ДВЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ВСЕ-ВЫШНЕГО. - 1...

ДВЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ВСЕ-ВЫШНЕГО.

- 1 -

В начале книги "Яд аХазака", занимаясь объяснением заповеди познания Все-вышнего, Рамбам формулирует два положения:

Первое: "Основа основ и столп мудрости - знание о том, что есть Первичное Существование, дающее существование всему существующему, и все творения от Небес до Земли, и все, что между ними, существуют только по-причине Его существования".

Второе: "...и если возникнет в твоем разуме предположение, что Он не существует, то ничто другое не могло бы существовать".

И необходимо понять:

(1) Как может "возникнуть в твоем разуме предположение, что Он, (не дай Б-г), не существует"?

(2) Что добавляет и что нового в понимание приносит сказанное во втором положении: "...то ничто не могло бы существовать", по сравнению со сказанным в первом: "все творения... существуют только по-причине Его существования"?

- 2 -

Ответ на эти вопросы следует предварить объяснением:

Само понятие "существования (некоторой вещи)" - имеет ряд форм и ступеней. Иногда под существованием понимается обладание вещью материальными границами - возможность потрогать ее руками и тому подобное. Порой под "существованием" подразумевают нечто описываемое духовными границами, идеями разума и подобного этому. Есть уровень понятия "существования", который подразумевает [под существующим] вещь не обладающую абсолютно никакими границами - существование Б-жественности.

Что в большей мере воспринимается как "существование" человеком?

Живя в материальном мире, человек (изначально) воспринимает как [реальное] существование то, что обладает материальными границами. Например, маленький ребенок считает [действительно] сушествующим лишь то, что может потрогать руками. [Абстрактная] идея, теория, - для него не представляют из себя существования вовсе, отсутствуют в "его мире". И даже тогда, когда ребенок [подрос] стал умнее и постиг, что духовное - также является существованием, это для него все еще существование менее реальное, нажели существование материальное...

...Однако, чем больше занимается человек идеями разума, тем более может он очистить [свое восприятие] и достигнуть ступени на которой его понятие "сушествование" изменится, и он осознает, что идея _существует_[, причем] в такой степени, по сравнению с которой материальный предмет не воспринимается как существование. Ведь разве можно сравнить "кусок полена" с теорией [- высоким достижением] разума?!

Можно развить подобные рассуждения в направлении того, что касается постижения Б-жественности... Только после огромной работы и изнурительного труда по ее осмыслению можно достигнуть ступени, на которой под понятием [действительное] "существование" мы будем понимать (не материальное и даже не духовное, а лишь) существование Б-жественности.

- 3 -

На основе вышесказанного можно объяснить смысл слов Рамбама в двух первых положениях, из сформулированных им в отношении познания Все-вышнего:

Первое: "...знание о том, что есть Первичное Существование, дающее существование всему существующему, и все творения от Небес до Земли, и все, что между ними, существуют только по-причине Его существования", - ступень осознания понятия "существования" относящаяся ко "всему существующему", "всем творениям от Небес до Земли".

Существование материи ("Земля") или даже существование духовное ("Небеса") существует, в отличии от существования Б-жественности, которое непостижимо, то есть, "по сравнению" с "существованием" ("Земли" и "Небес"), не находится в границах понятия "существования" - не существует. Поэтому, даже после того, как человек понял и глубоко осознал своим разумом "что есть Первичное Существование, дающее существование всему существующему, и все творения от Небес до Земли, и все, что между ними, не сушествуют, но только по-причине Его существования", у него может "возникнуть... предположение, что Он не существует".

И как говорят..: мир создан переведением его в "бытие" ("существующее") из "ничего[, небытия]" ("несуществующего"), - то есть он, мир - бытие (существует), а б-жественная сила осуществляющая и оживляющая его - нет. Потому что, несмотря на то, что человек прекрасно понимает, что все существование мира имеет своим источником лишь б-жественную силу, оживляющую его каждое мгновение, и кроме нее [- этой силы -] у мира нет никакого существования вовсе, - тем не менее, поскольку Б-жественность для него непостижима, и, более того, [для него, в принципе] не находится в границах понятия "существование"[, связываемого им напрямую только с тем, что относится к] миру, человек определяет ее как "ничто[, несуществование]".

[Именно] поэтому Рамбам, формулируя второе положение, добавляет, что наличествует более высокая ступень в познании Все-вышнего, исключающая возможность "(возникновения... предположения), что Он не существует" - [это ступень, выражаемая тезисом☺ "...то ничто не могло бы существовать". Другими словами, творения не только _нуждаются_ в Его существовании ("...сушествуют только по причине Его существования"), но, более того, само понятие "существование" - это только Он, Благословенный. И кроме Него, понятие "существование" не имеет ни к чему и ни к кому, никакого отношения ("...то ничто не могло бы существовать").

- 4 -

Эти две формы "познания Все-вышнего", [на которые намекается] _в_начале_ книги Рамбама "Яд аХазака", соответствуют двум формам познания Все-вышнего, (когда оно в дни прихода Мошиаха достигнет своей полноты) [на которые намекается] _в_завершении_ этой книги [словами]: "наполнится Земля знанием Все-вышнего..." и "...как вода покрывает море".

Познание Все-вышнего, обозначенное в первом положении: несмотря на то, что мы знаем (и это знание _наполняет_ все существование), что "все творения ...сушествуют только по причине Его существования", [они -] творения, остаются в рамках собственного существования, лишь, возможно, достигая в подобном постижении полноты: Земля наполняется "знанием Все-вышнего", но, несмотря на это, остается в границах собственного существования.

Познание Все-вышнего, обозначенное во втором положении: "...то ничто не могло бы существовать" приводит нас к вершине: "...как вода покрывает море", - Земля, как водой, становится покрыта и полностью подчинена... "знанию Все-вышнего", так, что становится не видно никакого другого существования кроме "знания Все-вышнего",.. и кроме него, никакого [другого] существования нет - "... то ничто не могло бы существовать".
0
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям