Величие Рашби
Спросите у еврея: "Когда годовщина кончины Авраама"? Можно ручаться, что даже весьма благочестивый потомок Авраама будет поставлен этим вопросом в тупик. "А Ицхака, а Яакова?" – и опять ответа, скорее всего, не получите. Вот день смерти Моше-рабейну куда более известен, да и то только благодаря Раши, который в своем комментарии к Торе подчеркивает, что наш великий учитель скончался в день своего рождения – 7 адара1. Ну а уж если спрашивать о других великих евреях древности – как персонажей Танаха, так и мудрецов Мишны и Талмуда, – то вызовете раздражение: я, мол, вам не энциклопедия и не справочник! Ищите сами, если вам так интересно.
А вот когда ушел из нашего мира рабби Шимон, сын Йохая, – Бен-Йохай в Мишне и Талмуде, Бар-Йохай в устах народа, – скажут, вероятно, большинство опрошенных: в день Лаг-Баомер. Наверняка далеко не все объяснят, что это название означает, однако с уверенностью скажут: "Лаг-Баомер – день смерти Бар-Йохая".
Чем же рабби Шимон бен Йохай (сокращенно – Рашби) заслужил такое уникальное отношение – вплоть до того, что в песнях его именуют "адонену" ("наш господин"), словно живого современника? И чем так замечателен Лаг-Баомер, что в еврейском календаре он отмечен как праздничный наравне с Ханукой или Пуримом, а народная традиция сделала его настоящим празднеством?
Рабби Шимон бен Йохай наиболее известен как автор книги Зогар, неизменно упоминаемой с эпитетом "святой", которая наряду с Танахом и Талмудом лежит в основе иудаизма. Содержание Зогара многообразно: здесь и рассказы о самом рабби Шимоне, его сыне Эльазаре и учениках, об удивительных событиях, случившихся с ними; сведения о мироздании и его сотворении; учение о душе человека и его внутреннем мире; предсказания обстоятельств прихода Машиаха, его времени и даже Грядущего мира... Но главное, что объединяет калейдоскопическую пестроту, столь характерную для Зогара (и, кстати, также для Талмуда), – это раскрытие внутреннего, глубинного смысла Торы. Так же, как в Торе даже самые, казалось бы, простые рассказы содержат конкретные заповеди-указания, все, что приведено в Зогаре, является изложением, объяснением или иллюстрациями положений Каббалы.
Хотя Каббала – неотъемлемая часть Устной Торы, много веков она была уделом избранных. Ее разрешалось преподавать лишь самым одаренным, мудрым и благочестивым ученикам – и то не больше, чем двоим одновременно, а некоторые, наиболее глубокие знания – лишь одному, с глазу на глаз2. Этот закон неукоснительно исполнялся вплоть до разрушения Второго храма и начала рассеяния евреев, когда мудрецы Торы решили нарушить запрет и записывать Устную Тору ради того, чтобы предотвратить ее потерю в условиях изгнания. Как сказано3: "Иной раз отмена Торы – это и есть ее осуществление". Широко известен самоотверженный труд рабби Йеуды а-Наси, главы еврейского народа в III веке н. э., создателя Мишны, отобравшего самые важные из законов Устной Торы и придавшего им чеканную и вместе с тем максимально емкую формулировку. Однако Зогар был записан на добрых сто лет раньше, еще во II веке, ведь опасность безвозвратно утратить знания, которыми владели лишь немногие, была куда вероятней, чем забвение законов, в той или иной степени известных большинству народа.
Зогар в основном написан на арамейском языке, который в то время был у евреев разговорным, и исследователи полагают, что многие страницы этого труда – своего рода конспекты, которые вели ученики, записывая уроки рабби Шимона. В особенности это относится к тем фрагментам, которые очень трудны для понимания из-за лаконичности и отрывочности: весьма вероятно, что в них зафиксированы лишь самые важные сведения, а уже ранее известная их часть опущена.
И особо подчеркнем: тот факт, что речь идет уже об учениках (а не об ученике), – дотоле небывалое положение, означавшее, что Каббала начала переходить в сферу Открытой Торы.
Процесс этот затянулся надолго, до XIII века, когда Зогар был открыт и начал распространяться – сначала в рукописных копиях, а потом и печатно. И лишь в XVI веке великий каббалист рабби Ицхак-Лурия Ашкенази (Аризаль), конгениальный рабби Шимону, продолжил и поднял на новую высоту дело открытия Каббалы. Он получил свыше весть, что "ныне разрешается и даже является добрым делом распространение этой мудрости"4, и каждый из его десяти учеников (стольких же, как у Рашби) стал источником нового света, осветившего весь еврейский (а отчасти и нееврейский) мир. Аризаль совершил великую работу, дав ключ к пониманию Зогара, – объяснил те места в нем, что казались темными, загадочными или противоречивыми, раскрыв внутреннее единство противоположностей, видевшихся дотоле несовместимыми... И вот тогда Зогар воистину превратился в главное средство изучения и распространения Каббалы, то есть стал тем, для чего предназначил его рабби Шимон бен Йохай.
А отсюда – уже прямая дорога к хасидизму, вся суть которого – раскрытие глубинного смысла Торы и благодаря этому обновление еврейского мировоззрения. "Когд
Спросите у еврея: "Когда годовщина кончины Авраама"? Можно ручаться, что даже весьма благочестивый потомок Авраама будет поставлен этим вопросом в тупик. "А Ицхака, а Яакова?" – и опять ответа, скорее всего, не получите. Вот день смерти Моше-рабейну куда более известен, да и то только благодаря Раши, который в своем комментарии к Торе подчеркивает, что наш великий учитель скончался в день своего рождения – 7 адара1. Ну а уж если спрашивать о других великих евреях древности – как персонажей Танаха, так и мудрецов Мишны и Талмуда, – то вызовете раздражение: я, мол, вам не энциклопедия и не справочник! Ищите сами, если вам так интересно.
А вот когда ушел из нашего мира рабби Шимон, сын Йохая, – Бен-Йохай в Мишне и Талмуде, Бар-Йохай в устах народа, – скажут, вероятно, большинство опрошенных: в день Лаг-Баомер. Наверняка далеко не все объяснят, что это название означает, однако с уверенностью скажут: "Лаг-Баомер – день смерти Бар-Йохая".
Чем же рабби Шимон бен Йохай (сокращенно – Рашби) заслужил такое уникальное отношение – вплоть до того, что в песнях его именуют "адонену" ("наш господин"), словно живого современника? И чем так замечателен Лаг-Баомер, что в еврейском календаре он отмечен как праздничный наравне с Ханукой или Пуримом, а народная традиция сделала его настоящим празднеством?
Рабби Шимон бен Йохай наиболее известен как автор книги Зогар, неизменно упоминаемой с эпитетом "святой", которая наряду с Танахом и Талмудом лежит в основе иудаизма. Содержание Зогара многообразно: здесь и рассказы о самом рабби Шимоне, его сыне Эльазаре и учениках, об удивительных событиях, случившихся с ними; сведения о мироздании и его сотворении; учение о душе человека и его внутреннем мире; предсказания обстоятельств прихода Машиаха, его времени и даже Грядущего мира... Но главное, что объединяет калейдоскопическую пестроту, столь характерную для Зогара (и, кстати, также для Талмуда), – это раскрытие внутреннего, глубинного смысла Торы. Так же, как в Торе даже самые, казалось бы, простые рассказы содержат конкретные заповеди-указания, все, что приведено в Зогаре, является изложением, объяснением или иллюстрациями положений Каббалы.
Хотя Каббала – неотъемлемая часть Устной Торы, много веков она была уделом избранных. Ее разрешалось преподавать лишь самым одаренным, мудрым и благочестивым ученикам – и то не больше, чем двоим одновременно, а некоторые, наиболее глубокие знания – лишь одному, с глазу на глаз2. Этот закон неукоснительно исполнялся вплоть до разрушения Второго храма и начала рассеяния евреев, когда мудрецы Торы решили нарушить запрет и записывать Устную Тору ради того, чтобы предотвратить ее потерю в условиях изгнания. Как сказано3: "Иной раз отмена Торы – это и есть ее осуществление". Широко известен самоотверженный труд рабби Йеуды а-Наси, главы еврейского народа в III веке н. э., создателя Мишны, отобравшего самые важные из законов Устной Торы и придавшего им чеканную и вместе с тем максимально емкую формулировку. Однако Зогар был записан на добрых сто лет раньше, еще во II веке, ведь опасность безвозвратно утратить знания, которыми владели лишь немногие, была куда вероятней, чем забвение законов, в той или иной степени известных большинству народа.
Зогар в основном написан на арамейском языке, который в то время был у евреев разговорным, и исследователи полагают, что многие страницы этого труда – своего рода конспекты, которые вели ученики, записывая уроки рабби Шимона. В особенности это относится к тем фрагментам, которые очень трудны для понимания из-за лаконичности и отрывочности: весьма вероятно, что в них зафиксированы лишь самые важные сведения, а уже ранее известная их часть опущена.
И особо подчеркнем: тот факт, что речь идет уже об учениках (а не об ученике), – дотоле небывалое положение, означавшее, что Каббала начала переходить в сферу Открытой Торы.
Процесс этот затянулся надолго, до XIII века, когда Зогар был открыт и начал распространяться – сначала в рукописных копиях, а потом и печатно. И лишь в XVI веке великий каббалист рабби Ицхак-Лурия Ашкенази (Аризаль), конгениальный рабби Шимону, продолжил и поднял на новую высоту дело открытия Каббалы. Он получил свыше весть, что "ныне разрешается и даже является добрым делом распространение этой мудрости"4, и каждый из его десяти учеников (стольких же, как у Рашби) стал источником нового света, осветившего весь еврейский (а отчасти и нееврейский) мир. Аризаль совершил великую работу, дав ключ к пониманию Зогара, – объяснил те места в нем, что казались темными, загадочными или противоречивыми, раскрыв внутреннее единство противоположностей, видевшихся дотоле несовместимыми... И вот тогда Зогар воистину превратился в главное средство изучения и распространения Каббалы, то есть стал тем, для чего предназначил его рабби Шимон бен Йохай.
А отсюда – уже прямая дорога к хасидизму, вся суть которого – раскрытие глубинного смысла Торы и благодаря этому обновление еврейского мировоззрения. "Когд
Greatness Rushby
Ask a Jew: “When is the anniversary of the death of Abraham”? You can vouch that even a very pious descendant of Abraham will be baffled by this question. "And Isaac, and Jacob?" - and again, most likely, you won’t get an answer. This is the day of the death of Moshe-rabein much more known, and only thanks to Rasha, who in his commentary on the Torah emphasizes that our great teacher died on his birthday - 7 Adara1. Well, if you ask about other great Jews of antiquity - both the characters of the Tanakh, and the sages of Mishna and the Talmud - you will cause irritation: I say that you are not an encyclopedia or a reference book! Search for yourself if you are so interested.
But when Rabbi Shimon, the son of Yohai, Ben-Yohai in Mishnah and Talmud, Bar-Yohai in the mouth of the people, left our world, the majority of respondents will probably say: on the day of Lag-Baomer. Surely not everyone will explain what this name means, but they will say with confidence: "Lag-Baomer is the day of Bar-Yohai's death."
Why did Rabbi Shimon bin Yohai (abbreviated as Rashby) deserve such a unique attitude - even to the extent that he is called “adonenu” (“our master”) in his songs, like a living contemporary? And why is Lag Baomer so remarkable that it is marked on the Jewish calendar as festive along with Hanukkah or Purim, and folk tradition made it a real celebration?
Rabbi Shimon bin Yohai is best known as the author of the book Zogar, invariably mentioned with the epithet “saint,” which, along with the Tanach and Talmud, lies at the heart of Judaism. The content of the Zogar is diverse: here are stories about Rabbi Shimon himself, his son Elazar and his students, about the amazing events that happened to them; information about the universe and its creation; the doctrine of the soul of man and his inner world; predictions of the circumstances of the arrival of Mashiach, his time and even the World to Come ... But the main thing that unites the kaleidoscopic diversity that is so characteristic of the Zohar (and, by the way, also of the Talmud) is the disclosure of the inner, deeper meaning of the Torah. Just as in the Torah even the most seemingly simple stories contain specific commandments, all that is given in the Zohar is a statement, explanation or illustration of the provisions of Kabbalah.
Although Kabbalah is an integral part of the Oral Torah, for many centuries it has been the destiny of the elect. It was allowed to be taught only to the most talented, wise and pious students - and then no more than two at the same time, and some, the most profound knowledge - only to one, face to face2. This law was strictly enforced until the destruction of the Second Temple and the dispersal of the Jews, when the sages of the Torah decided to break the ban and record the Oral Torah in order to prevent its loss in exile. As said3: "Sometimes the abolition of the Torah is its implementation." The selfless work of Rabbi Yehuda a-Nasi, the head of the Jewish people in the 3rd century AD is widely known. e., the creator of the Mishnah, who selected the most important of the laws of the Oral Torah and gave them a coined and at the same time maximally comprehensive wording. However, the Zogar was written a good hundred years earlier, back in the II century, because the danger of irrevocably losing knowledge, which only a few owned, was much more likely than forgetting the laws, to one degree or another, known to the majority of the people.
The Zohar is mainly written in Aramaic, which at that time was conversational among the Jews, and researchers believe that many pages of this work are a kind of abstracts that the students wrote while writing the lessons of Rabbi Shimon. This applies especially to those fragments that are very difficult to understand because of their brevity and fragmentation: it is very likely that they contain only the most important information, and the previously known part is omitted.
And we emphasize: the fact that we are talking about students (and not about a student) is an unprecedented situation, which meant that Kabbalah began to move into the realm of the Open Torah.
This process dragged on for a long time, until the XIII century, when the Zogar was opened and began to spread - first in handwritten copies, and then in print. It was only in the 16th century that the great Kabbalist Rabbi Yitzhak-Luria Ashkenazi (Arizal), the congenial Rabbi Shimonu, continued and raised the work of discovering Kabbalah to a new height. He received from above the news that “the dissemination of this wisdom is now permitted and even a good deed” 4, and each of his ten disciples (as many as Rashby’s) became a source of a new light that illuminated the entire Jewish (and partly non-Jewish) world. Arizal has done a great job, giving the key to understanding the Zogar — he explained those places in it that seemed dark, mysterious or contradictory, revealing the inner unity of opposites that seemed incompatible until then ... And then the Zogar truly turned into the main means of studying and disseminating Kabbalah , that is, became what Rabbi Shimon ben Yochai intended it to be.
And from here - there is already a direct road to Hasidism, the whole essence of which is the disclosure of the deep meaning of the Torah and, thanks to this, the renewal of the Jewish worldview. "When
Ask a Jew: “When is the anniversary of the death of Abraham”? You can vouch that even a very pious descendant of Abraham will be baffled by this question. "And Isaac, and Jacob?" - and again, most likely, you won’t get an answer. This is the day of the death of Moshe-rabein much more known, and only thanks to Rasha, who in his commentary on the Torah emphasizes that our great teacher died on his birthday - 7 Adara1. Well, if you ask about other great Jews of antiquity - both the characters of the Tanakh, and the sages of Mishna and the Talmud - you will cause irritation: I say that you are not an encyclopedia or a reference book! Search for yourself if you are so interested.
But when Rabbi Shimon, the son of Yohai, Ben-Yohai in Mishnah and Talmud, Bar-Yohai in the mouth of the people, left our world, the majority of respondents will probably say: on the day of Lag-Baomer. Surely not everyone will explain what this name means, but they will say with confidence: "Lag-Baomer is the day of Bar-Yohai's death."
Why did Rabbi Shimon bin Yohai (abbreviated as Rashby) deserve such a unique attitude - even to the extent that he is called “adonenu” (“our master”) in his songs, like a living contemporary? And why is Lag Baomer so remarkable that it is marked on the Jewish calendar as festive along with Hanukkah or Purim, and folk tradition made it a real celebration?
Rabbi Shimon bin Yohai is best known as the author of the book Zogar, invariably mentioned with the epithet “saint,” which, along with the Tanach and Talmud, lies at the heart of Judaism. The content of the Zogar is diverse: here are stories about Rabbi Shimon himself, his son Elazar and his students, about the amazing events that happened to them; information about the universe and its creation; the doctrine of the soul of man and his inner world; predictions of the circumstances of the arrival of Mashiach, his time and even the World to Come ... But the main thing that unites the kaleidoscopic diversity that is so characteristic of the Zohar (and, by the way, also of the Talmud) is the disclosure of the inner, deeper meaning of the Torah. Just as in the Torah even the most seemingly simple stories contain specific commandments, all that is given in the Zohar is a statement, explanation or illustration of the provisions of Kabbalah.
Although Kabbalah is an integral part of the Oral Torah, for many centuries it has been the destiny of the elect. It was allowed to be taught only to the most talented, wise and pious students - and then no more than two at the same time, and some, the most profound knowledge - only to one, face to face2. This law was strictly enforced until the destruction of the Second Temple and the dispersal of the Jews, when the sages of the Torah decided to break the ban and record the Oral Torah in order to prevent its loss in exile. As said3: "Sometimes the abolition of the Torah is its implementation." The selfless work of Rabbi Yehuda a-Nasi, the head of the Jewish people in the 3rd century AD is widely known. e., the creator of the Mishnah, who selected the most important of the laws of the Oral Torah and gave them a coined and at the same time maximally comprehensive wording. However, the Zogar was written a good hundred years earlier, back in the II century, because the danger of irrevocably losing knowledge, which only a few owned, was much more likely than forgetting the laws, to one degree or another, known to the majority of the people.
The Zohar is mainly written in Aramaic, which at that time was conversational among the Jews, and researchers believe that many pages of this work are a kind of abstracts that the students wrote while writing the lessons of Rabbi Shimon. This applies especially to those fragments that are very difficult to understand because of their brevity and fragmentation: it is very likely that they contain only the most important information, and the previously known part is omitted.
And we emphasize: the fact that we are talking about students (and not about a student) is an unprecedented situation, which meant that Kabbalah began to move into the realm of the Open Torah.
This process dragged on for a long time, until the XIII century, when the Zogar was opened and began to spread - first in handwritten copies, and then in print. It was only in the 16th century that the great Kabbalist Rabbi Yitzhak-Luria Ashkenazi (Arizal), the congenial Rabbi Shimonu, continued and raised the work of discovering Kabbalah to a new height. He received from above the news that “the dissemination of this wisdom is now permitted and even a good deed” 4, and each of his ten disciples (as many as Rashby’s) became a source of a new light that illuminated the entire Jewish (and partly non-Jewish) world. Arizal has done a great job, giving the key to understanding the Zogar — he explained those places in it that seemed dark, mysterious or contradictory, revealing the inner unity of opposites that seemed incompatible until then ... And then the Zogar truly turned into the main means of studying and disseminating Kabbalah , that is, became what Rabbi Shimon ben Yochai intended it to be.
And from here - there is already a direct road to Hasidism, the whole essence of which is the disclosure of the deep meaning of the Torah and, thanks to this, the renewal of the Jewish worldview. "When
У записи 4 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский