ПИСЬМА О ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ, ДОСТАТКЕ И ЗАРАБОТКЕ
Составитель ИШАЙЯ ГИССЕР
ЗАРАБОТОК, ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ И СОБЛЮДЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ
<…> В хасидизме много говорится о позитивной роли деловых людей в еврейской жизни; в основном она проявляется в двух аспектах:
а) они честно ведут свои дела и отделяют из своих средств на благотворительность;
б) несмотря на то что ведение бизнеса поглощает большую часть их дня, они устанавливают постоянные часы для изучения Торы, хотя в количественном масштабе этих часов у них и меньше, чем у тех, кто постоянно пребывает «в шатре Торы». Тем не менее именно ввиду того, что им приходится тратить на учебу меньше времени в связи с обилием забот о хлебе насущном, эти часы, затраченные на Тору, особенно драгоценны.
Я уверен, что и Вы выделили время для изучения Торы, и не только «открытой» ее части, но также и учения хасидизма. И пусть это станет тем каналом, по которому к Вам придет благословение в делах и изобилие — как духовное, так и материальное!
(Игрот кодеш. Т. IV. С. 279–280)
НЕ ДУМАТЬ О ПОИСКЕ ЗАРАБОТКА В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ
Я был рад получить Ваше письмо, в котором Вы сообщаете о том, как устроились в Бостоне, и в плане учебы в ешиве, и вне ее стен, и мне было приятно узнать, что Вы не ограничиваетесь своими постоянными обязанностями, но ищете дополнительные возможности повлиять на наш мир. Известно, что мудрецы определяли процесс учебы как «занятие (эсек) Торой», тогда как слово «эсек» обычно используется для определения занятия (эсек) бизнесом. Так же как занимающийся бизнесом не ждет, пока блага упадут на него с неба, но всюду денно и нощно ищет возможности расширять свое дело, — таким же должно быть и наше отношение к духовному «заработку». Нужно стараться всюду искать его, и тогда благодаря этому человек получит и материальный достаток, а также общее благополучие во всех своих делах.
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 25)
Церемония авдалы в образовательном центре Хабад‑Любавич в Миннеаполисе. 1960‑е. The Lubavitch Foundation<…> Вы пишете, что учитесь в ешиве «Томхей тмимим» в Лоде и что Вам пятнадцать с половиной лет, а также спрашиваете, стоит ли Вам оставлять ешиву, чтобы выучиться какой‑либо профессии.
Ясно, что, поскольку Вы чудесным образом сумели поступить в ешиву, да еще в такую, где изучают как Открытую, так и Сокрытую Тору, Вы должны суметь увидеть, как свыше Вам помогают выйти на самую лучшую дорогу — как в материальном, так и в духовном плане. Мы знаем также, что человеку часто в виде испытания посылают мысли о прерывании учебы, однако их следует отвергнуть и посвятить себя изучению Открытой и Сокрытой Торы, постоянно и с большим усердием. Очевидно, что Тот, Кто кормит и питает всех, в нужное для того время обеспечит Вам пропитание. И в Вашем возрасте не стоит смущать себя заботами о пропитании, ведь оно зависит только от Всевышнего. Поэтому связь с Торой и заповедями — вот лучший способ обеспечить себе пропитание с течением времени. Оставление «шатра Торы» до срока лишь мешает этому. И пусть Всевышний пошлет Вам благословение в изучении Торы и в богобоязненности!
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 163–164)
<…> Нужно стараться, чтобы материальный заработок был связан с работой в институтах Хабада, тем более что это — сознательно или подсознательно — ближе сердцам хабадников, и потому успеха в такой работе будет больше. Что касается духовной стороны: наши ребе влияют на своих учеников во всем, включая все их нужды, как о том сказал Моше‑рабейну: «Откуда у меня мясо, чтобы дать им?» (Бемидбар, 11:13). Казалось бы, забота о мясе для еды была задачей, не соответствовавшей его духовному уровню, (как разъяснено в «Ликутей Тора», этим следовало заниматься семидесяти старцам), однако же Моше знал, что и это зависит от него.
А когда заработок связан с учреждениями Хабада, материальная и духовная сторона помогают друг другу. Относительно того, что, как Вы пишете, Ваша работа в учреждениях Хабада вредна для Вашего здоровья, — вне всяких сомнений, можно устроить так, чтобы не доходить до крайностей, например, если нужно ездить, то не весь год и даже не большую его часть. Но, с другой стороны, не уходите с этой работы полностью. И тогда Всевышний в изобилии обеспечит пропитанием Вас и Ваших домочадцев и прибавит Вам сил, дабы Вы смогли и дальше распространять источники хасидизма наружу, а также самостоятельно изучать «открытую» часть Торы и хасидизм.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 13)
<…> Вы пишете, что Вашим занятиям мешают, говоря, что Вы должны помогать содержать дом. Но ведь известно мнение Торы о том, что еврей получает свое пропитание только от Всевышнего, как сказано: «Если будете следовать Моим законам…», как и комментарий Раши к этим словам: «Если будете тяжело трудиться над Торой» (Ваикра, 26:3), — то именно благодаря этому и осуществится обещание Всевышнего «…и земля даст свой урожай…» (Ваикра, 26:4). То есть благословение Всевышнего пребудет на всем, что необходимо человеку. Люди же обычно мыслят наоборот: «Если мы прекратим изучать Тору, то у нас будет больше возможностей для заработка». Вы можете показать мое письмо руководству ешивы, с тем чтобы Ваши наставники повлияли на Ваших родителей, дабы они прониклись этой идеей.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 191)
<…> Вы пишете, что до последнего времени учились в ешиве «Томхей тмимим» в Лоде, но теперь не можете продолжать учебу, так как должны помогать зарабатывать деньги своим родителям. Вы, без сомнений, сможете договориться с руководством ешивы о том, чтобы продолжать свою учебу существенную часть дня, а родителям помогать в остальное время. Так как Вы удостоились уже несколько лет пребывать «в шатре Торы» и изучать не только Открытую Тору, но и учение хасидизма — «душу Торы», то нужно приложить усилия для того, чтобы продолжать учебу еще какое‑то время. Мы полагаемся на Всевышнего, который сделает так, чтобы Вы смогли учиться и чтобы при этом финансовое положение Вашей семьи не пострадало. Ведь в мидраше «Сифра», который и приведен в комментарии Раши, прямо сказано: «“Если по законам Моим ходить будете” — то есть будете тяжело трудиться над Торой», — именно тяжело трудиться — «то Я дам вам дожди вовремя».
(Игрот кодеш. Т. X. С. 351)
РАБОТА И ИССЛЕДОВАНИЯ
<…> Вы также спрашиваете, как Вам правильнее поступить: пойти работать врачом, но при этом Вы будете постоянно заняты работой и у Вас не останется времени для научных исследований, или же заняться наукой, где, по Вашим же словам, у Вас есть хорошие шансы преуспеть.
Разумеется, второй вариант лучше, ведь при планировании своей дальнейшей жизни человек должен принимать во внимание не только ближайшие дни и недели, но и более отдаленное будущее. Стоит еще некоторое время пожить в стесненных обстоятельствах, чтобы впоследствии получить душевное удовлетворение и лучшие условия жизни на долгие годы вперед. Но все сказанное верно при том условии, что Вы сможете, посвящая большую часть своего времени и энергии науке, жить не слишком стесненно. Ведь заботы о хлебе насущном мешают сосредоточиться на научных исследованиях и уменьшают шанс добиться в них успеха.
И необходимо помнить, что настоящее счастье любого еврея, как материальное, так и духовное, зависит от следования пути святой Торы, и чем крепче связь с ней, тем успешнее как материальная, так и духовная жизнь. И ничто не устоит перед желанием!
(Игрот кодеш. Т. X. С. 382)
<…> Вы жалуетесь на Ваше материальное положение. И это неудивительно: ведь в последние годы Вы зарабатывали деньги в ущерб соблюдению шабата, а в наших святых книгах говорится, что это не только не добавляет доходы, но даже убавляет их.
Но, поскольку Всевышний постановил, что чистосердечное раскаяние исправляет даже прошлые проступки, Вы должны принять безоговорочное решение следовать пути Торы, Торы Жизни, найти себе другое место работы и приложить все необходимые старания для того, чтобы жить в соответствии с «Шульхан арух». Тогда можно надеяться, что Ваше финансовое положение со временем выправится, хотя, возможно, вначале будет тяжело. Сказано в Писаниях: «И было начало твое тягостным, но конец твой будет величественным» (Иов, 8:7).
Кроме того, стоит проверить состояние Ваших тфилин, а также мезузы в том доме, где Вы живете, давать один или несколько франков на благотворительность перед утренней молитвой будней, а после утренней молитвы в будни, субботы и праздники прочитывать хотя бы один псалом.
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 207)
<…> Вы также пишете, что недовольны своим финансовым положением. Возможно, причина этого в том, что Вы не только не прибавляете, но, возможно, и убавляете от времени, отводимого Вами на изучение Торы, Торы Жизни. А ведь она — истинный сосуд для благословений с Небес, для всего того, в чем нуждается человек, и не только в духовной, но и в материальной сфере. Если Вы будете ей следовать, Всевышний без сомнения выполнит Свое обещание: «Если будете следовать Моим законам…и даст земля урожай». <…>
(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 183)
<…> В своем письме Вы пишете, что учитесь в ешиве, и спрашиваете, какой дальнейший путь Вам избрать <…> В наши дни изучение Торы в Израиле вдвойне важно, так как оно ставит на прочную основу саму жизнь человека, чтобы он мог выдержать все испытания нашей эпохи и устоять перед дующими со всех сторон ураганными ветрами. А ведь они не ослабевают, но крепнут день ото дня. Не только тот, кто избрал себе профессию, связанную со служением в святости — раввин, глава ешивы, резник, — должен учиться в ешиве много лет, но и каждый молодой человек, желающий жить в соответствии с Торой, выполняя волю своего Создателя, должен несколько лет проучиться в ешиве. Тем более это касается того, кто не избирает себе профессию в религиозной еврейской сфере, поскольку его испытания будут еще большими. Поэтому в те годы, когда формируется его духовный облик, он должен находиться в стенах ешивы, не отвлекаясь на другую учебу и не погружаясь в другую атмосферу. И дело вовсе не в приобретении дополнительных знаний, и даже не в том, чтобы стать ученым человеком, а в способности правильно выполнять заповеди. <…>
(Игрот кодеш. Т.
Составитель ИШАЙЯ ГИССЕР
ЗАРАБОТОК, ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ И СОБЛЮДЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ
<…> В хасидизме много говорится о позитивной роли деловых людей в еврейской жизни; в основном она проявляется в двух аспектах:
а) они честно ведут свои дела и отделяют из своих средств на благотворительность;
б) несмотря на то что ведение бизнеса поглощает большую часть их дня, они устанавливают постоянные часы для изучения Торы, хотя в количественном масштабе этих часов у них и меньше, чем у тех, кто постоянно пребывает «в шатре Торы». Тем не менее именно ввиду того, что им приходится тратить на учебу меньше времени в связи с обилием забот о хлебе насущном, эти часы, затраченные на Тору, особенно драгоценны.
Я уверен, что и Вы выделили время для изучения Торы, и не только «открытой» ее части, но также и учения хасидизма. И пусть это станет тем каналом, по которому к Вам придет благословение в делах и изобилие — как духовное, так и материальное!
(Игрот кодеш. Т. IV. С. 279–280)
НЕ ДУМАТЬ О ПОИСКЕ ЗАРАБОТКА В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ
Я был рад получить Ваше письмо, в котором Вы сообщаете о том, как устроились в Бостоне, и в плане учебы в ешиве, и вне ее стен, и мне было приятно узнать, что Вы не ограничиваетесь своими постоянными обязанностями, но ищете дополнительные возможности повлиять на наш мир. Известно, что мудрецы определяли процесс учебы как «занятие (эсек) Торой», тогда как слово «эсек» обычно используется для определения занятия (эсек) бизнесом. Так же как занимающийся бизнесом не ждет, пока блага упадут на него с неба, но всюду денно и нощно ищет возможности расширять свое дело, — таким же должно быть и наше отношение к духовному «заработку». Нужно стараться всюду искать его, и тогда благодаря этому человек получит и материальный достаток, а также общее благополучие во всех своих делах.
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 25)
Церемония авдалы в образовательном центре Хабад‑Любавич в Миннеаполисе. 1960‑е. The Lubavitch Foundation<…> Вы пишете, что учитесь в ешиве «Томхей тмимим» в Лоде и что Вам пятнадцать с половиной лет, а также спрашиваете, стоит ли Вам оставлять ешиву, чтобы выучиться какой‑либо профессии.
Ясно, что, поскольку Вы чудесным образом сумели поступить в ешиву, да еще в такую, где изучают как Открытую, так и Сокрытую Тору, Вы должны суметь увидеть, как свыше Вам помогают выйти на самую лучшую дорогу — как в материальном, так и в духовном плане. Мы знаем также, что человеку часто в виде испытания посылают мысли о прерывании учебы, однако их следует отвергнуть и посвятить себя изучению Открытой и Сокрытой Торы, постоянно и с большим усердием. Очевидно, что Тот, Кто кормит и питает всех, в нужное для того время обеспечит Вам пропитание. И в Вашем возрасте не стоит смущать себя заботами о пропитании, ведь оно зависит только от Всевышнего. Поэтому связь с Торой и заповедями — вот лучший способ обеспечить себе пропитание с течением времени. Оставление «шатра Торы» до срока лишь мешает этому. И пусть Всевышний пошлет Вам благословение в изучении Торы и в богобоязненности!
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 163–164)
<…> Нужно стараться, чтобы материальный заработок был связан с работой в институтах Хабада, тем более что это — сознательно или подсознательно — ближе сердцам хабадников, и потому успеха в такой работе будет больше. Что касается духовной стороны: наши ребе влияют на своих учеников во всем, включая все их нужды, как о том сказал Моше‑рабейну: «Откуда у меня мясо, чтобы дать им?» (Бемидбар, 11:13). Казалось бы, забота о мясе для еды была задачей, не соответствовавшей его духовному уровню, (как разъяснено в «Ликутей Тора», этим следовало заниматься семидесяти старцам), однако же Моше знал, что и это зависит от него.
А когда заработок связан с учреждениями Хабада, материальная и духовная сторона помогают друг другу. Относительно того, что, как Вы пишете, Ваша работа в учреждениях Хабада вредна для Вашего здоровья, — вне всяких сомнений, можно устроить так, чтобы не доходить до крайностей, например, если нужно ездить, то не весь год и даже не большую его часть. Но, с другой стороны, не уходите с этой работы полностью. И тогда Всевышний в изобилии обеспечит пропитанием Вас и Ваших домочадцев и прибавит Вам сил, дабы Вы смогли и дальше распространять источники хасидизма наружу, а также самостоятельно изучать «открытую» часть Торы и хасидизм.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 13)
<…> Вы пишете, что Вашим занятиям мешают, говоря, что Вы должны помогать содержать дом. Но ведь известно мнение Торы о том, что еврей получает свое пропитание только от Всевышнего, как сказано: «Если будете следовать Моим законам…», как и комментарий Раши к этим словам: «Если будете тяжело трудиться над Торой» (Ваикра, 26:3), — то именно благодаря этому и осуществится обещание Всевышнего «…и земля даст свой урожай…» (Ваикра, 26:4). То есть благословение Всевышнего пребудет на всем, что необходимо человеку. Люди же обычно мыслят наоборот: «Если мы прекратим изучать Тору, то у нас будет больше возможностей для заработка». Вы можете показать мое письмо руководству ешивы, с тем чтобы Ваши наставники повлияли на Ваших родителей, дабы они прониклись этой идеей.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 191)
<…> Вы пишете, что до последнего времени учились в ешиве «Томхей тмимим» в Лоде, но теперь не можете продолжать учебу, так как должны помогать зарабатывать деньги своим родителям. Вы, без сомнений, сможете договориться с руководством ешивы о том, чтобы продолжать свою учебу существенную часть дня, а родителям помогать в остальное время. Так как Вы удостоились уже несколько лет пребывать «в шатре Торы» и изучать не только Открытую Тору, но и учение хасидизма — «душу Торы», то нужно приложить усилия для того, чтобы продолжать учебу еще какое‑то время. Мы полагаемся на Всевышнего, который сделает так, чтобы Вы смогли учиться и чтобы при этом финансовое положение Вашей семьи не пострадало. Ведь в мидраше «Сифра», который и приведен в комментарии Раши, прямо сказано: «“Если по законам Моим ходить будете” — то есть будете тяжело трудиться над Торой», — именно тяжело трудиться — «то Я дам вам дожди вовремя».
(Игрот кодеш. Т. X. С. 351)
РАБОТА И ИССЛЕДОВАНИЯ
<…> Вы также спрашиваете, как Вам правильнее поступить: пойти работать врачом, но при этом Вы будете постоянно заняты работой и у Вас не останется времени для научных исследований, или же заняться наукой, где, по Вашим же словам, у Вас есть хорошие шансы преуспеть.
Разумеется, второй вариант лучше, ведь при планировании своей дальнейшей жизни человек должен принимать во внимание не только ближайшие дни и недели, но и более отдаленное будущее. Стоит еще некоторое время пожить в стесненных обстоятельствах, чтобы впоследствии получить душевное удовлетворение и лучшие условия жизни на долгие годы вперед. Но все сказанное верно при том условии, что Вы сможете, посвящая большую часть своего времени и энергии науке, жить не слишком стесненно. Ведь заботы о хлебе насущном мешают сосредоточиться на научных исследованиях и уменьшают шанс добиться в них успеха.
И необходимо помнить, что настоящее счастье любого еврея, как материальное, так и духовное, зависит от следования пути святой Торы, и чем крепче связь с ней, тем успешнее как материальная, так и духовная жизнь. И ничто не устоит перед желанием!
(Игрот кодеш. Т. X. С. 382)
<…> Вы жалуетесь на Ваше материальное положение. И это неудивительно: ведь в последние годы Вы зарабатывали деньги в ущерб соблюдению шабата, а в наших святых книгах говорится, что это не только не добавляет доходы, но даже убавляет их.
Но, поскольку Всевышний постановил, что чистосердечное раскаяние исправляет даже прошлые проступки, Вы должны принять безоговорочное решение следовать пути Торы, Торы Жизни, найти себе другое место работы и приложить все необходимые старания для того, чтобы жить в соответствии с «Шульхан арух». Тогда можно надеяться, что Ваше финансовое положение со временем выправится, хотя, возможно, вначале будет тяжело. Сказано в Писаниях: «И было начало твое тягостным, но конец твой будет величественным» (Иов, 8:7).
Кроме того, стоит проверить состояние Ваших тфилин, а также мезузы в том доме, где Вы живете, давать один или несколько франков на благотворительность перед утренней молитвой будней, а после утренней молитвы в будни, субботы и праздники прочитывать хотя бы один псалом.
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 207)
<…> Вы также пишете, что недовольны своим финансовым положением. Возможно, причина этого в том, что Вы не только не прибавляете, но, возможно, и убавляете от времени, отводимого Вами на изучение Торы, Торы Жизни. А ведь она — истинный сосуд для благословений с Небес, для всего того, в чем нуждается человек, и не только в духовной, но и в материальной сфере. Если Вы будете ей следовать, Всевышний без сомнения выполнит Свое обещание: «Если будете следовать Моим законам…и даст земля урожай». <…>
(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 183)
<…> В своем письме Вы пишете, что учитесь в ешиве, и спрашиваете, какой дальнейший путь Вам избрать <…> В наши дни изучение Торы в Израиле вдвойне важно, так как оно ставит на прочную основу саму жизнь человека, чтобы он мог выдержать все испытания нашей эпохи и устоять перед дующими со всех сторон ураганными ветрами. А ведь они не ослабевают, но крепнут день ото дня. Не только тот, кто избрал себе профессию, связанную со служением в святости — раввин, глава ешивы, резник, — должен учиться в ешиве много лет, но и каждый молодой человек, желающий жить в соответствии с Торой, выполняя волю своего Создателя, должен несколько лет проучиться в ешиве. Тем более это касается того, кто не избирает себе профессию в религиозной еврейской сфере, поскольку его испытания будут еще большими. Поэтому в те годы, когда формируется его духовный облик, он должен находиться в стенах ешивы, не отвлекаясь на другую учебу и не погружаясь в другую атмосферу. И дело вовсе не в приобретении дополнительных знаний, и даже не в том, чтобы стать ученым человеком, а в способности правильно выполнять заповеди. <…>
(Игрот кодеш. Т.
LETTERS OF BUSINESS LIFE, ACCOMPLISHMENT AND EARNINGS
Compiled by ISHAIA GISSER
EARNINGS, STUDYING OF THE TORA AND FOLLOWING THE COMMANDMENTS
<...> Hasidism says a lot about the positive role of business people in Jewish life; It mainly manifests itself in two aspects:
a) they honestly conduct their affairs and separate from their funds for charity;
b) in spite of the fact that doing business consumes most of their day, they set up permanent hours for studying the Torah, although on a quantitative scale they have fewer hours than those who are constantly “in the tent of the Torah”. Nevertheless, precisely because they have to spend less time studying because of the abundance of worries about their daily bread, these hours spent on the Torah are especially precious.
I am sure that you also took the time to study the Torah, and not only its “open” part, but also the teachings of Hasidism. And let this become the channel through which blessing in deeds and abundance will come to you - both spiritual and material!
(Igrot kodesh. T. IV. S. 279–280)
DO NOT THINK ABOUT SEARCH FOR EARNINGS IN YOUNG AGE
I was glad to receive your letter in which you report on how you settled in Boston, both in terms of studying at the yeshiva and outside its walls, and I was pleased to know that you are not limited to your permanent duties, but are looking for additional opportunities to influence to our world. It is known that sages defined the learning process as “occupation (esek) by Torah”, while the word “esek” is usually used to define occupation (esek) by business. Just as a business person does not wait until the blessings fall on him from heaven, but everywhere day and night he seeks opportunities to expand his business, so should our attitude towards spiritual “earning”. We must try to look for him everywhere, and then thanks to this, a person will receive material wealth as well as general well-being in all his affairs.
(Igrot kodesh. T. VIII. S. 25)
Avdala ceremony at the Chabad Lubavitch Education Center in Minneapolis. 1960s The Lubavitch Foundation <...> You write that you study at the yeshiva “Tomhey timimim” in Lod and that you are fifteen and a half years old, and also ask if you should leave the yeshiva in order to learn any profession.
It is clear that, since you miraculously managed to enter the yeshiva, and even to the one where you study both the Open and the Hidden Torah, you should be able to see how you are being helped to reach the best path from above - both material and spiritual plan. We also know that often in the form of a test thoughts are sent to a person about interrupting studies, but they should be rejected and devoted to the study of the Open and Hidden Torah, constantly and with great zeal. Obviously, the One who feeds and nourishes everyone will provide you with food at the right time. And at your age you should not embarrass yourself with worries about food, because it depends only on the Almighty. Therefore, a connection with the Torah and the commandments is the best way to provide food for ourselves over time. Leaving the “tent of the Torah” before the deadline only prevents this. And may the Almighty send you a blessing in the study of the Torah and in God-fearing!
(Igrot kodesh. T. VII. S. 163–164)
<...> It is necessary to try to ensure that material income is associated with work in the institutes of Chabad, especially since it is - consciously or unconsciously - closer to the hearts of the Chabadniks, and therefore there will be more success in such work. As for the spiritual side: our rabbis influence their students in everything, including all their needs, as Moshe-rabein said: “Where did I get the meat to give them?” (Bemidbar, 11:13). It would seem that caring for meat for a meal was a task that did not correspond to its spiritual level (as explained in Likutey Torah, seventy elders should have done this), but Moshe knew that this also depended on him.
And when earnings are connected with Chabad institutions, the material and spiritual side help each other. Regarding the fact that, as you write, your work in Chabad’s institutions is harmful to your health, you can be arranged in such a way as not to go to extremes, for example, if you need to travel, then not all year, or even most of it . But, on the other hand, do not leave this job completely. And then the Almighty will provide plenty of food for you and your household and add strength to you so that you can continue to spread the sources of Hasidism outside, as well as independently study the "open" part of the Torah and Hasidism.
(Igrot kodesh. T. IX. S. 13)
<...> You write that your studies are being hindered, saying that you should help maintain your home. But the Torah’s opinion is known that a Jew receives his food only from the Almighty, as it is said: “If you follow My laws ...”, as well as Rasha’s comment on these words: “If you work hard on the Torah” (Vaikra, 26: 3), it is precisely because of this that the promise of the Most High will come true “... and the earth will give its harvest ...” (Vaikra, 26: 4). That is, the blessing of the Almighty will be on all that is necessary for man. People usually think the other way around: “If we stop studying the Torah, then we will have more opportunities for
Compiled by ISHAIA GISSER
EARNINGS, STUDYING OF THE TORA AND FOLLOWING THE COMMANDMENTS
<...> Hasidism says a lot about the positive role of business people in Jewish life; It mainly manifests itself in two aspects:
a) they honestly conduct their affairs and separate from their funds for charity;
b) in spite of the fact that doing business consumes most of their day, they set up permanent hours for studying the Torah, although on a quantitative scale they have fewer hours than those who are constantly “in the tent of the Torah”. Nevertheless, precisely because they have to spend less time studying because of the abundance of worries about their daily bread, these hours spent on the Torah are especially precious.
I am sure that you also took the time to study the Torah, and not only its “open” part, but also the teachings of Hasidism. And let this become the channel through which blessing in deeds and abundance will come to you - both spiritual and material!
(Igrot kodesh. T. IV. S. 279–280)
DO NOT THINK ABOUT SEARCH FOR EARNINGS IN YOUNG AGE
I was glad to receive your letter in which you report on how you settled in Boston, both in terms of studying at the yeshiva and outside its walls, and I was pleased to know that you are not limited to your permanent duties, but are looking for additional opportunities to influence to our world. It is known that sages defined the learning process as “occupation (esek) by Torah”, while the word “esek” is usually used to define occupation (esek) by business. Just as a business person does not wait until the blessings fall on him from heaven, but everywhere day and night he seeks opportunities to expand his business, so should our attitude towards spiritual “earning”. We must try to look for him everywhere, and then thanks to this, a person will receive material wealth as well as general well-being in all his affairs.
(Igrot kodesh. T. VIII. S. 25)
Avdala ceremony at the Chabad Lubavitch Education Center in Minneapolis. 1960s The Lubavitch Foundation <...> You write that you study at the yeshiva “Tomhey timimim” in Lod and that you are fifteen and a half years old, and also ask if you should leave the yeshiva in order to learn any profession.
It is clear that, since you miraculously managed to enter the yeshiva, and even to the one where you study both the Open and the Hidden Torah, you should be able to see how you are being helped to reach the best path from above - both material and spiritual plan. We also know that often in the form of a test thoughts are sent to a person about interrupting studies, but they should be rejected and devoted to the study of the Open and Hidden Torah, constantly and with great zeal. Obviously, the One who feeds and nourishes everyone will provide you with food at the right time. And at your age you should not embarrass yourself with worries about food, because it depends only on the Almighty. Therefore, a connection with the Torah and the commandments is the best way to provide food for ourselves over time. Leaving the “tent of the Torah” before the deadline only prevents this. And may the Almighty send you a blessing in the study of the Torah and in God-fearing!
(Igrot kodesh. T. VII. S. 163–164)
<...> It is necessary to try to ensure that material income is associated with work in the institutes of Chabad, especially since it is - consciously or unconsciously - closer to the hearts of the Chabadniks, and therefore there will be more success in such work. As for the spiritual side: our rabbis influence their students in everything, including all their needs, as Moshe-rabein said: “Where did I get the meat to give them?” (Bemidbar, 11:13). It would seem that caring for meat for a meal was a task that did not correspond to its spiritual level (as explained in Likutey Torah, seventy elders should have done this), but Moshe knew that this also depended on him.
And when earnings are connected with Chabad institutions, the material and spiritual side help each other. Regarding the fact that, as you write, your work in Chabad’s institutions is harmful to your health, you can be arranged in such a way as not to go to extremes, for example, if you need to travel, then not all year, or even most of it . But, on the other hand, do not leave this job completely. And then the Almighty will provide plenty of food for you and your household and add strength to you so that you can continue to spread the sources of Hasidism outside, as well as independently study the "open" part of the Torah and Hasidism.
(Igrot kodesh. T. IX. S. 13)
<...> You write that your studies are being hindered, saying that you should help maintain your home. But the Torah’s opinion is known that a Jew receives his food only from the Almighty, as it is said: “If you follow My laws ...”, as well as Rasha’s comment on these words: “If you work hard on the Torah” (Vaikra, 26: 3), it is precisely because of this that the promise of the Most High will come true “... and the earth will give its harvest ...” (Vaikra, 26: 4). That is, the blessing of the Almighty will be on all that is necessary for man. People usually think the other way around: “If we stop studying the Torah, then we will have more opportunities for
У записи 7 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский