ПАНОПТИКУМЫ ИЛИ НЕМНОГО О СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЯХ Воронеж. Уже...

ПАНОПТИКУМЫ ИЛИ НЕМНОГО О СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЯХ

Воронеж. Уже несколько дней я пытаюсь попасть в Краеведческий музей. Каждый раз мое желание что-то корректирует. Сначала поездка в Океанариум одного из торговых центров; потом удивительно уютная атмосфера одного из новых кафе; и, наконец, мороз и солнце, заставившие меня гулять и радоваться природе.
Четыре года прошли с того времени, как я первый раз побывал в этом музее с богатейшей историей, уникальными экспонатами, удивительным историческим зданием. Срок, который в наше время - динамичная вечность - способная изменить судьбы, историю, отношение.
Но нет - в музее по-прежнему основными экспонатами являются мягкие кресла бабушек-смотрительниц, на которых можно рассмотреть рукотворные приспособления для удобства: где-то валик, сделанный из пледа конца 80-х, где-то советский гобелен с оленями, сложенный втрое-вчетверо. На таких сидалищах-лежбищах очень удобно прикорнуть или же почитать какую-нибудь газетку или роман (необязательно исторический). Я даже не удержался и выложил в соцсети фото такого кресла, которое стояло на выставке «Восемь веков оружия». Оно вполне комфортно чувствовало себя среди ружей, пистолей и прочих мортир. (Хорошее наблюдение: Кресло - главное оружие последних веков!)
У читателя может возникнуть мнение, что я предвзято отношусь к бабушкам-пенсионеркам-смотрителям. Да это так! Я их очень люблю. Люблю и уважаю. Среди них есть те, кто сам является Музеем, Концепцией, Историей! Они чутки и милы, душевны и открыты; они с любовью относятся к посетителям и готовы вести экскурсии, рассказывая об экспонатах и о музее. Они делятся неподдельными эмоциями, которые дороги в наше время, особенно в стенах новомодных выставочных комплексов.
Но есть такие бабули, жертвами которых становятся и стар, и млад. Помню в Смоленске один из наших ребят (ныне выпускник психфака МГУ) был настигнут подобной смотрительницей при попытке сфотографировать талашкинскую керамику. О! Это потрясающая картина, когда смотрители слетаются на фотоаппарат как хищные птицы. Тогда одна из стаи хищников сначала долго кричала - а потом удивилась, что разрешение то на съемку есть. (Тут надо сказать, что несмотря на право бесплатного посещения музеев - я лично всегда плачу за себя, и максимально мотивирую ребят-подопечных оставить деньги в музее нежели в ларьке с "сувенирными говнами»). Но все равно, мы были виноваты в том, что не показали этот билетик на съемку при входе в «залу». Чуть позже - она же напала на девочку (ныне педагога), которая зашла за штору и хотела сфотографировать вид улицы из окна музея. Слова «Ходят тут такие как вы, а потом экспонаты пропадают» включили во мне «мАсквича» и… жили все долго и счастливо!
Но если серьезно, то за последний месяц, который я использовал для посещения самых разных музеев и выставочных пространств - сделал массу выводов о музеях и самое главное о музейных программах, ориентированных на детей-подростков-молодежь. Около 30 музеев посетил с ноября и везде наблюдал, смотрел, брал информационные буклеты, общался с сотрудниками, познакомился с работой музейных образовательных центров.
Один из главных выводов: не все музеи современны. И тут я пишу не о новой мебели, молодых сотрудниках и использовании гаджетов и планшетов для знакомства с информацией. Под "несовременностью» я понимаю неадекватность дел, программ музеев истинным запросам посетителей и в целом населения; отсутствие концептуальных основ в деятельности музеев. Особенно это относится к работе с детьми-подростками-молодежью - самому важному контингенту для музеев, на мой взгляд.
Как много прикладных(именно прикладных) программ для школьников младшего (в крайнем случае среднего) возраста, и как мало содержательных, ценностных программ для подростков и молодежи.
Младшие школьники таковы, что им нужен быстрый результат и быстрый продукт - поэтому им предлагают тут же нарисовать, слепить, склеить что-нибудь. Это важно! И наверно ключи к младшим многие музейщики нашли. Тут все технологично, менее затратно и наверно эффективно.
А вот, что касается подростков - дела обстоят хуже. Подростками в современных музеях практически не занимаются. Есть примеры, как правило негосударственных музеев, в которых есть интересные программы - современные и востребованные молодыми горожанами, которые идут не только на программы, но и на среду, которая сформирована в музейном или околомузейном пространстве. Не используется естественные потребности подростка в этом возрасте - желание общаться, желание быть причастным к чему-либо, желание быть услышанным, желание демонстрировать свои знания и мнения, желание спорить и желание что-то делать важное для других.
В среднестатистических государственных музеях ориентир на подростка заключается (в лучшем случае) в наличии более содержательной экскурсии и более профессионального экскурсовода.
Каждый раз, когда мы с ребятами ходим в музеи на экскурсии - в конце спрашиваю - Как вам экскурсовод? Как вам экскурсия? Редкие случаи, когда ребята в восторге от совершенно потрясающего чувства единения с историей, созданным экскурсоводом.
Вспоминаю удивительную экскурсию по машинным отделениям Крейсера «Аврора», подаренную нам руководством военно-морского музея в знак уважения о переданных нами документах по истории Советско-финляндской войны. Помню как ребята тянули здоровенную цепь, помню как сильно было желание вымазаться в машинном масле этих чудо механизмов начала двадцатого века.
Экскурсовод-педагог может включить ребят в исторический контекст. Таких экскурсоводов немного. В последнее время мы сталкиваемся с достаточно формальной и технологичной (в плане преподнесения материала) экскурсией. Посмотрите налево-посмотрите направо. Беда обостряется в музеях - где поток туристов велик. И индивидуально подойти к группе - практически нереально. Экскурсоводы тоже не роботы. Хотя, после проведенных пару сотен экскурсий наверно ими становятся - механизмами, машинами - транслирующими информацию. Иногда даже ловишь на мысли, что и эмоции у подобных экскурсоводов также технологичны: у этого экспоната поднимается бровь, у того экскурсовод улыбается, там разводит руками и говорит «Вау!». За этим интересно наблюдать, это интересно анализировать.
Проблема наших музеев еще и в отсутствии интерактивности экспозиции. Причем многими музеями интерактивность воспринимается как наличие пары приемов вовлечения экскурсантов в игру или спор. Удали из зала экскурсовода и интерактивности больше не будет.
Человек, приходящий в музей, должен самостоятельно "участвовать" в экспозиции. И дело не только в возможности трогать, нюхать, крутить, слушать. Дело в восприятии контекста. Дело в возможности выбрать свой экскурсионный маршрут и идти по нему, обогащаясь знаниями, эмоциями, а может и навыками.
Человек, прошедший через экспозицию как через приключение, детектив, роман или же драму выходит с вопросами. Эти вопросы он задает себе, окружающим; на эти вопросы он отвечает здесь и сейчас или же потом. Ради этих вопросов музеи и существуют. Сиюминутными эмоциями, которые дарит экспозиция - конечно заниматься надо, но заниматься последействием для современных музеев намного важнее.
Надо закончить как-то попозитивней наверно?! Вот. Придумал.
У Воронежского краеведческого музея есть филиал - дом известного дрессировщика Анатолия Дурова. В начале прошлого века он создал в Воронеже один из немногих частных музеев России - Музей-паноптикум. Он лично вел по нему экскурсии и знакомил горожан с диковинами, привезенными из разных стран. А по территории этого музея ползали три огромных черепахи и на каждой из них была надпись: «Наша экономика», «Наша наука», «Наше образование». Вор так вот!
#музеи #дети #музей #культура #образование #педагогика #музейнаяпедагогика #экскурсия #путешествия #музеимосквы #история #воронеж #врн #россия
PANOPTICUMS OR A FEW ABOUT MODERN MUSEUMS

Voronezh. For several days I have been trying to get into the Museum of Local Lore. Every time my desire corrects something. First, a trip to the Oceanarium of one of the shopping centers; then the surprisingly cozy atmosphere of one of the new cafes; and, finally, frost and sun, which made me walk and enjoy nature.
Four years have passed since I first visited this museum with a rich history, unique exhibits, an amazing historical building. The term, which in our time - a dynamic eternity - is able to change the fate, history, attitude.
But no - the main exhibits in the museum are the soft armchairs of grandmothers of caretakers, where you can see man-made devices for convenience: somewhere a roller made from a rug from the late 80s, somewhere a Soviet tapestry with deer folded four times. It is very convenient to snuggle or read some newspaper or a novel (not necessarily historical) on such loungers. I could not resist and posted on the social network photos of the chair, which stood at the exhibition "Eight centuries of weapons." It felt quite comfortable among the guns, pistols and other mortars. (Good observation: The chair is the main weapon of the last centuries!)
The reader may be of the opinion that I am biased towards the grandmothers-pensioners-caretakers. Yes it is! I love them very much. Love and respect. Among them are those who themselves are the Museum, Concept, History! They are tender and sweet, sincere and open; they treat visitors with love and are ready to lead tours, telling about exhibits and about the museum. They share genuine emotions that are expensive in our time, especially within the walls of new-fangled exhibition complexes.
But there are grannies whose victims are both old and young. I remember in Smolensk one of our guys (now a graduate of the Moscow State University psychology department) was overtaken by a similar supervisor when trying to photograph Talashkin ceramics. ABOUT! This is an amazing picture, when the rangers flock to the camera like birds of prey. Then one of the packs of predators screamed at first for a long time - and then was surprised that there was permission to shoot. (I must say here that, despite the right to visit museums for free, I personally always pay for myself and motivate the wards as much as possible to leave money in the museum rather than in a stall with “souvenir shit.”) But still, we were to blame for that they didn’t show this ticket for filming at the entrance to the “hall.” A little later, she attacked a girl (now a teacher) who went behind the curtain and wanted to photograph a street view from the museum’s window. the exhibits disappear ”included“ Muscovites ”in me and ... they all lived happily ever after!
But seriously, over the past month, which I used to visit a variety of museums and exhibition spaces, I made a lot of conclusions about museums and, most importantly, about museum programs targeted at teenage children. About 30 museums visited since November and everywhere watched, watched, took informational booklets, talked with employees, got acquainted with the work of museum educational centers.
One of the main conclusions: not all museums are modern. And here I am not writing about new furniture, young employees and the use of gadgets and tablets to get acquainted with the information. By “non-timeliness” I understand the inadequacy of affairs, programs of museums to the true needs of visitors and the general population; the lack of conceptual foundations in the activities of museums. This applies especially to working with teenage children — the most important contingent for museums, in my opinion.
How many applied (specifically applied) programs for younger students (at least middle age) age, and how few meaningful, valuable programs for adolescents and young people.
The younger students are such that they need a quick result and a quick product - so they are offered to draw, mold, glue something right there. It is important! And probably the keys to the younger ones were found by many museum workers. It's all technologically, less expensive and probably effective.
As for teenagers, things are worse. Teenagers in modern museums are practically not involved. There are examples, as a rule, of non-state museums in which there are interesting programs - modern and demanded by young citizens, who go not only to the programs, but also to the environment that is formed in the museum or near-museum space. The natural needs of a teenager at this age are not used - the desire to communicate, the desire to be involved in something, the desire to be heard, the desire to demonstrate their knowledge and opinions, the desire to argue and the desire to do something important for others.
In average state museums, the reference point for a teenager is (at best) the presence of a more informative tour and a more professional guide.
Every time when we go to museums with the guys on excursions - at the end I ask - How do you like a guide? How do you like the tour? Rare times when guys are excited about completely sweat.
У записи 4 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Константин Андреев

Понравилось следующим людям