного "Интерстеллар" (саунд Циммера крутился в голове в течение всего чтения). Надо сразу сказать спасибо Саше - он заставил меня наконец посмотреть кубриковскую "Космическую одиссею". Подсознательно понял, что не посмотрев, не смогу до конца "вкурить" атмосферу... через 50 страниц после этого осознания "2001" реально был упомянут героями. Впрочем, отсылок к "Солярису" тут больше. Отдельно понравился космический компьютер "Аврора" (что-то среднее между кубриковским HAL 9000 и нолановским Тарсом). И главное - я не припомню со времен Кира Булычева и братьев Стругацких серьезных (макулатуру про попаданцев не берем) сциентических произведений о космонавтах и познании неизведанного. Но может я ошибаюсь - есть же творчество Лукьяненко еще.
3) Повесть о современных петербуржцах - психиатре Бехтеровки и его пациенте, слышащем голос девушки из гибнущей цивилизации... Приметы времени тут точны и всем нам легко узнаваемы... Питерские реалии, Украина, рок, рэп... когда повествование дошло до НГ 2018 я легко вспомнил, что делал в ту ночь. Учитывая происходящее на страницах, ощущение было жутковатое. К слову о рэпе... "Четверо", наверное первый роман где упомянуты Оксимирон и Хаски, а также процитированы их песни. У Лукьяненко в Дозорах был Наутилус, у Пелевина - Горгород и Пуля-дура. Но иногда нелогичность персонажа выбивала - кто ж после тяжелого трудового дня решится пойти пешком в декабре по проспекту Обуховской обороны, да и появившийся потом таксист какой-то клишированный, но типаж вполне узнаваемый.
Сегодня дочитал концовку. Надо через пару дней снова перечитать. С первого раза не весь пазл собрался. А так талантливое, но не без изъянов произведение молодого начинающего автора с узнаваемой фамилией. Александру реально, как писал один из рецензентов, надо больше погрузится в 30-ые и написать крутой детектив. Погрузившись с головой в детали и повседневность эпохи, добавлю я.
P.S. "Калинову яму" также яростно рекомендую.
Пожалуй, со времен "Облачного атласа" Дэвида Митчелла не читал настолько сложного и хитроумного по композиции и общей сложносоставной атмосфере романа. "Атлас" более масштабный и разнообразный по жанрам роман опытного автора, но родство двух книг чувствуется. У Пелевина межжанровость воплотилась в соединении трех историй, скрепленных общей идеей, отсылками к различным произведениям и прежде всего к русской стихотворной классике - произведениям Гумилева, Введенского и Поплавского. Роман наполнен различными деталями, вплетенными в модернистский контекст постмодерными хохмами и реверансами. Дэвид Боуи в начале очень позабавил (реально "ну и как тебе такое, Илон Маск"?). Насыщенное деталями, написанными с фантазией, повествование очень динамично и кинематографично. Пелевин, как и в предыдущем романе "Калинова яма" твердо завлекает читателя в сюжет, не дает ему заскучать. Прелюдия и знакомство с героями, с 100 страницы начинается эпик, а потом все погружается (иногда в прямом смысле) в хтонь и фантастический триллер (было местами страшно), а сами истории переплетаются и начинают действовать в единой рифме. Не оторваться. При этом динамизм и кинематографичность имеют и обратную сторону. Пелевин не особо подробно расписывает внутренний мир персонажей (но их мысли раскрываются) и описание окружающего контекста. Герои и обстановка не картонные, но чувствуется при чтении, что чего-то не хватает. Может, психологической глубины. Некоторые диалоги слишком литературны и искусственны. Но это мелкие придирки - автор явно не собирался писать классический роман-кирпич.
Вкратце об историях и моих впечатлениях.
1) Милицейский советский детектив, соединенный с "Твин Пиксом" (ну и может немного "Настоящего детектива"). Следователь УгРо из Ленинграда в крымском приморском городке (реальном, но с немного измененным названием) ищет серийного маньяка осенью 1938 года. Тут сразу надо сказать... 1938 год в книге какой-то не 38, имхо! И в данном случае я не хочу спорить о причинах массовых репрессий эпохи "Большого террора", о заслуженности или нет арестов... я именно об атмосфере этого переломного времени, конечно же, влиявшего на настроения работников органов и простых граждан, их мысли и даже страхи (страхов в романе немало). Тем более, что следователь встречает на своем пути "возвращенцев", скрывшихся белогвардейцев и прочих социально опасных граждан, ведет подчас очень острые разговоры с крымскими милиционерами. И хотя в конце романа тема чекисткого всевластья и произвола будет показана прямо, но в целом нет ощущения, что все это происходит в тревожное, очень изменчивое время, когда шпиономания захлестнула общество и очень многие люди не могли быть уверены в ближнем своем... Герои романа так могли действовать скорее в более спокойные годы, например, в 35 или 40 году. Но в целом это частная критика. Герои симпатичные, повороты сюжета неожиданны. Отдельно доставил провидческий сон милиционера о предстоящей войне.
2) Научная олдскульная фантастика об исследовании далекой планеты в будущем. Тема подвига, одиночества в космосе, преодоления страха перед неизвестностью иного мира. Доступно, но в деталях описаны технические моменты и планета. Тут конечно же "2001: космическая одиссея", "Солярис" и немного "Интерстеллар" (саунд Циммера крутился в голове в течение всего чтения). Надо сразу сказать спасибо Саше - он заставил меня наконец посмотреть кубриковскую "Космическую одиссею". Подсознательно понял, что не посмотрев, не смогу до конца "вкурить" атмосферу... через 50 страниц после этого осознания "2001" реально был упомянут героями. Впрочем, отсылок к "Солярису" тут больше. Отдельно понравился космический компьютер "Аврора" (что-то среднее между кубриковским HAL 9000 и нолановским Тарсом). И главное - я не припомню со времен Кира Булычева и братьев Стругацких серьезных (макулатуру про попаданцев не берем) сциентических произведений о космонавтах и познании неизведанного. Но может я ошибаюсь - есть же творчество Лукьяненко еще.
3) Повесть о современных петербуржцах - психиатре Бехтеровки и его пациенте, слышащем голос девушки из гибнущей цивилизации... Приметы времени тут точны и всем нам легко узнаваемы... Питерские реалии, Украина, рок, рэп... когда повествование дошло до НГ 2018 я легко вспомнил, что делал в ту ночь. Учитывая происходящее на страницах, ощущение было жутковатое. К слову о рэпе... "Четверо", наверное первый роман где упомянуты Оксимирон и Хаски, а также процитированы их песни. У Лукьяненко в Дозорах был Наутилус, у Пелевина - Горгород и Пуля-дура. Но иногда нелогичность персонажа выбивала - кто ж после тяжелого трудового дня решится пойти пешком в декабре по проспекту Обуховской обороны, да и появившийся потом таксист какой-то клишированный, но типаж вполне узнаваемый.
Сегодня дочитал концовку. Надо через пару дней снова перечитать. С первого раза не весь пазл собрался. А так талантливое, но не без изъянов произведение молодого начинающего автора с узнаваемой фамилией. Александру реально, как писал один из рецензентов, надо больше погрузится в 30-ые и написать крутой детектив. Погрузившись с головой в детали и повседневность эпохи, добавлю я.
P.S. "Калинову яму" также яростно рекомендую.
[id1549625 | Alexander Pelevin] "Four"
Perhaps, since the time of Cloud Atlas, David Mitchell has not read a novel so complex and cunning in composition and general complex atmosphere. Atlas is a larger and more diverse novel by an experienced author, but the relationship between the two books is felt. In Pelevin, intergenre was embodied in the combination of three stories, held together by a common idea, with references to various works and, above all, to Russian poetic classics - the works of Gumilyov, Vvedensky and Poplavsky. The novel is filled with various details woven into the modernist context by postmodern jokes and curtsies. David Bowie at the beginning was very amused (really "so how do you like it, Elon Musk"?). Saturated with details written with fantasy, the narrative is very dynamic and cinematic. Pelevin, as in the previous novel Kalinov Pit, firmly lures the reader into the plot, does not let him get bored. A prelude and acquaintance with the heroes, an epic begins on page 100, and then everything plunges (sometimes in the literal sense) into a fantasy and a thriller (it was scary in places), and the stories themselves intertwine and begin to act in a single rhyme. Do not come off. At the same time, dynamism and cinematography have a downside. Pelevin does not describe in detail the inner world of the characters (but their thoughts are revealed) and the description of the surrounding context. Heroes and furnishings are not cardboard, but it is felt when reading that something is missing. Maybe psychological depth. Some dialogues are too literary and artificial. But these are petty nitpicking - the author was clearly not going to write a classic brick novel.
Briefly about the stories and my impressions.
1) A Soviet police detective connected to Twin Peaks (well, maybe a little Real Detective). An Ugra investigator from Leningrad in the Crimean coastal town (real, but with a slightly changed name) is looking for a serial maniac in the fall of 1938. Here I must say right away ... 1938 in a book of some kind not 38, IMHO! And in this case, I don’t want to argue about the reasons for the mass repressions of the Great Terror era, about the deserving or not of arrests ... I’m just about the atmosphere of this crucial time, of course, influencing the moods of organ workers and ordinary citizens, their thoughts and even fears (there are many fears in the novel). Moreover, the investigator meets "returnees", hiding White Guards and other socially dangerous citizens on his way, and sometimes conducts very heated conversations with Crimean police officers. And although at the end of the novel the theme of Chekist omnipotence and arbitrariness will be shown directly, on the whole there is no feeling that all this happens in an alarming, very volatile time, when spy mania swept the society and so many people could not be sure of their neighbor ... Heroes novels could act more likely in calmer years, for example, in the year 35 or 40. But overall this is a private criticism. Heroes are cute, plot twists are unexpected. Separately delivered a visionary dream of a policeman about the upcoming war.
2) Old-school science fiction about exploring a distant planet in the future. The theme of heroism, loneliness in space, overcoming fear of the unknown of another world. Affordable, but technical details and the planet are described in detail. Here, of course, “2001: Space Odyssey”, “Solaris” and a little “Interstellar” (Zimmer's sound was spinning in my head during the entire reading). I must immediately say thanks to Sasha - he finally made me see the Kubrick's Space Odyssey. Subconsciously, I realized that without looking, I couldn’t fully "taste" the atmosphere ... 50 pages after this realization, "2001" was really mentioned by the heroes. However, there are more references to Solaris. Separately, I liked the Aurora space computer (something in between the Kubrick HAL 9000 and the Nolan Tars). And most importantly, from the time of Cyrus Bulychev and the Strugatsky brothers, I don’t remember serious (we don’t take waste paper about people who came across) scholarly works about astronauts and knowledge of the unknown. But maybe I'm wrong - there is still Lukyanenko’s work.
3) The story of modern Petersburgers - the psychiatrist Bekhterovka and his patient, who hears the voice of a girl from a dying civilization ... The signs of time are accurate and easily recognizable to all of us ... Petersburg realities, Ukraine, rock, rap ... when the story came to NG 2018, I easily remembered what I was doing that night. Given what was happening on the pages, the feeling was creepy. Speaking of rap ... "Four", probably the first novel where Oksimiron and Husky are mentioned, as well as their songs are quoted. Lukyanenko had Nautilus in the Watches, Pelevin had Gorgorod and Bullet-fool. But sometimes the character’s illogic was knocked out - who, after a hard day's work, decides to go on foot in December along Obukhovskaya Defense Avenue, and then the taxi driver who appeared later is clichéd, but the character is quite recognizable.
Today I finished the ending. It is necessary to re-read in a couple of days. From the first time, not the whole puzzle was assembled. And so talented, but not without flaws, the work of a young aspiring author with a recognizable surname.
Perhaps, since the time of Cloud Atlas, David Mitchell has not read a novel so complex and cunning in composition and general complex atmosphere. Atlas is a larger and more diverse novel by an experienced author, but the relationship between the two books is felt. In Pelevin, intergenre was embodied in the combination of three stories, held together by a common idea, with references to various works and, above all, to Russian poetic classics - the works of Gumilyov, Vvedensky and Poplavsky. The novel is filled with various details woven into the modernist context by postmodern jokes and curtsies. David Bowie at the beginning was very amused (really "so how do you like it, Elon Musk"?). Saturated with details written with fantasy, the narrative is very dynamic and cinematic. Pelevin, as in the previous novel Kalinov Pit, firmly lures the reader into the plot, does not let him get bored. A prelude and acquaintance with the heroes, an epic begins on page 100, and then everything plunges (sometimes in the literal sense) into a fantasy and a thriller (it was scary in places), and the stories themselves intertwine and begin to act in a single rhyme. Do not come off. At the same time, dynamism and cinematography have a downside. Pelevin does not describe in detail the inner world of the characters (but their thoughts are revealed) and the description of the surrounding context. Heroes and furnishings are not cardboard, but it is felt when reading that something is missing. Maybe psychological depth. Some dialogues are too literary and artificial. But these are petty nitpicking - the author was clearly not going to write a classic brick novel.
Briefly about the stories and my impressions.
1) A Soviet police detective connected to Twin Peaks (well, maybe a little Real Detective). An Ugra investigator from Leningrad in the Crimean coastal town (real, but with a slightly changed name) is looking for a serial maniac in the fall of 1938. Here I must say right away ... 1938 in a book of some kind not 38, IMHO! And in this case, I don’t want to argue about the reasons for the mass repressions of the Great Terror era, about the deserving or not of arrests ... I’m just about the atmosphere of this crucial time, of course, influencing the moods of organ workers and ordinary citizens, their thoughts and even fears (there are many fears in the novel). Moreover, the investigator meets "returnees", hiding White Guards and other socially dangerous citizens on his way, and sometimes conducts very heated conversations with Crimean police officers. And although at the end of the novel the theme of Chekist omnipotence and arbitrariness will be shown directly, on the whole there is no feeling that all this happens in an alarming, very volatile time, when spy mania swept the society and so many people could not be sure of their neighbor ... Heroes novels could act more likely in calmer years, for example, in the year 35 or 40. But overall this is a private criticism. Heroes are cute, plot twists are unexpected. Separately delivered a visionary dream of a policeman about the upcoming war.
2) Old-school science fiction about exploring a distant planet in the future. The theme of heroism, loneliness in space, overcoming fear of the unknown of another world. Affordable, but technical details and the planet are described in detail. Here, of course, “2001: Space Odyssey”, “Solaris” and a little “Interstellar” (Zimmer's sound was spinning in my head during the entire reading). I must immediately say thanks to Sasha - he finally made me see the Kubrick's Space Odyssey. Subconsciously, I realized that without looking, I couldn’t fully "taste" the atmosphere ... 50 pages after this realization, "2001" was really mentioned by the heroes. However, there are more references to Solaris. Separately, I liked the Aurora space computer (something in between the Kubrick HAL 9000 and the Nolan Tars). And most importantly, from the time of Cyrus Bulychev and the Strugatsky brothers, I don’t remember serious (we don’t take waste paper about people who came across) scholarly works about astronauts and knowledge of the unknown. But maybe I'm wrong - there is still Lukyanenko’s work.
3) The story of modern Petersburgers - the psychiatrist Bekhterovka and his patient, who hears the voice of a girl from a dying civilization ... The signs of time are accurate and easily recognizable to all of us ... Petersburg realities, Ukraine, rock, rap ... when the story came to NG 2018, I easily remembered what I was doing that night. Given what was happening on the pages, the feeling was creepy. Speaking of rap ... "Four", probably the first novel where Oksimiron and Husky are mentioned, as well as their songs are quoted. Lukyanenko had Nautilus in the Watches, Pelevin had Gorgorod and Bullet-fool. But sometimes the character’s illogic was knocked out - who, after a hard day's work, decides to go on foot in December along Obukhovskaya Defense Avenue, and then the taxi driver who appeared later is clichéd, but the character is quite recognizable.
Today I finished the ending. It is necessary to re-read in a couple of days. From the first time, not the whole puzzle was assembled. And so talented, but not without flaws, the work of a young aspiring author with a recognizable surname.
У записи 47 лайков,
6 репостов,
4507 просмотров.
6 репостов,
4507 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Константин Макаров