Тания 16 кислева
Заключительный трактат
Дополнения к некоторым главам
глава 7
קונטרס אחרון, עמ' קסא- וצדקה כנחל איתן... עד עמ' 322- א"ס ב"ה.
"וּצְדָקָה כְּנַחַל אֵיתָן" (בְּעָמוֹס סוֹף סִימָן ה).
«...И благотворительность — как могучий поток» (книга Амоса, конец гл. 5).
Амос, 5:24. «Пусть правосудие («мишпат») хлынет как вода, и благотворительность («цдака») — как могучий поток». Смысл этой аллегории в пожелании того, чтобы правосудие, которое было скрыто до сих пор, раскрылось подобно воде, поднимающейся из недр земли и благотворительность раскрылась в всей силе, подобно водам реки, несущимся мощным потоком. Слово «цдака», «благотворительность», буквально переводится «справедливость».
פֵּרוּשׁ, כְּמוֹ שֶׁ"נַּחַל אֵיתָן" הוּא הַמְשָׁכָה הַנִּמְשֶׁכֶת מִבְּחִינַת "אֵיתָן",
Имеется в виду [на внутреннем уровне понимания] духовная категория, что подобна могучему потоку [«нахаль эйтан»], то есть течет [«нахаль»] из аспекта «могучий» [«эйтан»].
«Могучий (эйтан) поток» — это сфира Бина («постижение») — поток, исходящий из сфиры Хохма — («мудрость»), называемой «эйтан» («могущество»). Слово «эйтан» имеет несколько значений: «сильный», «твердый», «устойчивый». Все три этих аспекта присутствую в категории Хохма, которой обладает еврейская душа. Все они подразумеваются в букве Йод Б-жественного Имени Авайе, которая указывает на сфиру Хохма. В написании буквы Йод есть сама точка, которой изображается буква Йод, верхний кончик буквы «коц эльйон» и нижний «коц тахтон».
שֶׁהִיא בְּחִינַת "נְקֻדָּה בְּהֵיכָלָא"
[Этот аспект «эйтан», хохма] также называется [на языке каббалы] «точкой, расположенной во дворце» [«некуда бе-эйхала»],
Это точка Хохмы, которая, подобно реке, втекает во дворец сфиры Бина. Это относится также к абсолютному состоянию неощущения себя, «битуль» души, который проистекает из категории Хохма (более возвышенный битуль, нежели тот битуль и любовь к Творцу, что возникают в душе в силу интеллектуального размышления и постижения Б-жественного в аспекте Бина). Эта точка категории Хохма души привлекается к глубинам сердца, к тому дворцу, что способен ее воспринять на внутреннем уровне.
וּ"תְרֵין רֵיעִין וְכוּ'",
Кроме того, эти две сфирот называются «двумя близкими друзьями, [которые неразлучны]».
Так называют высшие сфирот Хохма и Бина. Их постоянное слияние — это залог существования мира.
וְאוֹתִיּוֹת "אֵיתָן" מְשַׁמְּשׁוֹת לֶעָתִיד,
Буквы «алеф», «йод», «тав», «нун», из которых образовано слово эйтан, используются для образования будущего времени глаголов разных склонений,
Тем самым слово «эйтан» намекает на то, что духовный аспект «эйтан» сможет раскрыться лишь в будущем, с наступлением эры Мошиаха.
פֵּרוּשׁ: אֲנָא עָתִיד לְאִתְגַּלְיָא,
и поэтому это слово как бы означает: «Я Тот, Кто раскроет Себя в грядущем».
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "הִנֵּה יַשְׂכִּיל עַבְדִּי וְגוֹ'",
И так сказано [о Мошиахе] «Обретет раб Мой мудрость»
Йешаяу, 52:13. Слово «обретет мудрость», «йаскиль» употребляется здесь именно в будущем времени.
וְהַיְינוּ שֶׁיִּתְגַּלֶּה אָז אוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא וְיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ תּוֹךְ פְּנִימִיּוּת נְקֻדַּת הַלֵּב,
ибо в те времена проникнет свет Эйн Соф [— Всевышнего], благословен Он, в самую глубину души,
עַל יְדֵי הַמְשָׁכַת "נַחַל אֵיתָן", הוּא הֶאָרַת חָכְמָה עִלָּאָה, שֶׁיָּאִיר בִּפְנִימִיּוּת הַלֵּב,
ибо «могучий поток» [категория «нахаль эйтан»], нисходящий свет Высшей Б-жественной мудрости озарит ее, так что человек полностью сольется с Б-жественным единством, стремясь к этому всем сердцем,
לִבָּטֵל בְּיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ בְּתַכְלִית מֵעָמְקָא דְּלִבָּא,
совершенно растворится в Единстве Его благословенного до самых глубин своего сердца.
אַחֲרֵי הֲסָרַת הָעָרְלָה מִתַּאֲווֹת הַגַּשְׁמִיּוֹת וְכוּ'.
после того, как удалит «крайнюю плоть своего сердца» — земные желания.
Дварим, 10:6, 30:6. После этого не будет больше сокрыта от него глубинная сущность его сердца и стремление души совершенно растворится в бесконечности Б-жественного света, исходящие из категории Хохма души. В ней есть все три аспекта «эйтан»: сила и напористость стремления сущности души, твердость и постоянство. Эти качества унаследованы от праотцев и в них выражается третий аспект устойчивости. Таким образом, в будущем с раскрытием Мошиаха свет раскрытия категории Хохма засияет в самой глубине сердца, сердце почувствует на самом внутреннем уровне совершенное неощущение себя перед всеобъемлющим единством Святого, благословен Он, исходящие из категории Хохма души и со стороны раскрытия категории Высшей Б-жественной Мудрости.
וְהִנֵּה, עַתָּה בְּגָלוּת הָחֵל הַזֶּה,
И в настоящее время, когда народ находится в изгнании,
По Овадья, 1:20. «Когда народ находится в изгнании среди кенаанян до Царфата, и изгнанные из Иерусалима, что в Сфараде, унаследуют горы Нэгева.
Нужно заметить, что в 5752 (1992) году Любавичский Ребе Шлита сообщал, что сейчас наступили дни Мошиаха и все уже готово для полного раскрытия Б-жественности. Также практически все аспекты изгнания исправлены, включая «царфат» (еврейское название Франции), изначально связанный с тяжелейшим злом французской революции и гордыней Наполеона, но, благодаря духовному служению хабадских ребе и их посланников, превращенный в «уфарацта» — термин, обозначающий распространение Торы по всему миру. Также гиматрия слова «уфарацта» — «770» и «Дом Мошиаха». Смотри Двар Малхут гл. «Ваишлах».
יֵשׁ גַּם כֵּן עֵצָה יְעוּצָה לְהָאִיר קְצָת אוֹר ה' מִבְּחִינַת "אֵיתָן" לְתוֹךְ נְקֻדַּת פְּנִימִיּוּת הַלֵּב כְּעֵין לֶעָתִיד,
тоже есть возможность озарить частицей Б-жественного света глубину души, отчасти подобно тому, как это произойдет в будущем.
וְהַיְינוּ עַל יְדֵי שֶׁמְּעוֹרֵר עַל נִיצוֹץ אֱלֹקוּת שֶׁבְּנַפְשׁוֹ בְּחִינַת רַחֲמִים רַבִּים הָעֶלְיוֹנִים.
Этого можно достичь, возбуждая в высших мирах великую жалость [категория «Рахамим рабим»] по отношению к Б-жественной искре, заключенной в душе человека.
Эта категория Высшей жалости безгранична.
כִּי בֶּאֱמֶת, כָּל זְמַן שֶׁאֵין הָאָדָם זוֹכֶה שֶׁיִּתְגַּלֶּה אוֹר ה' מִבְּחִינַת "אֵיתָן" בִּנְקֻדַּת פְּנִימִית לְבָבוֹ,
Поскольку на самом деле эта искра заслуживает великой жалости все время, пока человек не удостоился откровения Б-жественного света, исходящего из [высшей мудрости, называемой] эйтан, и проникающего в самую глубину души,
לִבָּטֵל בְּיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ מֵעָמְקָא דְּלִבָּא עַד כְּלוֹת הַנֶּפֶשׁ מַמָּשׁ
так что человек полностью сольется с Б-жественным единством и душа его совершенно растворится в Б-жественном свете в высочайшем порыве «клот а-нефеш».
אֲזַי בֶּאֱמֶת יֵשׁ רַחֲמָנוּת גְּדוֹלָה עַל הַנִּיצוֹץ שֶׁבְּנַפְשׁוֹ.
[и все время, что человек не удостоился такого], тогда воистину это должно вызывать величайшую жалость по отношению к Б-жественной искре в душе его
כִּי הַנִּיצוֹץ נִמְשָׁךְ מִבְּחִינַת חָכְמָה עִלָּאָה מַמָּשׁ,
Ведь [искра эта] происходит из категории самой Высшей мудрости [«Хохма илаа»],
וּכְשֶׁאֵינוֹ יָכוֹל לְהָאִיר מִבְּחִינָתוֹ לְתוֹךְ פְּנִימִיּוּת הַלֵּב,
и все время, пока не может эта искра души раскрыть свою сущность в средоточии сердца
Это категория Хохма, которая вызывает совершенное неощущение себя («битуль») перед Всевышним.
שֶׁשָּׁם מְקוֹם גִּלּוּי הֶאָרָה זוֹ
в месте, где ее сиянию предназначено раскрыться,
В глубине сердца.
הֲרֵי זֶה בִּבְחִינַת גָּלוּת מַמָּשׁ.
ее существование именуется самым настоящим «изгнанием» [«галут»].
Понятие «Галут» заключается в том, что человек не может раскрыть в себе те силы, которыми он обладает на внутреннем уровне.
וְעַל יְדֵי רַחֲמִים רַבִּים הָעֶלְיוֹנִים יוֹצֵא מֵהַגָּלוּת וְהַשִּׁבְיָה, וּמֵאִיר לְתוֹךְ נְקֻדָּה פְּנִימִיּוּת הַלֵּב בְּחִינַת אַהֲבָה רַבָּה זוֹ,
И великая жалость Свыше освобождает ее из изгнания и плена и дает ей возможность раскрыться в средоточии сердца как великая любовь [«ахава раба»];
Аспект «великая любовь» выражается в полном слиянии души с Б-жественным светом и растворении в нем, состояние «клот а-нефеш».
כַּנּוֹדָע מִמַה שֶׁכָּתוּב: "לְיַעֲקֹב אֲשֶׁר פָּדָה אֶת אַבְרָהָם",
об этом известно из толкования стиха «Яаков, который избавил Авраама»,
Смотри Йешаяу, 29:22. В мидраше «Берейшит раба» сказано, что Авраам был спасен в заслугу того, что от него впоследствии должен был произойти Яаков. На внутреннем уровне здесь подразумевается, что когда качество хесед, характеризующее Авраама, находится в сокрытии, то вызволить его оттуда может качество Яакова — рахамим, жалость.
וּכְמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר בְּלִקּוּטֵי אֲמָרִים פֶּרֶק מה.
Как об этом написано в «Тании», часть 1, глава 45.
Для того же, чтобы категория великой жалости снизошла в этом мир, необходима предварительная работа человека внизу по принципу «итерута де-ле-татаа», которая смогла бы пробудить эту жалость.
וּמוּדַעַת זֹאת, כִּי אִתְעָרוּתָא דִּלְעֵילָא בְּאִתְעָרוּתָא דִּלְתַתָּא דַּוְקָא תַּלְיָא מִלְּתָא,
Известно, что откровение свыше [«итерута де-ле-эйла»] приходит в результате соответствующих действий внизу [«итерута де-ле-татаа»].
דְּהַיְינוּ עַל יְדֵי הִתְעוֹרְרוּת רַחֲמִים רַבִּים בְּלֵב רַחֲמָנִים וְגְוֹמְלֶי חֲסִידִים,לְהַשְׁפִּיעַ לְמַטָּה הַשְׁפָּעָה גַּשְׁמִיּוּת: זָהָב וָכֶסֶף וְכוּ'
А именно [откровение высшей жалости произойдет] тогда, когда евреи, по природе своей милосердные и склонные оказывать помощь ближнему, пробудят великую жалость в своих сердцах и наделят тех, кто беднее их материальными благами, золотом и серебром.
וְלָכֵן פְּעֻלַּת הַצְּדָקָה הִיא פְּעֻלַּת "נַחַל אֵיתָן" מַמָּשׁ.
Поэтому наша благотворительность — это самое реальное действие «нахаль эйтан»
Оно вызывает могучий поток Б-жественной милости к нам. Благодаря Цдаке из аспекта «Эйтан» («хохма») нашей души нисходят любовь и «битуль» и раскрываются подобно «потоку» («нахаль») в самой глубине сердца.
וְהִנֵּה, מוּדַעַת זֹאת מַה שֶּׁכָּתוּב: "כִּי עוֹר בְּעַד עוֹר
Но ведь известно, что «за кожу человек [готов отдать] кожу,
Ийов, 2:4. Слово «ор», по мнению многих мудрецов, означает здесь не «кожа», а «орган тела» — т. е. человек готов пожертвовать одним органом тела, чтобы спасти другой, более важный для жиз
Заключительный трактат
Дополнения к некоторым главам
глава 7
קונטרס אחרון, עמ' קסא- וצדקה כנחל איתן... עד עמ' 322- א"ס ב"ה.
"וּצְדָקָה כְּנַחַל אֵיתָן" (בְּעָמוֹס סוֹף סִימָן ה).
«...И благотворительность — как могучий поток» (книга Амоса, конец гл. 5).
Амос, 5:24. «Пусть правосудие («мишпат») хлынет как вода, и благотворительность («цдака») — как могучий поток». Смысл этой аллегории в пожелании того, чтобы правосудие, которое было скрыто до сих пор, раскрылось подобно воде, поднимающейся из недр земли и благотворительность раскрылась в всей силе, подобно водам реки, несущимся мощным потоком. Слово «цдака», «благотворительность», буквально переводится «справедливость».
פֵּרוּשׁ, כְּמוֹ שֶׁ"נַּחַל אֵיתָן" הוּא הַמְשָׁכָה הַנִּמְשֶׁכֶת מִבְּחִינַת "אֵיתָן",
Имеется в виду [на внутреннем уровне понимания] духовная категория, что подобна могучему потоку [«нахаль эйтан»], то есть течет [«нахаль»] из аспекта «могучий» [«эйтан»].
«Могучий (эйтан) поток» — это сфира Бина («постижение») — поток, исходящий из сфиры Хохма — («мудрость»), называемой «эйтан» («могущество»). Слово «эйтан» имеет несколько значений: «сильный», «твердый», «устойчивый». Все три этих аспекта присутствую в категории Хохма, которой обладает еврейская душа. Все они подразумеваются в букве Йод Б-жественного Имени Авайе, которая указывает на сфиру Хохма. В написании буквы Йод есть сама точка, которой изображается буква Йод, верхний кончик буквы «коц эльйон» и нижний «коц тахтон».
שֶׁהִיא בְּחִינַת "נְקֻדָּה בְּהֵיכָלָא"
[Этот аспект «эйтан», хохма] также называется [на языке каббалы] «точкой, расположенной во дворце» [«некуда бе-эйхала»],
Это точка Хохмы, которая, подобно реке, втекает во дворец сфиры Бина. Это относится также к абсолютному состоянию неощущения себя, «битуль» души, который проистекает из категории Хохма (более возвышенный битуль, нежели тот битуль и любовь к Творцу, что возникают в душе в силу интеллектуального размышления и постижения Б-жественного в аспекте Бина). Эта точка категории Хохма души привлекается к глубинам сердца, к тому дворцу, что способен ее воспринять на внутреннем уровне.
וּ"תְרֵין רֵיעִין וְכוּ'",
Кроме того, эти две сфирот называются «двумя близкими друзьями, [которые неразлучны]».
Так называют высшие сфирот Хохма и Бина. Их постоянное слияние — это залог существования мира.
וְאוֹתִיּוֹת "אֵיתָן" מְשַׁמְּשׁוֹת לֶעָתִיד,
Буквы «алеф», «йод», «тав», «нун», из которых образовано слово эйтан, используются для образования будущего времени глаголов разных склонений,
Тем самым слово «эйтан» намекает на то, что духовный аспект «эйтан» сможет раскрыться лишь в будущем, с наступлением эры Мошиаха.
פֵּרוּשׁ: אֲנָא עָתִיד לְאִתְגַּלְיָא,
и поэтому это слово как бы означает: «Я Тот, Кто раскроет Себя в грядущем».
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "הִנֵּה יַשְׂכִּיל עַבְדִּי וְגוֹ'",
И так сказано [о Мошиахе] «Обретет раб Мой мудрость»
Йешаяу, 52:13. Слово «обретет мудрость», «йаскиль» употребляется здесь именно в будущем времени.
וְהַיְינוּ שֶׁיִּתְגַּלֶּה אָז אוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא וְיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ תּוֹךְ פְּנִימִיּוּת נְקֻדַּת הַלֵּב,
ибо в те времена проникнет свет Эйн Соф [— Всевышнего], благословен Он, в самую глубину души,
עַל יְדֵי הַמְשָׁכַת "נַחַל אֵיתָן", הוּא הֶאָרַת חָכְמָה עִלָּאָה, שֶׁיָּאִיר בִּפְנִימִיּוּת הַלֵּב,
ибо «могучий поток» [категория «нахаль эйтан»], нисходящий свет Высшей Б-жественной мудрости озарит ее, так что человек полностью сольется с Б-жественным единством, стремясь к этому всем сердцем,
לִבָּטֵל בְּיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ בְּתַכְלִית מֵעָמְקָא דְּלִבָּא,
совершенно растворится в Единстве Его благословенного до самых глубин своего сердца.
אַחֲרֵי הֲסָרַת הָעָרְלָה מִתַּאֲווֹת הַגַּשְׁמִיּוֹת וְכוּ'.
после того, как удалит «крайнюю плоть своего сердца» — земные желания.
Дварим, 10:6, 30:6. После этого не будет больше сокрыта от него глубинная сущность его сердца и стремление души совершенно растворится в бесконечности Б-жественного света, исходящие из категории Хохма души. В ней есть все три аспекта «эйтан»: сила и напористость стремления сущности души, твердость и постоянство. Эти качества унаследованы от праотцев и в них выражается третий аспект устойчивости. Таким образом, в будущем с раскрытием Мошиаха свет раскрытия категории Хохма засияет в самой глубине сердца, сердце почувствует на самом внутреннем уровне совершенное неощущение себя перед всеобъемлющим единством Святого, благословен Он, исходящие из категории Хохма души и со стороны раскрытия категории Высшей Б-жественной Мудрости.
וְהִנֵּה, עַתָּה בְּגָלוּת הָחֵל הַזֶּה,
И в настоящее время, когда народ находится в изгнании,
По Овадья, 1:20. «Когда народ находится в изгнании среди кенаанян до Царфата, и изгнанные из Иерусалима, что в Сфараде, унаследуют горы Нэгева.
Нужно заметить, что в 5752 (1992) году Любавичский Ребе Шлита сообщал, что сейчас наступили дни Мошиаха и все уже готово для полного раскрытия Б-жественности. Также практически все аспекты изгнания исправлены, включая «царфат» (еврейское название Франции), изначально связанный с тяжелейшим злом французской революции и гордыней Наполеона, но, благодаря духовному служению хабадских ребе и их посланников, превращенный в «уфарацта» — термин, обозначающий распространение Торы по всему миру. Также гиматрия слова «уфарацта» — «770» и «Дом Мошиаха». Смотри Двар Малхут гл. «Ваишлах».
יֵשׁ גַּם כֵּן עֵצָה יְעוּצָה לְהָאִיר קְצָת אוֹר ה' מִבְּחִינַת "אֵיתָן" לְתוֹךְ נְקֻדַּת פְּנִימִיּוּת הַלֵּב כְּעֵין לֶעָתִיד,
тоже есть возможность озарить частицей Б-жественного света глубину души, отчасти подобно тому, как это произойдет в будущем.
וְהַיְינוּ עַל יְדֵי שֶׁמְּעוֹרֵר עַל נִיצוֹץ אֱלֹקוּת שֶׁבְּנַפְשׁוֹ בְּחִינַת רַחֲמִים רַבִּים הָעֶלְיוֹנִים.
Этого можно достичь, возбуждая в высших мирах великую жалость [категория «Рахамим рабим»] по отношению к Б-жественной искре, заключенной в душе человека.
Эта категория Высшей жалости безгранична.
כִּי בֶּאֱמֶת, כָּל זְמַן שֶׁאֵין הָאָדָם זוֹכֶה שֶׁיִּתְגַּלֶּה אוֹר ה' מִבְּחִינַת "אֵיתָן" בִּנְקֻדַּת פְּנִימִית לְבָבוֹ,
Поскольку на самом деле эта искра заслуживает великой жалости все время, пока человек не удостоился откровения Б-жественного света, исходящего из [высшей мудрости, называемой] эйтан, и проникающего в самую глубину души,
לִבָּטֵל בְּיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ מֵעָמְקָא דְּלִבָּא עַד כְּלוֹת הַנֶּפֶשׁ מַמָּשׁ
так что человек полностью сольется с Б-жественным единством и душа его совершенно растворится в Б-жественном свете в высочайшем порыве «клот а-нефеш».
אֲזַי בֶּאֱמֶת יֵשׁ רַחֲמָנוּת גְּדוֹלָה עַל הַנִּיצוֹץ שֶׁבְּנַפְשׁוֹ.
[и все время, что человек не удостоился такого], тогда воистину это должно вызывать величайшую жалость по отношению к Б-жественной искре в душе его
כִּי הַנִּיצוֹץ נִמְשָׁךְ מִבְּחִינַת חָכְמָה עִלָּאָה מַמָּשׁ,
Ведь [искра эта] происходит из категории самой Высшей мудрости [«Хохма илаа»],
וּכְשֶׁאֵינוֹ יָכוֹל לְהָאִיר מִבְּחִינָתוֹ לְתוֹךְ פְּנִימִיּוּת הַלֵּב,
и все время, пока не может эта искра души раскрыть свою сущность в средоточии сердца
Это категория Хохма, которая вызывает совершенное неощущение себя («битуль») перед Всевышним.
שֶׁשָּׁם מְקוֹם גִּלּוּי הֶאָרָה זוֹ
в месте, где ее сиянию предназначено раскрыться,
В глубине сердца.
הֲרֵי זֶה בִּבְחִינַת גָּלוּת מַמָּשׁ.
ее существование именуется самым настоящим «изгнанием» [«галут»].
Понятие «Галут» заключается в том, что человек не может раскрыть в себе те силы, которыми он обладает на внутреннем уровне.
וְעַל יְדֵי רַחֲמִים רַבִּים הָעֶלְיוֹנִים יוֹצֵא מֵהַגָּלוּת וְהַשִּׁבְיָה, וּמֵאִיר לְתוֹךְ נְקֻדָּה פְּנִימִיּוּת הַלֵּב בְּחִינַת אַהֲבָה רַבָּה זוֹ,
И великая жалость Свыше освобождает ее из изгнания и плена и дает ей возможность раскрыться в средоточии сердца как великая любовь [«ахава раба»];
Аспект «великая любовь» выражается в полном слиянии души с Б-жественным светом и растворении в нем, состояние «клот а-нефеш».
כַּנּוֹדָע מִמַה שֶׁכָּתוּב: "לְיַעֲקֹב אֲשֶׁר פָּדָה אֶת אַבְרָהָם",
об этом известно из толкования стиха «Яаков, который избавил Авраама»,
Смотри Йешаяу, 29:22. В мидраше «Берейшит раба» сказано, что Авраам был спасен в заслугу того, что от него впоследствии должен был произойти Яаков. На внутреннем уровне здесь подразумевается, что когда качество хесед, характеризующее Авраама, находится в сокрытии, то вызволить его оттуда может качество Яакова — рахамим, жалость.
וּכְמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר בְּלִקּוּטֵי אֲמָרִים פֶּרֶק מה.
Как об этом написано в «Тании», часть 1, глава 45.
Для того же, чтобы категория великой жалости снизошла в этом мир, необходима предварительная работа человека внизу по принципу «итерута де-ле-татаа», которая смогла бы пробудить эту жалость.
וּמוּדַעַת זֹאת, כִּי אִתְעָרוּתָא דִּלְעֵילָא בְּאִתְעָרוּתָא דִּלְתַתָּא דַּוְקָא תַּלְיָא מִלְּתָא,
Известно, что откровение свыше [«итерута де-ле-эйла»] приходит в результате соответствующих действий внизу [«итерута де-ле-татаа»].
דְּהַיְינוּ עַל יְדֵי הִתְעוֹרְרוּת רַחֲמִים רַבִּים בְּלֵב רַחֲמָנִים וְגְוֹמְלֶי חֲסִידִים,לְהַשְׁפִּיעַ לְמַטָּה הַשְׁפָּעָה גַּשְׁמִיּוּת: זָהָב וָכֶסֶף וְכוּ'
А именно [откровение высшей жалости произойдет] тогда, когда евреи, по природе своей милосердные и склонные оказывать помощь ближнему, пробудят великую жалость в своих сердцах и наделят тех, кто беднее их материальными благами, золотом и серебром.
וְלָכֵן פְּעֻלַּת הַצְּדָקָה הִיא פְּעֻלַּת "נַחַל אֵיתָן" מַמָּשׁ.
Поэтому наша благотворительность — это самое реальное действие «нахаль эйтан»
Оно вызывает могучий поток Б-жественной милости к нам. Благодаря Цдаке из аспекта «Эйтан» («хохма») нашей души нисходят любовь и «битуль» и раскрываются подобно «потоку» («нахаль») в самой глубине сердца.
וְהִנֵּה, מוּדַעַת זֹאת מַה שֶּׁכָּתוּב: "כִּי עוֹר בְּעַד עוֹר
Но ведь известно, что «за кожу человек [готов отдать] кожу,
Ийов, 2:4. Слово «ор», по мнению многих мудрецов, означает здесь не «кожа», а «орган тела» — т. е. человек готов пожертвовать одним органом тела, чтобы спасти другой, более важный для жиз
Tania 16 Kislev
Final treatise
Additions to some chapters
chapter 7
קונטרס אחרון, עמ 'קסא- וצדקה כנחל איתן ... עד עמ' 322- א"ס ב"ה.
"וּצְדָקָה כְּנַחַל אֵיתָן" (בְּעָמוֹס סוֹף סִימָן ה).
“... And charity is like a mighty stream” (Amos book, end of ch. 5).
Amos, 5:24. “Let justice (“ mishpat ”) flood like water, and charity (“ tsdaka ”) like a mighty stream.” The meaning of this allegory is the desire that justice, which has been hidden so far, has been revealed like water rising from the bowels of the earth and charity will be revealed in all its strength, like the waters of a river, rushing in a powerful stream. The word tsedaka, charity, literally translates to justice.
פֵּרוּשׁ, כְּמוֹ שֶׁ"נַּחַל אֵיתָן "הוּא הַמְשָׁכָה הַנִּמְשֶׁכֶת מִבְּחִינַת" אֵיתָן ",
This refers to [at the internal level of understanding] a spiritual category that is similar to a mighty stream [“impudent eitan”], that is, it flows [“impudent”] from the aspect of “mighty” [“eitan”].
The “mighty (eitan) stream” is the Sefira Bina (“comprehension”) - the stream emanating from the Sefira Hochma - (“wisdom”), called “eitan” (“power”). The word “eitan” has several meanings: “strong”, “firm”, “stable”. All three of these aspects are present in the Hochma category, which the Jewish soul possesses. All of them are implied in the letter Yod of the Divine Name Avaye, which indicates the Sefira of Hochma. In the spelling of the letter Yod, there is a point itself, which depicts the letter Yod, the upper tip of the letter "Kotz Elyon" and the lower "Kotz Takhton."
שֶׁהִיא בְּחִינַת "נְקֻדָּה בְּהֵיכָלָא"
[This aspect of Eitan, Hochma] is also called [in the language of Kabbalah] “a point located in the palace” [“there is nowhere to be-eihala”],
This is the point of Hochma, which, like a river, flows into the palace of the Sefira Bina. This also applies to the absolute state of self-immunity, the “Beatul” of the soul, which derives from the category of Hochma (a more elevated Beatul than that Beatul and love for the Creator that arise in the soul due to intellectual reflection and comprehension of the Divine in the aspect of Bin). This point of the category of Hochma of the soul is attracted to the depths of the heart, to that palace that is capable of perceiving it on the internal level.
וּ"תְרֵין רֵיעִין וְכוּ '",
In addition, these two Sefirot are called “two close friends, [who are inseparable]”.
So called the higher Sefirot of Hochma and Bina. Their constant merging is the key to the existence of the world.
וְאוֹתִיּוֹת "אֵיתָן" מְשַׁמְּשׁוֹת לֶעָתִיד,
The letters Aleph, Iodine, Tav, Nun, from which the word Eitan is formed, are used to form the future tense of verbs of different declensions,
Thus, the word “eitan” hints that the spiritual aspect of “eitan” can be revealed only in the future, with the advent of the era of Moshiach.
פֵּרוּשׁ: אֲנָא עָתִיד לְאִתְגַּלְיָא,
and therefore this word seems to mean: "I am the One who will reveal Myself in the future."
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "הִנֵּה יַשְׂכִּיל עַבְדִּי וְגוֹ '",
And so it is said [about Moshiach] “My servant will gain wisdom”
Yeshayau, 52:13. The word "gain wisdom", "yaskil" is used here in the future tense.
וְהַיְינוּ שֶׁיִּתְגַּלֶּה אָז אוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא וְיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ תּוֹךְ פְּנִימִיּוּת נְקֻדַּת הַלֵּב,
for in those days the light of Ein Sof [- the Most High] will penetrate, He is blessed, in the very depths of the soul,
עַל יְדֵי הַמְשָׁכַת "נַחַל אֵיתָן", הוּא הֶאָרַת חָכְמָה עִלָּאָה, שֶׁיָּאִיר בִּפְנִימִיּוּת הַלֵּב,
for the “mighty stream” [category “impudent aitan”], the downward light of the Highest Divine wisdom will illuminate it, so that a person will completely merge with the Divine unity, striving for it with all his heart,
לִבָּטֵל בְּיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ בְּתַכְלִית מֵעָמְקָא דְּלִבָּא,
completely dissolved in the unity of His blessed to the very depths of his heart.
אַחֲרֵי הֲסָרַת הָעָרְלָה מִתַּאֲווֹת הַגַּשְׁמִיּוֹת וְכוּ '.
after he removes the "foreskin of his heart" - earthly desires.
Dvarim, 10: 6, 30: 6. After that, the deep essence of his heart will no longer be hidden from him and the desire of the soul will completely dissolve in the infinity of the Divine light, coming from the category of Hochma of the soul. It has all three aspects of “eitan”: strength and assertiveness of aspiration of the essence of the soul, firmness and constancy. These qualities are inherited from the forefathers and they express the third aspect of sustainability. Thus, in the future, with the revelation of Moshiach, the light of the revelation of the Hochma category will shine in the very depths of the heart, the heart will feel at the very inner level a complete imperceptibility of itself before the all-embracing unity of the Holy One, He is blessed coming from the category of Hochma of the soul and from the revelation of the category of the Highest Divine Wisdom .
וְהִנֵּה, עַתָּה בְּגָלוּת הָחֵל הַזֶּה,
And now, when the people are in exile,
According to Ovadiah, 1:20. “When the people are in exile among the Canaanites before Carpathians, and those expelled from Jerusalem in Sfarad will inherit the mountains of the Negev.
It should be noted that in 5752 (1992), the Lubavitcher Rebbe Schlit reported that the days of Moshiach had now arrived and that everything was ready for the full disclosure of Divine divinity. Also, almost all aspects of exile are corrected, including
Final treatise
Additions to some chapters
chapter 7
קונטרס אחרון, עמ 'קסא- וצדקה כנחל איתן ... עד עמ' 322- א"ס ב"ה.
"וּצְדָקָה כְּנַחַל אֵיתָן" (בְּעָמוֹס סוֹף סִימָן ה).
“... And charity is like a mighty stream” (Amos book, end of ch. 5).
Amos, 5:24. “Let justice (“ mishpat ”) flood like water, and charity (“ tsdaka ”) like a mighty stream.” The meaning of this allegory is the desire that justice, which has been hidden so far, has been revealed like water rising from the bowels of the earth and charity will be revealed in all its strength, like the waters of a river, rushing in a powerful stream. The word tsedaka, charity, literally translates to justice.
פֵּרוּשׁ, כְּמוֹ שֶׁ"נַּחַל אֵיתָן "הוּא הַמְשָׁכָה הַנִּמְשֶׁכֶת מִבְּחִינַת" אֵיתָן ",
This refers to [at the internal level of understanding] a spiritual category that is similar to a mighty stream [“impudent eitan”], that is, it flows [“impudent”] from the aspect of “mighty” [“eitan”].
The “mighty (eitan) stream” is the Sefira Bina (“comprehension”) - the stream emanating from the Sefira Hochma - (“wisdom”), called “eitan” (“power”). The word “eitan” has several meanings: “strong”, “firm”, “stable”. All three of these aspects are present in the Hochma category, which the Jewish soul possesses. All of them are implied in the letter Yod of the Divine Name Avaye, which indicates the Sefira of Hochma. In the spelling of the letter Yod, there is a point itself, which depicts the letter Yod, the upper tip of the letter "Kotz Elyon" and the lower "Kotz Takhton."
שֶׁהִיא בְּחִינַת "נְקֻדָּה בְּהֵיכָלָא"
[This aspect of Eitan, Hochma] is also called [in the language of Kabbalah] “a point located in the palace” [“there is nowhere to be-eihala”],
This is the point of Hochma, which, like a river, flows into the palace of the Sefira Bina. This also applies to the absolute state of self-immunity, the “Beatul” of the soul, which derives from the category of Hochma (a more elevated Beatul than that Beatul and love for the Creator that arise in the soul due to intellectual reflection and comprehension of the Divine in the aspect of Bin). This point of the category of Hochma of the soul is attracted to the depths of the heart, to that palace that is capable of perceiving it on the internal level.
וּ"תְרֵין רֵיעִין וְכוּ '",
In addition, these two Sefirot are called “two close friends, [who are inseparable]”.
So called the higher Sefirot of Hochma and Bina. Their constant merging is the key to the existence of the world.
וְאוֹתִיּוֹת "אֵיתָן" מְשַׁמְּשׁוֹת לֶעָתִיד,
The letters Aleph, Iodine, Tav, Nun, from which the word Eitan is formed, are used to form the future tense of verbs of different declensions,
Thus, the word “eitan” hints that the spiritual aspect of “eitan” can be revealed only in the future, with the advent of the era of Moshiach.
פֵּרוּשׁ: אֲנָא עָתִיד לְאִתְגַּלְיָא,
and therefore this word seems to mean: "I am the One who will reveal Myself in the future."
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "הִנֵּה יַשְׂכִּיל עַבְדִּי וְגוֹ '",
And so it is said [about Moshiach] “My servant will gain wisdom”
Yeshayau, 52:13. The word "gain wisdom", "yaskil" is used here in the future tense.
וְהַיְינוּ שֶׁיִּתְגַּלֶּה אָז אוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא וְיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ תּוֹךְ פְּנִימִיּוּת נְקֻדַּת הַלֵּב,
for in those days the light of Ein Sof [- the Most High] will penetrate, He is blessed, in the very depths of the soul,
עַל יְדֵי הַמְשָׁכַת "נַחַל אֵיתָן", הוּא הֶאָרַת חָכְמָה עִלָּאָה, שֶׁיָּאִיר בִּפְנִימִיּוּת הַלֵּב,
for the “mighty stream” [category “impudent aitan”], the downward light of the Highest Divine wisdom will illuminate it, so that a person will completely merge with the Divine unity, striving for it with all his heart,
לִבָּטֵל בְּיִחוּדוֹ יִתְבָּרֵךְ בְּתַכְלִית מֵעָמְקָא דְּלִבָּא,
completely dissolved in the unity of His blessed to the very depths of his heart.
אַחֲרֵי הֲסָרַת הָעָרְלָה מִתַּאֲווֹת הַגַּשְׁמִיּוֹת וְכוּ '.
after he removes the "foreskin of his heart" - earthly desires.
Dvarim, 10: 6, 30: 6. After that, the deep essence of his heart will no longer be hidden from him and the desire of the soul will completely dissolve in the infinity of the Divine light, coming from the category of Hochma of the soul. It has all three aspects of “eitan”: strength and assertiveness of aspiration of the essence of the soul, firmness and constancy. These qualities are inherited from the forefathers and they express the third aspect of sustainability. Thus, in the future, with the revelation of Moshiach, the light of the revelation of the Hochma category will shine in the very depths of the heart, the heart will feel at the very inner level a complete imperceptibility of itself before the all-embracing unity of the Holy One, He is blessed coming from the category of Hochma of the soul and from the revelation of the category of the Highest Divine Wisdom .
וְהִנֵּה, עַתָּה בְּגָלוּת הָחֵל הַזֶּה,
And now, when the people are in exile,
According to Ovadiah, 1:20. “When the people are in exile among the Canaanites before Carpathians, and those expelled from Jerusalem in Sfarad will inherit the mountains of the Negev.
It should be noted that in 5752 (1992), the Lubavitcher Rebbe Schlit reported that the days of Moshiach had now arrived and that everything was ready for the full disclosure of Divine divinity. Also, almost all aspects of exile are corrected, including
У записи 5 лайков,
0 репостов,
264 просмотров.
0 репостов,
264 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский