Несколько слов, в качестве вступления к "Шаар аИхуд...

Несколько слов, в качестве вступления к "Шаар аИхуд вэоЭмуно".

Одна из центральных тем раскрываемых Иудаизмом - природа единства Все-вышнего, единства, которому не противоречит многообразие творений. На вопрос: "Как из единства, не нарушая его, может возникнуть множественность?" - хасидизм отвечает: "...истинно единый способен сотворить [в том числе] множественность... [на что-то неспособен может быть только] единый - "один", отделенной границей от единого - "другого". Все-вышний же, будучи не ограничен ничем, вплоть до того, что не существует отдельного от него существования - может все".
Единство Б-га - единство абсолютной, непостижимой природы, не исключающее многообразие творений, а проявляющееся в нем в своей полноте, продолжающееся в этом многообразии.

В какой же форме, каким образом происходит Творение? Как практически совмещаются воедино Единство и Множественность?

Каббола (тайная Тора), в частности, Тора святого Ари ЗаЛ, на которой зиждется Тора хасидизма, вводит понятие "цимцума" - сокрытия Б-жественности, "дающего место" существованию миров. Объясняется, что цимцум никаким образом не влияет на Сущность Б-жественности, для которой сокрытия не существует и которая находится в раскрытии везде.
Мы же (Творения) не "видим" Ее лишь по той причине, что не являемся сосудами, неспособны воспринять подобное раскрытие. Б-жественность же, для которой мы являемся сосудом, может раскрываться нам только посредством цимцума.

Отсюда цимцум имеет две функции:
- с одной стороны, дает Творению возможность существования,
- с другой - дает Творению возможность восприятия Б-жественности в доступной для него (Творения) форме.

Что же соединяет созданные творения с Сушностью Все-вышнего, "оставшейся" после цимцума за пределами их восприятия? - Тора. (Нельзя не добавить, что в результате изучения и выполнения Торы, с приходом Мошиаха раскроется творениям и сама Сущность в том виде, как она существует выше цимцума, - такая, как Она есть).

______________________________________________________________________

ПОПЫТАЕМСЯ, ХОТЯ БЫ ОТЧАСТИ, ПОНЯТЬ ТО, ЧТО СКАЗАНО В КНИГЕ "ЗОГАР" [основополагающая книга тайной Торы, объяснняющая смысл идей раскрытой Торы на тайном, скрытом, внутреннем уровне], ЧТО "СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ" - ЭТО ЕДИНСТВО ВЕРХНЕЕ, А "БЛАГОСЛОВЕННО ИМЯ СЛАВЫ ЦАРСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!" - НИЖНЕЕ ЕДИНСТВО.

Комментируя известный стих Торы: "Слушай Израиль! Все-вышний - Б-г наш! Все-вышний - один!" и (следующую за ней в молитве) фразу "Благословенно имя Славы Царства Его во веки веков!" "Зоар" указывает на существование двух форм единства Все-вышнего:

- Верхнее - "взгляд со стороны самого Все-вышнего" и
- Нижнее - "взгляд снизу - с позиции творений".

______________________________________________________________________

Глава первая. О НЕПРЕРЫВНОМ ТВОРЕНИИ МИРА.

"И ПОЗНАЙ СЕГОДНЯ, И ЗАТВЕРДИ СЕРДЦУ СВОЕМУ, ЧТО "АВАЙЕ [то проявление Все-вышнего, которое описывается четырехбуквенным именем] ЕСТЬ ЭЛЭЙКИМ [имя Все-вышнего, которым описывается его владычество над сотворенными мирами, часто переводящееся как "Всесильный"] В НЕБЕСАХ НАВЕРХУ И НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, НЕТ БОЛЕЕ [НИКОГО КРОМЕ НЕГО]".

Этот стих из Пятикнижия рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Мидраш, описывая происходившие события говорит: "Все-вышний разорвал все небеса, и евреи увидели что нет никого, кроме Все-вышнего. В этот момент они получили приказ постичь то, что увидели и затвердить [это] своему сердцу, чтобы не забыть того, что видели даже после, когда уже не будет видно", что Авайе, аспект б-жественности творящий мироздание, и Элэйким - раскрытие б-жественности во множественном мире, - представляют из себя простое единство. Там же при даровании Торы было сказано: "Не создай себе кумира... того, что в воде под Землей (внизу).. поднимешь глаза в Небеса (наверху)..." Необходимо размышлять и затвердить своему сердцу, что даже в "воде под Землей" нет никого кроме Него. (Т.е., в том числе, недостаточно увидеть это глазами - без работы, - необходимо размышлять, заниматься работой по постижению, твердить сердцу, чтобы оно восприняло это. Истинное постижение Б-жественности может прийти только в результате личной работы по постижению).

И НУЖНО ПОНЯТЬ: НЕУЖЕЛИ МОЖЕТ ПРИЙТИ ТЕБЕ В ГОЛОВУ, ЧТО Б-Г ПРЕБЫВАЕТ В ВОДЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ, И НЕОБХОДИМО СТОЛЬ НАСТОЙЧИВО ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ: "ЗАТВЕРДИ СЕРДЦУ СВОЕМУ?"

На первый взгляд вызывает непонимание совсем не это. Именно единство Авае и Элэйким, - позитивная идея, нуждающаяся в изучении ("тверди", чтобы сердце приняло) требует напряженной работы для того, чтобы понять ее и принять, а не отказ от ложного представления, совершаемый без труда.

И вот, Алтер ребе начинает свое объяснение. Открывается оно стихом их книги "Тэиллим" ("Псалмов") в свете объяснения великими учителями Тайной Торы:

НАПИСАНО: "НАВЕКИ, Б-ЖЕ, СЛОВО ТВОЕ СТОИТ В НЕБЕСАХ".

То же можно сказать и о всех остальных творениях, однако стих подчеркивает, что даже такое высокое творение, как небеса, нуждается в постоянном присутствии б-жественного речения.

БААЛ ШЕМ ТОВ, БЛАГОСЛОВЕННА ЕГО ПАМЯТЬ, ТАК КОММЕНТИРУЕТ ЭТО: "СЛОВА РЕЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНЕС ТЫ: "ДА БУДЕТ НЕБЕСНЫЙ СВОД ПОСРЕДИ ВОД..." - ВЕЧНО СТОЯТ ВНУТРИ НЕБОСВОДА И ОБЛЕЧЕНЫ ВО ВСЕ СВОДЫ НЕБЕСНЫЕ НАВЕКИ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОЖИВЛЯТЬ ИХ, КАК НАПИСАНО: "И СЛОВО Б-ГА НАШЕГО СТОЯТЬ БУДЕТ ВЕЧНО", то есть вечно будет действовать, то же значение имеют и слова "живы и сущи навеки" в следующей фразе.

И "СЛОВА ЕГО ЖИВЫ И СУЩИ НАВЕКИ..." ИБО, ЕСЛИ БЫ ЭТИ БУКВЫ НА МГНОВЕНИЕ ОТДАЛИЛИСЬ, СОХРАНИ Б-Г, И ВОЗВРАТИЛИСЬ БЫ К СВОЕМУ ИСТОЧНИКУ, НЕБЕСА ОБРАТИЛИСЬ БЫ В НИЧТО И В ПОЛНОЕ НЕБЫТИЕ, И СТАЛО БЫ ТАК, КАК ЕСЛИ БЫ ОНИ ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛИ, СОВЕРШЕННО ТАК ЖЕ, КАК ЭТО БЫЛО ДО ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ: "ДА БУДЕТ ТВЕРДЬ НЕБЕСНАЯ..."

Б-жественное слово - аспект б-жественности при помощи которого было осуществлено Творение: "И _сказал_ Все-вышний: Да будет небосвод... и стало так", - постоянно находится внутри сотворенного им предмета, являясь его жизнью, давая ему существование.

"Буква", "Слово", "Речение" Все-вышнего - так обозначаетТора аспекты Б-жественности раскрывающиеся в Творении мира.

Для того, чтобы понять смысл, заложенный в этом, можно провести аналогию между упоминающимся в Торе речением Все-вышнего и речью человека, служащей для раскрытия внутреннего мира - мыслей, чувств, - _другому_, - отдельному [от Меня]. Подобно этому, раскрытие Б-жественности в Творении, - раскрытие по отношению к "другому" - по отношению к Творению. - Оно требуется не самому Все-вышнему (у Него оно есть и так), а Творению. И посредством этого раскрытия оно (Творение), собственно, и существует. Если же этот (внешний по отношению к Все-вышнему) аспект вернется обратно к своему источнику, к "Я" Все-вышнего, существование мира лишится жизненности, то есть, попросту говоря, исчезнет, поскольку "Я" Все-вышнего не имеет к нему отношения (как мысль одного человека к другому и много более того).

И ТО ЖЕ В ОТНОШЕНИИ ВСЕГО СОЗДАННОГО ВО ВСЕХ МИРАХ, ВЕРХНИХ И НИЖНИХ, И ДАЖЕ В ОТНОШЕНИИ ЭТОЙ ВЕЩЕСТВЕННОЙ ЗЕМЛИ - «СФЕРЫ БЕЗМОЛВИЯ» (ТО ЕСТЬ НЕОДУШЕВЛЕННОГО) В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, - ЕСЛИ БЫ НА МГНОВЕНИЕ ОТДАЛИЛИСЬ ОТ НЕЕ, ДА СОХРАНИТ ВСЕВЫШНИЙ, БУКВЫ ДЕСЯТИ РЕЧЕНИЙ Б-ГА, КОТОРЫМИ ЗЕМЛЯ БЫЛА СОТВОРЕНА В ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ, ОНА БЫЛА БЫ ОБРАЩЕНА В НИЧТО И ПОЛНОЕ НЕБЫТИЕ, СОВЕРШЕННО ТАК ЖЕ, КАК БЫЛО ДО ШЕСТИ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ.

И СКАЗАЛ ОБ ЭТОМ АРИ, БЛАГОСЛОВЕННА ЕГО ПАМЯТЬ, ЧТО И В СОВЕРШЕННО НЕОДУШЕВЛЕННЫК ТЕЛАХ, КАК КАМНИ, ЗЕМЛЯ И ВОДА, ЕСТЬ ДУША И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИЛА, И ЭТО - ОБЛЕЧЕННЫЕ В НИХ "БУКВЫ РЕЧИ" ДЕСЯТИ РЕЧЕНИЙ, КОТОРЫЕ СООБЩАЮТ НЕОЖИВЛЕННОЙ МАТЕРИИ ЖИЗНЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ ТАК, ЧТО ОНА ВОЗНИКАЕТ ИЗ НИЧЕГО И ПОЛНОГО НЕБЫТИЯ, КАКОЕ БЫЛО ДО ШЕСТИ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ.

Тора выделяет в мире 4 принципиально различных вида существования, отличающихся друг от друга степенью раскрытия в них б-жественной жизненности:
- "молчащая" - минеральная природа;
- "растущая" - растительная природа;
- "живая" природа - животный мир и
- "говорящая" природа - человек.

Жизненность растительного мира проявляется, в основном, в способности к росту; животный мир обладает помимо того эмоциональной сферой; человек, интелектом и речью. В чем же видит Ари ЗаЛ душу - жизненость "молчащей", неживой природы? - В самом том, что она есть, существует, является бытием, происходящим из небытия. Это свидетельствует о наличии начала, переводящего ее из состояния "нет" в состояние "да", из небытия в бытие. Само ее существование - проявление заложенной в ней б-жественной жизненности.
A few words, as an introduction to "Shaar aIhud veoEmuno."

One of the central themes revealed by Judaism is the nature of the unity of the Almighty, a unity that does not contradict the diversity of creations. To the question: "How can unity arise from unity without breaking it?" - Hasidism answers: "... a truly united one can create [including] a multiplicity ... [only something can be incapable of] a single -" one ", separated by a border from the one -" the other. "All-higher ", being not limited by anything, to the extent that there is no separate existence from it - everything can."
The unity of Gd is the unity of an absolute, incomprehensible nature, not excluding the diversity of creations, but manifesting in it in its entirety, continuing in this diversity.

In what form, in what way does Creation take place? How are Unity and Multiplicity practically combined together?

Kabbola (the secret Torah), in particular, the Torah of St. Ari Zal, on which the Torah of Hasidism is based, introduces the concept of "tzimtzum" - the concealment of the Divine "giving place" to the existence of worlds. It is explained that tzimtzum in no way affects the Essence of Divinity, for which concealment does not exist and which is disclosed everywhere.
We (Creations) do not “see” Her only for the reason that we are not vessels, unable to perceive such a revelation. Divinity, for which we are a vessel, can be revealed to us only through tzimtzum.

Hence tzimtzum has two functions:
- on the one hand, gives Creation the possibility of existence,
- on the other hand, it gives Creation the possibility of perceiving Divine divinity in a form accessible to it (Creation).

What connects the created creations with the Sushnost of the Almighty, “remaining” after tzimtzum beyond their perception? - Torah. (One cannot but add that as a result of studying and fulfilling the Torah, with the advent of Moshiach, the Essence itself will be revealed to creatures in the form as it exists above tzimtzum - such as It is).

______________________________________________________________________

WE WILL ATTEMPT, WOULD LIKE TO REPORT, TO UNDERSTAND WHAT IS SAID IN THE BOOK OF THE ZOGAR [the fundamental book of the secret Torah explaining the meaning of the ideas of the revealed Torah at the secret, hidden, inner level] THAT “LISTEN TO ISRAEL” IS CONSIDERABLE. NAME OF GLORY TO HIS KINGDOM FOR AGES AND AGES! " - LOWER UNITY.

Commenting on the famous Torah verse: “Listen to Israel! All-Almighty is our Gd! All-Almighty is one!” and (following her in prayer) the phrase "Blessed be the name of the Glory of His Kingdom forever and ever!" The Zohar points to the existence of two forms of the unity of the Supreme:

- Upper - “a view from the side of the All-Almighty” and
- Lower - "a view from below - from a position of creations".

______________________________________________________________________

Chapter first. ABOUT CONTINUOUS CREATION OF THE WORLD.

"AND KNOW TODAY, AND CONSOLIDATE YOUR HEART THAT" HAVAYE [that manifestation of the Almighty, which is described by the four-letter name] IS ELAIKE [the name of the Almighty, which describes his dominion over the created worlds, often translated as "Almighty"] IN HEAVEN UP AND ON THE EARTH DOWN, THERE IS NO MORE [NO EXCEPT HIM]. "

This verse from the Pentateuch describes the giving of the Torah on Mount Sinai. The Midrash, describing the events, says: “The Almighty tore all heaven, and the Jews saw that there was nobody but the Almighty. At that moment they received an order to comprehend what they saw and harden [this] to their heart, so as not to forget that that they saw even after, when it will be no longer visible, "that Avaye, the aspect of divinity creating the universe, and Eleikim - the disclosure of divinity in the plural world - are a simple unity. In the same place, when giving the Torah, it was said: "Do not create an idol for yourself ... that in the water under the Earth (below) .. you will raise your eyes to Heaven (above) ..." It is necessary to reflect and affirm to your heart that even water under the Earth "there is no one but Him. (That is, including, it is not enough to see it through the eyes - without work - you need to think, engage in the work of comprehension, tell the heart to accept it. A true comprehension of Divine divinity can come only as a result of personal work of comprehension) .

AND IT NEEDS TO UNDERSTAND: REALLY CAN YOU GO INTO THE HEAD THAT GOD STAYS IN WATER UNDER THE EARTH AND IT IS NECESSARY TO STRONGLY WARN: "CONFIRM YOUR HEART?"

At first glance, this is not at all misunderstood. It is the unity of Avae and Eleakim, a positive idea that needs to be studied (“firmly” for the heart to accept) and requires hard work in order to understand and accept it, and not a rejection of a false idea, performed without difficulty.

And so, Alter Rebbe begins his explanation. It opens with the verse of their book Theilim (Psalms) in the light of the explanation by the great teachers of the Secret Torah:

WRITTEN: "FOREVER, BAME, SLO
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям