Отрывок из книги Источник, Айн Рэнд
- О настоящем самоотречении.
— Об идеале, которого, говорят, не существует?
— Он существует… хотя и не в том виде, как они воображают. Именно этого я не могу понять в людях. В них нет самих себя. Они живут в других. Живут как бы взаймы. Посмотри на Питера Китинга.
— Смотри на него сам. Я его ненавижу.
— Я смотрел на него… на то, что от него осталось… и это позволило мне понять. Он расплачивается, и удивляется, за какие грехи, и объясняет себе, что был слишком эгоистичен. В каком его поступке или мысли проявилось его Я? Какой была его цель в жизни? Величие — в чужих глазах. Слава, восхищение, зависть — всё, что исходит от других. Другие продиктовали ему убеждения, которых он не разделял, и он удовлетворился тем, что другие верят, будто он их разделяет. Его движущей силой и главной заботой были другие. Он не хотел быть великим, лишь бы другие считали его великим. Он не хотел строить — хотел, чтобы им восхищались как строителем. Он заимствовал у других, чтобы произвести впечатление на других. Вот его самоотречение. Он предал своё Я и успокоился. Но его называют эгоистом.
— Большинство людей живёт так же.
— Да! Но разве не это основа всех низких поступков? Не эгоизм, а как раз отсутствие своего Я. Посмотри на них. Кто-то мошенничает и врёт, но сохраняет респектабельный вид. Он знает, что бесчестен, но другие верят, что он честен, и он черпает в этом самоуважение, живёт тем, во что верят другие. Другой пользуется доверием за поступки, которых не совершал. Он-то знает, что он посредственность, но возвышается от сознания, что велик в глазах других. А вот несчастная посредственность, которая проповедует любовь к нижестоящим и тянется к тем, кто ещё более обделён, чтобы утвердиться в своём сравнительном превосходстве. Вот человек, чья единственная цель — делать деньги. Нет, я не вижу ничего дурного в стремлении к деньгам. Но деньги — только средство. Если человек добивается их для личных целей — внести в своё производство, создавать, изучать, трудиться, наслаждаться роскошью — он нравственная личность. Но те, кто ставит деньги на первое место, заходят слишком далеко. Роскоши для себя им мало. Они хотят поразить других — показать, развлечь, удивить, произвести впечатление. Все они довольствуются заёмным. Взгляни на наших так называемых носителей культуры. Лектор, который с важностью изливает заимствованные ничего не значащие, в том числе и для него самого, мыслишки, — и люди, которые слушают в полнейшем безразличии, ведь они пришли лишь для того, чтобы рассказать друзьям, что были на лекции человека с именем. Все они получают жизнь из вторых рук.
Если бы я был Эллсвортом Тухи, я бы сказал: «А не выступаете ли вы здесь против эгоизма, мистер Рорк? Разве все они не действуют из эгоистических побуждений — быть замеченными, любимыми, возвеличенными?..» Другими. Ценой самоуважения. В области наивысшей важности — в области ценностей, суждений, духа, мысли — они ставят других над своим Я, как предписывает альтруизм. Настоящего эгоиста не может затронуть одобрение других. Он не нуждается в нём.
- О настоящем самоотречении.
— Об идеале, которого, говорят, не существует?
— Он существует… хотя и не в том виде, как они воображают. Именно этого я не могу понять в людях. В них нет самих себя. Они живут в других. Живут как бы взаймы. Посмотри на Питера Китинга.
— Смотри на него сам. Я его ненавижу.
— Я смотрел на него… на то, что от него осталось… и это позволило мне понять. Он расплачивается, и удивляется, за какие грехи, и объясняет себе, что был слишком эгоистичен. В каком его поступке или мысли проявилось его Я? Какой была его цель в жизни? Величие — в чужих глазах. Слава, восхищение, зависть — всё, что исходит от других. Другие продиктовали ему убеждения, которых он не разделял, и он удовлетворился тем, что другие верят, будто он их разделяет. Его движущей силой и главной заботой были другие. Он не хотел быть великим, лишь бы другие считали его великим. Он не хотел строить — хотел, чтобы им восхищались как строителем. Он заимствовал у других, чтобы произвести впечатление на других. Вот его самоотречение. Он предал своё Я и успокоился. Но его называют эгоистом.
— Большинство людей живёт так же.
— Да! Но разве не это основа всех низких поступков? Не эгоизм, а как раз отсутствие своего Я. Посмотри на них. Кто-то мошенничает и врёт, но сохраняет респектабельный вид. Он знает, что бесчестен, но другие верят, что он честен, и он черпает в этом самоуважение, живёт тем, во что верят другие. Другой пользуется доверием за поступки, которых не совершал. Он-то знает, что он посредственность, но возвышается от сознания, что велик в глазах других. А вот несчастная посредственность, которая проповедует любовь к нижестоящим и тянется к тем, кто ещё более обделён, чтобы утвердиться в своём сравнительном превосходстве. Вот человек, чья единственная цель — делать деньги. Нет, я не вижу ничего дурного в стремлении к деньгам. Но деньги — только средство. Если человек добивается их для личных целей — внести в своё производство, создавать, изучать, трудиться, наслаждаться роскошью — он нравственная личность. Но те, кто ставит деньги на первое место, заходят слишком далеко. Роскоши для себя им мало. Они хотят поразить других — показать, развлечь, удивить, произвести впечатление. Все они довольствуются заёмным. Взгляни на наших так называемых носителей культуры. Лектор, который с важностью изливает заимствованные ничего не значащие, в том числе и для него самого, мыслишки, — и люди, которые слушают в полнейшем безразличии, ведь они пришли лишь для того, чтобы рассказать друзьям, что были на лекции человека с именем. Все они получают жизнь из вторых рук.
Если бы я был Эллсвортом Тухи, я бы сказал: «А не выступаете ли вы здесь против эгоизма, мистер Рорк? Разве все они не действуют из эгоистических побуждений — быть замеченными, любимыми, возвеличенными?..» Другими. Ценой самоуважения. В области наивысшей важности — в области ценностей, суждений, духа, мысли — они ставят других над своим Я, как предписывает альтруизм. Настоящего эгоиста не может затронуть одобрение других. Он не нуждается в нём.
Excerpt from Ayn Rand
- About true self-denial.
- About an ideal that they say does not exist?
“He exists ... although not in the form that they imagine.” That’s what I can’t understand in people. They do not have themselves. They live in others. Live as if on loan. Look at Peter Keating.
- Look at him yourself. I hate him.
“I looked at him ... what was left of him ... and that allowed me to understand.” He pays, and wonders for what sins, and explains to himself that he was too selfish. In what act or thought did his self manifest? What was his purpose in life? Greatness is in the eyes of others. Glory, admiration, envy - everything that comes from others. Others dictated to him beliefs that he did not share, and he was satisfied that others believed that he shared them. His driving force and main concern were others. He did not want to be great, if only others would consider him great. He did not want to build - he wanted to be admired as a builder. He borrowed from others to impress others. Here is his self-denial. He betrayed his Self and calmed down. But he is called an egoist.
- Most people live the same way.
- Yes! But is not this the basis of all low deeds? Not selfishness, but just the absence of your Self. Look at them. Someone is cheating and lying, but retains a respectable appearance. He knows that he is dishonorable, but others believe that he is honest, and he draws self-esteem from this, lives by what others believe. Another is trusted for actions that he did not commit. He knows that he is mediocrity, but he rises from the consciousness that he is great in the eyes of others. But the unfortunate mediocrity, which preaches love for lower ones and reaches out to those who are even more deprived, to establish themselves in their comparative superiority. Here is a man whose sole purpose is to make money. No, I don’t see anything wrong with the pursuit of money. But money is only a means. If a person achieves them for personal purposes - to contribute to his production, create, study, work, enjoy luxury - he is a moral person. But those who put money in the first place go too far. Luxury for them is not enough. They want to impress others - show, entertain, surprise, impress. All of them are content with the borrowed. Take a look at our so-called culture bearers. The lecturer, who pours out the borrowed thoughts that are meaningless, including for himself, with importance, are people who listen in utter indifference, because they came only to tell friends that they were at the lecture of a person with a name. They all get second-hand life.
If I were Ellsworth Tuchey, I would say: “But are you not opposed to selfishness here, Mr. Roark? Don't they all act out of selfish motives - to be noticed, loved, exalted? .. ”by Others. At the cost of self-esteem. In the realm of the highest importance — in the realm of values, judgment, spirit, thought — they put others above their I, as altruism prescribes. The true egoist cannot be affected by the approval of others. He does not need him.
- About true self-denial.
- About an ideal that they say does not exist?
“He exists ... although not in the form that they imagine.” That’s what I can’t understand in people. They do not have themselves. They live in others. Live as if on loan. Look at Peter Keating.
- Look at him yourself. I hate him.
“I looked at him ... what was left of him ... and that allowed me to understand.” He pays, and wonders for what sins, and explains to himself that he was too selfish. In what act or thought did his self manifest? What was his purpose in life? Greatness is in the eyes of others. Glory, admiration, envy - everything that comes from others. Others dictated to him beliefs that he did not share, and he was satisfied that others believed that he shared them. His driving force and main concern were others. He did not want to be great, if only others would consider him great. He did not want to build - he wanted to be admired as a builder. He borrowed from others to impress others. Here is his self-denial. He betrayed his Self and calmed down. But he is called an egoist.
- Most people live the same way.
- Yes! But is not this the basis of all low deeds? Not selfishness, but just the absence of your Self. Look at them. Someone is cheating and lying, but retains a respectable appearance. He knows that he is dishonorable, but others believe that he is honest, and he draws self-esteem from this, lives by what others believe. Another is trusted for actions that he did not commit. He knows that he is mediocrity, but he rises from the consciousness that he is great in the eyes of others. But the unfortunate mediocrity, which preaches love for lower ones and reaches out to those who are even more deprived, to establish themselves in their comparative superiority. Here is a man whose sole purpose is to make money. No, I don’t see anything wrong with the pursuit of money. But money is only a means. If a person achieves them for personal purposes - to contribute to his production, create, study, work, enjoy luxury - he is a moral person. But those who put money in the first place go too far. Luxury for them is not enough. They want to impress others - show, entertain, surprise, impress. All of them are content with the borrowed. Take a look at our so-called culture bearers. The lecturer, who pours out the borrowed thoughts that are meaningless, including for himself, with importance, are people who listen in utter indifference, because they came only to tell friends that they were at the lecture of a person with a name. They all get second-hand life.
If I were Ellsworth Tuchey, I would say: “But are you not opposed to selfishness here, Mr. Roark? Don't they all act out of selfish motives - to be noticed, loved, exalted? .. ”by Others. At the cost of self-esteem. In the realm of the highest importance — in the realm of values, judgment, spirit, thought — they put others above their I, as altruism prescribes. The true egoist cannot be affected by the approval of others. He does not need him.
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Николай Гришин