Почему время прихода Машиаха сокрыто?
Вопрос: Почему время прихода Машиаха «сокрыто от людей»? Почему идея избавления и от чего задумана Творцом «до создания мира»? Если мир ещё не был создан, то от чего его нужно было бы избавлять?
Ответ: Разделим вопрос на два: 1) Почему время прихода Машиаха сокрыто от людей? 2) Пока мир ещё не создан, от чего его нужно его избавлять?
На первый вопрос ответ таков: если бы нам была известна дата окончательного Избавления, то наше отношение к Избавлению было бы как к далекому будущему, не имеющему прямого отношения к настоящему. Но когда дата Избавления неизвестна, и вместе с тем мы уверены, что оно наступит в любой момент, и с нетерпением его ожидаем, то наше отношение к Избавлению меняется, ибо Избавление имеет непосредственное отношение к настоящему. Тогда и наше поведение в настоящем будет таким, как будто Избавление уже наступило [1].
Ответ на второй вопрос более сложен и требует некоторых рассуждений. Дело вот в чем. Если мы посмотрим на все, что есть в мире, то все состоит из как бы материала и из идеи, в этот материал заложенную.
Несколько примеров. Мы берем пластилин, чтобы слепить из него фигурку. Идея возникла еще до того, как мы взяли пластилин в руки. Даже еще до того, как мы о пластилине подумали. Нам захотелось создать фигурку, а потом уже мы выбрали материал, подходящий для нашей цели. Но когда мы стали идею воплощать в действии, все наоборот, вначале появился кусок пластилина, а потому уже мы придали ему форму.
Также и человек, вначале образуется его тело, а потом в тело входит душа (как идея в кусок пластилина). Душа меняет тело, делает его более одухотворенным. Когда мы общаемся с другим человеком, мы общаемся с его душой: с его разумом и сердцем, а не с языком, который произносит слова, и так далее.
Так же и весь мир. «Как душа наполняет тело, так Всевышний наполняет мир» говорится в Талмуде [2]. Б‑г создал мир, а потом (через человека) наполняет его духовностью. Когда мир наполнится, тогда и будет Освобождение.
Здесь следует спросить: «Освобождение от чего?». Здесь мы снова должны прибегнуть к аллегориям. Тора описывает сотворение мира, как речь, исходящую из уст Б‑га [3]. Понятно, это не речь в наших понятиях, это какой-то Б‑жественный процесс, который аллегорически описывается понятием речи [4]. Но если так, следует признать, что между этим процессом и нашей речью есть какое-то подобие. Какое же? Подобие в том, что то, что было скрыто, стало явным [5].
До сотворения мира творений не существовало, они, образно выражаясь, были как бы в мыслях Б‑га и сами себя не ощущали. Акт творения вывел их в явное состояние, они стали ощущать сами себя. Все стало с ног на голову: в мыслях Б‑га ощущалась реальность Б‑га, а реальность творений не ощущалась. Теперь же все стало наоборот: творения ощущают себя, а Б‑га не ощущают. Получается, что эти два состояния противоположны и даже отрицают одно другое: либо то, либо это [6].
Для чего Б‑г сделал такое? А вот для чего: чтобы творения в своей сотворенной реальности сделали явной также реальность Б‑га, и эти две реальности существовали бы вместе и стали бы одним целым.
Выходит, Освобождение состоит из двух этапов: 1) сотворение мира и необходимое для этого сокрытие Б‑га, 2) служением человека происходит раскрытие Б‑га в мире.
Может ли Б‑г сотворить мир сразу таким, каким Он его задумал, без того, чтобы сделать половину работы и половину работы оставить человеку? Может. Но Б‑г захотел, чтобы человек работал духовно, возвышался над природой и, в конце концов, возвысился до уровня Б‑га в том, что стал соучастником творения, так сказать, компаньоном.
Вернемся к примеру с куском пластилина (хотя все примеры одинаковы, но на этом примере видно лучше). Мы сказали, что взяли пластилин после того, как у нас уже была идея слепить фигурку. Также и здесь: идея Освобождения предшествовала сотворению мира. Собственно, именно ради этой идеи мир был сотворен, и сотворен именно таким, чтобы эта идея могла в нем воплотиться. Ведь мы специально берем пластилин бесформенный, так и мир сотворен бесформенным. Да, в отношении Б-жественности мир бесформен, форму ему придает человек.
Отсюда вытекает одно приятное следствие. Потому, что мир создан таким, чтобы в нем могла воплотиться идея Освобождения, то мир не может воплощению этой идеи препятствовать [7]. Не нужно преодолевать сопротивление мира, чтобы Освобождение наступило. Поэтому не нужно с миром воевать, нужно взять его в союзники, и вместе с ним быть человеком и выполнять собственное предназначение [8].
Примечания
[1] Сефер ѓа-сихот 5750, том 2, стр. 398.
[2] Брахот, 10:2. Мидраш Теѓилим, гл. 103.
[3] Берешит, в начале.
[4] Шаар ѓа-ихуд ве-ѓа-эмуна.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Ѓитваадует 5751, т. 1, стр. 380.
[8] Сефер ѓа-сихот 5752, т. 1, стр. 155.
Автор: р. Хаим Фильцер
Вопрос: Почему время прихода Машиаха «сокрыто от людей»? Почему идея избавления и от чего задумана Творцом «до создания мира»? Если мир ещё не был создан, то от чего его нужно было бы избавлять?
Ответ: Разделим вопрос на два: 1) Почему время прихода Машиаха сокрыто от людей? 2) Пока мир ещё не создан, от чего его нужно его избавлять?
На первый вопрос ответ таков: если бы нам была известна дата окончательного Избавления, то наше отношение к Избавлению было бы как к далекому будущему, не имеющему прямого отношения к настоящему. Но когда дата Избавления неизвестна, и вместе с тем мы уверены, что оно наступит в любой момент, и с нетерпением его ожидаем, то наше отношение к Избавлению меняется, ибо Избавление имеет непосредственное отношение к настоящему. Тогда и наше поведение в настоящем будет таким, как будто Избавление уже наступило [1].
Ответ на второй вопрос более сложен и требует некоторых рассуждений. Дело вот в чем. Если мы посмотрим на все, что есть в мире, то все состоит из как бы материала и из идеи, в этот материал заложенную.
Несколько примеров. Мы берем пластилин, чтобы слепить из него фигурку. Идея возникла еще до того, как мы взяли пластилин в руки. Даже еще до того, как мы о пластилине подумали. Нам захотелось создать фигурку, а потом уже мы выбрали материал, подходящий для нашей цели. Но когда мы стали идею воплощать в действии, все наоборот, вначале появился кусок пластилина, а потому уже мы придали ему форму.
Также и человек, вначале образуется его тело, а потом в тело входит душа (как идея в кусок пластилина). Душа меняет тело, делает его более одухотворенным. Когда мы общаемся с другим человеком, мы общаемся с его душой: с его разумом и сердцем, а не с языком, который произносит слова, и так далее.
Так же и весь мир. «Как душа наполняет тело, так Всевышний наполняет мир» говорится в Талмуде [2]. Б‑г создал мир, а потом (через человека) наполняет его духовностью. Когда мир наполнится, тогда и будет Освобождение.
Здесь следует спросить: «Освобождение от чего?». Здесь мы снова должны прибегнуть к аллегориям. Тора описывает сотворение мира, как речь, исходящую из уст Б‑га [3]. Понятно, это не речь в наших понятиях, это какой-то Б‑жественный процесс, который аллегорически описывается понятием речи [4]. Но если так, следует признать, что между этим процессом и нашей речью есть какое-то подобие. Какое же? Подобие в том, что то, что было скрыто, стало явным [5].
До сотворения мира творений не существовало, они, образно выражаясь, были как бы в мыслях Б‑га и сами себя не ощущали. Акт творения вывел их в явное состояние, они стали ощущать сами себя. Все стало с ног на голову: в мыслях Б‑га ощущалась реальность Б‑га, а реальность творений не ощущалась. Теперь же все стало наоборот: творения ощущают себя, а Б‑га не ощущают. Получается, что эти два состояния противоположны и даже отрицают одно другое: либо то, либо это [6].
Для чего Б‑г сделал такое? А вот для чего: чтобы творения в своей сотворенной реальности сделали явной также реальность Б‑га, и эти две реальности существовали бы вместе и стали бы одним целым.
Выходит, Освобождение состоит из двух этапов: 1) сотворение мира и необходимое для этого сокрытие Б‑га, 2) служением человека происходит раскрытие Б‑га в мире.
Может ли Б‑г сотворить мир сразу таким, каким Он его задумал, без того, чтобы сделать половину работы и половину работы оставить человеку? Может. Но Б‑г захотел, чтобы человек работал духовно, возвышался над природой и, в конце концов, возвысился до уровня Б‑га в том, что стал соучастником творения, так сказать, компаньоном.
Вернемся к примеру с куском пластилина (хотя все примеры одинаковы, но на этом примере видно лучше). Мы сказали, что взяли пластилин после того, как у нас уже была идея слепить фигурку. Также и здесь: идея Освобождения предшествовала сотворению мира. Собственно, именно ради этой идеи мир был сотворен, и сотворен именно таким, чтобы эта идея могла в нем воплотиться. Ведь мы специально берем пластилин бесформенный, так и мир сотворен бесформенным. Да, в отношении Б-жественности мир бесформен, форму ему придает человек.
Отсюда вытекает одно приятное следствие. Потому, что мир создан таким, чтобы в нем могла воплотиться идея Освобождения, то мир не может воплощению этой идеи препятствовать [7]. Не нужно преодолевать сопротивление мира, чтобы Освобождение наступило. Поэтому не нужно с миром воевать, нужно взять его в союзники, и вместе с ним быть человеком и выполнять собственное предназначение [8].
Примечания
[1] Сефер ѓа-сихот 5750, том 2, стр. 398.
[2] Брахот, 10:2. Мидраш Теѓилим, гл. 103.
[3] Берешит, в начале.
[4] Шаар ѓа-ихуд ве-ѓа-эмуна.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Ѓитваадует 5751, т. 1, стр. 380.
[8] Сефер ѓа-сихот 5752, т. 1, стр. 155.
Автор: р. Хаим Фильцер
Why is the time of arrival of Mashiach hidden?
Question: Why is the time of the arrival of Mashiach “hidden from the people”? Why is the idea of deliverance and what is the Creator conceived of before the creation of the world? If the world has not yet been created, then what would it need to be rid of?
Answer: We divide the question into two: 1) Why is the time of the arrival of Mashiach hidden from the people? 2) While the world has not yet been created, why should it be delivered?
The answer to the first question is this: if we knew the date of the final Deliverance, then our attitude to the Deliverance would be like a distant future, not directly related to the present. But when the date of the Deliverance is unknown, and at the same time we are sure that it will come at any moment, and we look forward to it, then our attitude towards the Deliverance changes, for the Deliverance is directly related to the present. Then our behavior in the present will be as if Deliverance had already come [1].
The answer to the second question is more complex and requires some discussion. Here's the thing. If we look at everything that is in the world, then everything consists of material, as it were, and of an idea embedded in this material.
A few examples. We take clay to make a figure out of it. The idea arose even before we took the plasticine in our hands. Even before we thought about plasticine. We wanted to create a figure, and then we chose the material suitable for our purpose. But when we began to translate the idea into action, the opposite was true, at first a piece of plasticine appeared, and therefore we already gave it a shape.
Also, a person, first his body is formed, and then the soul enters the body (as an idea into a piece of plasticine). The soul changes the body, makes it more spiritualized. When we communicate with another person, we communicate with his soul: with his mind and heart, and not with the language that pronounces the words, and so on.
So is the whole world. “As the soul fills the body, so the Almighty fills the world” is said in the Talmud [2]. Gd created the world, and then (through man) fills it with spirituality. When the world is filled, then there will be Liberation.
Here you should ask: "Liberation from what?". Here we must again resort to allegories. The Torah describes the creation of the world as speech coming from the mouth of Gd [3]. It is clear that this is not speech in our concepts, it is some kind of Divine process that is allegorically described by the concept of speech [4]. But if so, it should be recognized that there is some similarity between this process and our speech. Which one? The similarity is that what was hidden became apparent [5].
Before the creation of the world, creations did not exist; they, figuratively speaking, were as if in the thoughts of Gd and did not feel themselves. The act of creation brought them into a clear state, they began to feel themselves. Everything turned upside down: in the thoughts of Gd, the reality of Gd was felt, but the reality of creations was not felt. Now everything has become the other way around: creations feel themselves, but Gd does not feel. It turns out that these two states are opposite and even deny one another: either this or that [6].
Why did Gd do this? But for what: for the creations in their created reality to make Gd's reality also clear, and these two realities would exist together and become one.
It turns out that Liberation consists of two stages: 1) the creation of the world and the necessary concealment of Gd, 2) by the service of man, the revelation of Gd takes place in the world.
Can Gd create the world right away as He intended it, without having to do half the work and half the work left to man? Can. But Gd wanted the person to work spiritually, to rise above nature and, in the end, to rise to the level of Gd in becoming an accomplice in creation, a companion, so to speak.
Let us return to the example with a piece of plasticine (although all the examples are the same, but this example is better seen). We said that we took plasticine after we already had the idea to make a figurine. Also here: the idea of Liberation preceded the creation of the world. Actually, it was for the sake of this idea that the world was created, and created just so that this idea could be embodied in it. After all, we specially take shapeless plasticine, and so the world was created shapeless. Yes, in regard to Divine divinity, the world is shapeless, a person gives it a form.
One pleasant consequence follows from this. Because the world was created so that the idea of Liberation could be embodied in it, the world cannot impede the realization of this idea [7]. There is no need to overcome the resistance of the world for Liberation to come. Therefore, it is not necessary to fight the world, you need to take it into allies, and with it be a man and fulfill your own destiny [8].
Notes
[1] Sepher ѓa-shekhot 5750, Volume 2, p. 398.
[2] Brachot, 10: 2. Midrash Theilim, ch. 103.
[3] Bereshit, in the beginning.
[4] Shaar ѓa-ihud ve-ѓa-emuna.
[5] In the same place.
[6] Ibid.
[7] It reads 5751, v. 1, p. 380.
[8] Sefer HaSihot 5752, v. 1, p. 155.
Posted by: р. Chaim Filzer
Question: Why is the time of the arrival of Mashiach “hidden from the people”? Why is the idea of deliverance and what is the Creator conceived of before the creation of the world? If the world has not yet been created, then what would it need to be rid of?
Answer: We divide the question into two: 1) Why is the time of the arrival of Mashiach hidden from the people? 2) While the world has not yet been created, why should it be delivered?
The answer to the first question is this: if we knew the date of the final Deliverance, then our attitude to the Deliverance would be like a distant future, not directly related to the present. But when the date of the Deliverance is unknown, and at the same time we are sure that it will come at any moment, and we look forward to it, then our attitude towards the Deliverance changes, for the Deliverance is directly related to the present. Then our behavior in the present will be as if Deliverance had already come [1].
The answer to the second question is more complex and requires some discussion. Here's the thing. If we look at everything that is in the world, then everything consists of material, as it were, and of an idea embedded in this material.
A few examples. We take clay to make a figure out of it. The idea arose even before we took the plasticine in our hands. Even before we thought about plasticine. We wanted to create a figure, and then we chose the material suitable for our purpose. But when we began to translate the idea into action, the opposite was true, at first a piece of plasticine appeared, and therefore we already gave it a shape.
Also, a person, first his body is formed, and then the soul enters the body (as an idea into a piece of plasticine). The soul changes the body, makes it more spiritualized. When we communicate with another person, we communicate with his soul: with his mind and heart, and not with the language that pronounces the words, and so on.
So is the whole world. “As the soul fills the body, so the Almighty fills the world” is said in the Talmud [2]. Gd created the world, and then (through man) fills it with spirituality. When the world is filled, then there will be Liberation.
Here you should ask: "Liberation from what?". Here we must again resort to allegories. The Torah describes the creation of the world as speech coming from the mouth of Gd [3]. It is clear that this is not speech in our concepts, it is some kind of Divine process that is allegorically described by the concept of speech [4]. But if so, it should be recognized that there is some similarity between this process and our speech. Which one? The similarity is that what was hidden became apparent [5].
Before the creation of the world, creations did not exist; they, figuratively speaking, were as if in the thoughts of Gd and did not feel themselves. The act of creation brought them into a clear state, they began to feel themselves. Everything turned upside down: in the thoughts of Gd, the reality of Gd was felt, but the reality of creations was not felt. Now everything has become the other way around: creations feel themselves, but Gd does not feel. It turns out that these two states are opposite and even deny one another: either this or that [6].
Why did Gd do this? But for what: for the creations in their created reality to make Gd's reality also clear, and these two realities would exist together and become one.
It turns out that Liberation consists of two stages: 1) the creation of the world and the necessary concealment of Gd, 2) by the service of man, the revelation of Gd takes place in the world.
Can Gd create the world right away as He intended it, without having to do half the work and half the work left to man? Can. But Gd wanted the person to work spiritually, to rise above nature and, in the end, to rise to the level of Gd in becoming an accomplice in creation, a companion, so to speak.
Let us return to the example with a piece of plasticine (although all the examples are the same, but this example is better seen). We said that we took plasticine after we already had the idea to make a figurine. Also here: the idea of Liberation preceded the creation of the world. Actually, it was for the sake of this idea that the world was created, and created just so that this idea could be embodied in it. After all, we specially take shapeless plasticine, and so the world was created shapeless. Yes, in regard to Divine divinity, the world is shapeless, a person gives it a form.
One pleasant consequence follows from this. Because the world was created so that the idea of Liberation could be embodied in it, the world cannot impede the realization of this idea [7]. There is no need to overcome the resistance of the world for Liberation to come. Therefore, it is not necessary to fight the world, you need to take it into allies, and with it be a man and fulfill your own destiny [8].
Notes
[1] Sepher ѓa-shekhot 5750, Volume 2, p. 398.
[2] Brachot, 10: 2. Midrash Theilim, ch. 103.
[3] Bereshit, in the beginning.
[4] Shaar ѓa-ihud ve-ѓa-emuna.
[5] In the same place.
[6] Ibid.
[7] It reads 5751, v. 1, p. 380.
[8] Sefer HaSihot 5752, v. 1, p. 155.
Posted by: р. Chaim Filzer
У записи 13 лайков,
2 репостов.
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский